Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 1724 раза

Библиографическое описание:

Милевич, А. С. Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса / А. С. Милевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/2/87/ (дата обращения: 16.12.2024).

Предпринимательская  деятельность тесно связана с информацией. Это получение, накопление, хранение, обра­ботка и использование информации. Потеря опре­деленной ее части негативно сказывается на получении прибыли, ради чего создается любой бизнес. Бизнесмен должен отдавать себе отчет в том, что успех в бизнесе зависит во многом от кон­фиденциальности информации.

В совре­менном бизнесе для упрощения труда сотрудников основная информация передается в электронном виде с помощью компьютерных технологий. Этo, естественно, повышает эффективность и производительность труда, но открывает информaцию для «третьих лиц».

Возникают воп­росы: Как защитить информацию? Вся ли информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выделяется толь­ко определенная группа информации, то по каким критериям? Зачем ее нужно защищать? На какой стадии и какие информационные потоки требуют защиты? В какой степени необходимо защищать информацию от внеш­него и внутреннего вмешательства?

Ответ на все вопросы один: «Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя, и которая может быть использована конкурентами, зло­умьшленниками или хакерами во вред предпринимателю» [3, с. 21].

Информацию, которая используется в предпринимательской деятельно­сти, можно, достаточно условно, разделить на три основных направления:

·         пред­принимательская,

·         правовая,

·         специально-оперативная.

Предпринимательская информация включает сведения о состоянии экономической системы, в которой действует предприниматель, о факторах, которые могут положительно или отрицательно повли­ять на сферу его деятельности. Наличие негативных условий, при которых создается реальная угроза субъектам хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и оперативных задач,  проблему обеспечения экономической безопасности информации фирмы.

Правовая информация - это сведения о действующем законода­тельстве, о законах и  правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей. Многие вопросы предпринимательской деятельности ре­гулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другими законодательствами. Правовая информация – это открытый информационный поток для любого бизнеса и требует глубокого изучения не только нормативно-правовых актов, но и комментарий к ним.

Специально-оперативная информация состоит из сведений о спосо­бах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц. В рыночной экономике возникает много проблем, связанных с обеспечением сохранности предпринимательской информации. Для защиты предприни­мательских информационных потоков от различного рода посягательств используются специальные меры.

Автором было проведено исследование на базе малого бизнеса Сибирского Федерального округа.. В качестве базы исследования были определены отдельные регионы Сибирского Федерального округа, а именно, Алтайский и Красноярские края, Кемеровская, Новосибирская и Томская области. В регионах были исследованы  столицы и по два города районного значения. Выборка составили 500 предпринимателей малого бизнеса, по  сто из каждого региона, в том числе по 50 бизнесменов в столицах и по 25 коммерсантов в малых городах. Одним из главных методов был выбран метод опроса в его разновидностях: анкетировании и интервьюировании. Результат анализа анкет показал, что утечка информации - одна из главных проблем в работе с инфор­мационными потоками небольшой фирмы.

Исследование позволило выявить основные причины утечки информации в практике малого бизнеса. Среди которых  респонденты назвали:

·         отсутствие «защиты», не говоря уже о нескольких степенях;

·         пренебрежение конфиденциальностью информации в пользу ее целостности;

·         «экономия» средств на обеспечении безотказной работы наиболее важных узлов своей информационной системы;

·         «экономия» средств на дополнительной оплате труда по обновле­нию или замене устаревшего программного обеспечения;

·         потеря определенной части клиентуры и т. д.

    Следует отметить, что главный враг любой информационной системы  в компьютерном варианте - это ви­рус. В специальной литературе указывается, что от 30 до 80 % информации   повреждается вирусом. Практики утверждают, что эта цифра будет увеличиваться, так как в настоящее время известны уже более сотни различных вариантов вирусов, которые прямо или косвенно ведут к огромным финансовым по­терям [3]. Компьютерные программы и услуги фирм, которые занимаются защитой информации, стоят недешево. Естественно, чтобы утрата или искажение информации не привели к финансовым потерям, предпринимателю необ­ходимо нести определенные затраты по защите собственной информации.

