В статье рассматривается актуальный вопрос о выделении правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации в качестве самостоятельной. Автором приведены позиции учёных по этому поводу, а также сформулирован вывод о том, что правозащитную функцию целесообразно выделить как самостоятельную, существующую вместе с другими функциями органов прокуратуры Российской Федерации, поскольку она присутствует при осуществлении любого вида деятельности прокуратуры Российской Федерации, а защита прав и свобод является задачей любой отрасли прокурорского надзора.
Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, правозащитная функция, защита, функции.
В современных реалиях прокуратура Российской Федерации обладает широким объемом полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, а также интересов организаций и публично-правовых образований. Ежегодно значительное число граждан обращается за защитой и восстановлением своих прав именно в органы прокуратуры Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что правозащитная деятельность российской прокуратуры остаётся наиболее эффективной и доступной для населения страны.
Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации, неоднократно поднимался в научной литературе. Единства мнений по поводу их исчерпывающего перечня среди учёных нет. Согласно статье 1 Федерального закона 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В указанной статье также отмечается, что прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции. Исходя из текста упомянутого Федерального закона к таковым можно отнести: уголовное преследование, координацию деятельности правоoхранительных органoв по борьбе с преступностью, возбуждение дел об административных правoнарушениях и проведение административного расследования, участие в рассмотрении дел судами, участие в правoтворческой деятельности, а также сoгласно статье 2 указанного Федерального закона — международное сотрудничество. Указанные виды деятельности, прямо не именуемые в Федеральном законе 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» функциями, рассредоточены по тексту данного Федерального закона. По мнению Н. Н. Карпова, их также следует признать функциями, поскольку они непосредственно включены в соответствующие нормы федерального закона и определяют обособленные полноценные виды деятельности прокуратуры [6, с. 8].
Возникает вопрос: можно ли отнести к функциям прокуратуры Российской Федерации правозащиту, которая прямо не закреплена в тексте указанного Федерального закона, и выделять её в качестве самостоятельной? Мнения исследователей на этот счёт расходятся. Многие считают, что её невозможно выделить в качестве отдельной, поскольку целью всей деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Правозащитное предназначение прокуратуры пронизывает всю её деятельность.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» внимание прокуроров акцентировано на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь подлежат защите права и законные интересы групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является отдельной отраслью прокурорского надзора. В соответствии со ст. 26 Федерального закона 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора в данной отрасли является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В данной сфере органы прокуратуры Российской Федерации проводят проверки исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, и принимают меры к устранению их нарушений. Согласно статье 27 указанного Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры Российской Федерации принимают участие в рассмотрении дел судами. Так, согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Вместе с тем, как считает В. Г. Бессарабов, правозащиту можно отнести к самостоятельному направлению деятельности современной российской прокуратуры в ходе осуществления ею различных видов и направлений деятельности [4, с. 20]. Несмотря на многочисленность стоящих перед прокуратурой задач, как орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина, прокуратура призвана обеспечить: а) своевременное выявление нарушений закона; б) своевременное и радикальное устранение нарушений закона; в) предупреждение нарушений закона. Иначе говоря, можно заключить, что задачи деятельности прокуратуры определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе. Названные задачи отражают содержание и сущность правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации [5, с. 23–24].
Сторонником позиции о выделении правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации в качестве отдельной выступает В. В. Росинский. По его мнению, защита прав и свобод человека и гражданина является самостоятельной функцией прокуратуры наряду с функциями надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов; уголовного преследования; поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации не только реализуется в процессе осуществления надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и вбирает в себя правозащитную практику иных видов деятельности органов и учреждений прокуратуры [7, с. 82].
Такая позиция представляется достаточно обоснованной и аргументированной, поэтому целесообразно выделить правозащитную функцию как самостоятельную, существующую вместе с другими функциями органов прокуратуры Российской Федерации. Её главное назначение состоит не только в восстановлении нарушенного права, но и в целесообразном положительном изменении ситуации с нарушениями прав человека в целом и её преобразовании в интересах общества и государства.
Цель всей прокурорской деятельности заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он может обратиться за защитой к компетентным государственным органам, у которых, в свою очередь, есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина и которые могут обеспечить состояние их реальной защищенности.
Таким образом, необходимо констатировать тот факт, что правозащитная функция органов прокуратуры присутствует при осуществлении любого вида деятельности прокуратуры Российской Федерации, а защита прав и свобод является задачей любой отрасли прокурорского надзора.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ
- О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 № 2202–1: в ред. Федер. закона от 31 декабря 2017 г. № 246-ФЗ // Рос. газ. — 1992. — 25 ноября.
- Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
- Бессарабов В. Г. Реализация прокуратурой положений Конституции Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина // Криминалист. 2013. — № 2 (13). — С. 15–20.
- Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина /В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. — Москва, 2007.
- Карпов Н. Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. — 2014. — № 8. — С.7–11.
- Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации: монография. М., 2010.