Согласно гражданскому законодательству основная масса предпри­нимательской информации защитой не обладает. Хотя предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерчес­кую) информацию в качестве защищаемой. (Статья 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации "Служебная и коммерческая тайна"). В Кодексе определены такие понятия как коммерческая тайна и ответственность за ее разглашение. Это позволяет сделать следующие выводы:

  • субъектом оценки предпринимательской коммерческой информации является ее владелец-собственник;

·         поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;

·         ценность информации определяется с помощью таких критериев, как полезность, своевременность и достоверность;

·         предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

·         информация подлежит защите при условиях: что ее ценность зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к ин­формации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо

уточнить следующие вопросы:

·                     Какие сведения нельзя скрывать, защищать доступ к ним? От кого?

·                     Какие сведения невыгодно скрывать? Почему?

·                     Какие сведения подлежат охране? Кем и от кого?

Ответ на первый вопрос дает Постановление Российского Прави­тельства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммер­ческую тайну». К ним относятся:

·                     организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

·                     финансовые сведения (документы об исчислении и уплате нало­гов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состо­янии платежеспособности);

·                     сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работа­ющих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние произ­водства на природную среду; реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения; участие должностных лиц в предпринимательс­кой деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

·                     сведения о собственности (размерах имущества, денежных сред­ствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в ус­тавные фонды совместных предприятий) [2].

Предпринимателю следует помнить, что данный перечень не явля­ется исчерпывающим, а указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц. Информация такого рода относится к первой группе.

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, в первую очередь, рекламной информации. Но следует помнить, что широкое распространение рекламы имеет не только положительную, но и отрицательную сторо­ну для предпринимателя, если она становится достоянием преступ­ных элементов. Как показывает анализ уголовной практики по неопубликованным источникам, предпри­нимательская информация, рекламируемая в СМИ, помогает преступникам выйти на объект буду­щего посягательства, изучить его слабые стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хо­зяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распростра­няется законный доступ третьих лиц. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность такого рода информации. Ни один из законодательных актов не ставит под свою защиту данный вид соб­ственности.

При организации охраны коммерческой тайны, необходимо оп­ределить круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Они отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тай­ну предприятия» и утверждаются руководителем предприятия. Прак­тика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия созда­ется комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных спе­циалистов.

Если предприятие имеет небольшой штат, то вопрос о коммерческой тайне решает сам руководитель или приглашает эксперта. В деловой информации коммерческую тайну могут иметь:

·                     сведения о заключенных или планируемых контрактах,

·                     данные о поставщиках и клиентах,

·                     обзоры рынка, маркетинговые исследования,

·                     информация о конфиденциальных переговорах,

·                     планы развития предприятия и его инвестиций,

·                     калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли.

    Следует отметить, что в отличие от крупных фирм, малый бизнес не располага­ет достаточными финансовыми и организационными возможностями, чтобы самостоятельно оградить свое дело от внутренних и особенно внешних дестабилизирующих факторов, обеспечить полную защиту своей коммерческой информации от недобросовестных сотрудников, хакеров, нечестных конкурентов и неправомерных действий пред­ставителей органов исполнительной власти. Следует отметить, что эти проблемы, по мнению предпринимателей, слабо решаются.

При определении ценности предпринимательской информации, по мнению теоретиков и самих бизнесменов, необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевремен­ность, достоверность и полнота поступивших сведений. Эти критерии, как правило, должны учитываться при ее сохранности и степени защи­ты.

Рассмотрим эти критерии более подробно. Полезность информации состоит в том, что она создает выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного резуль­тата. Следует отметить, что полезность информации зависит от сво­евременного ее доведения до предпринимателя. Например, если из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию све­дений упускается возможность заключить выгодную сделку, тогда информация теряет свою полезность.

С критерием полезности тесно связаны критерии своевременно­сти и достоверности оцениваемой информации. Недостоверные све­дения сводят к нулевому эффекту своевременность и предполагае­мую их полезность для бизнеса. При этом сам факт (например, желание предпринимателя заключить договор поставки) может существовать реально, но сведения о нем содержат искаженное представление. Как прави­ло, причин возникновения недостоверных сведений может быть много: от неправильного восприятия источников факта до умыш­ленного искажения реальных сведений. Сведения, которые представ­ляют реальный интерес для предпринимателя, должны проверяться надежными людьми.

Определение стоимости тех или иных сведений требует диффе­ренцированного подхода:

  • в одних случаях, дешевле обойдутся собственные ошибки как накопление опыта выживания в мире бизнеса;
  • в других - целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок;
  • в третьих - необходим анализ, как сохранить ценную инфор­мацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость и ожидаемую от нее прибыль.

Необходимо подчеркнуть, что факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для владельца.

Существует и такой критерий, как полнота информации. Но опре­делить, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, для предпринимателя малого бизнеса до­вольно затруднительно и малоэффективно. Это требует достаточно больших финансовых затрат, которые влечет за собой «технический шпионаж». Поэтому в предпринимательской деятельности  малого бизнеса этот кри­терий особо не учитывается.

Для решения проблемы защиты своей коммерческой информации необходимо привлекать, в первую очередь, свой персонал. Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для раз­работки «Перечня коммерческой информации» приказом руководите­ля предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов:

·         специалист, владеющий финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями фирм-конкурентов (финансист);

·         специалист, полностью представляющий систему организации работы предприятия, ее особенности (системщик);

·         специалист по связям с общественностью, другими предприяти­ями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров (специа­лист паблик рилейшнз);

·         специалист, обладающий всеми сведениями о выпускаемой про­дукции (технолог, маркетолог).                      

Такая комиссия решает несколько задач, а именно:

·                     выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие при­быль на данный момент; 

·                     оценивает уровень прибыли для данного вида деятельности и аналогичные показатели у фирм-конкурентов, исходя из имеющихся данных о рынке сбыта;

·                     планирует ожидаемую рентабельность этой деятельности; выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент.

 Результатом работы комиссии должен стать перечень сведений, которые могут

составлять коммерческую тайну для конкретной фирмы. Он может пересматриваться, из­меняться и дополняться. В Перечне рекомендуется указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. Перечень доводится до администрации, структурных подразделений и исполнителей.  Целесообразно применять гриф "Коммерческая тайна" для таких документов. Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.            Если предприятие маленькое или только начинает функционировать, то составить «Перечень» способен один руководитель или с приглашенным независимым экспертом.

     В производственной компании коммерческую тайну для информации технологического характера могут составлять:

·         конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

·         описания и анализ технологических испытаний производимой продукции;

·         «ноу-хау», авторские права и патенты;

·         точные данные конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов;

  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные дета­ли, условиях и результатах экспериментов и апробирования оборудо­вания, на котором они проводились и  т. д.;

·         применяемые на предприятии отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Данная информация реально должна быть защищена специальны­ми мерами. Специальные меры, которыми осуществляется защита информации, можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние - это изучение и сбор инфор­мации о надежности, платежеспособности партнеров, клиентов, поставщиков, с которыми прихо­дится вести хозяйственную, коммерческую деятельность. Вы­ясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, необходимо установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация.

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспече­нию безопасности решается, прежде всего, вопрос об оптималь­ном подборе кадров. Практика показывает, что претенденты на ва­кантную должность должны обязательно пройти определенную проверку. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, поло­жительные и отрицательные стороны кандидата на вакантную долж­ность, межличностные отношения, находился ли в конфликте с за­коном. В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. После этого делается вывод о при­годности кандидата к работе в данной фирме. Необходимо отме­тить, что этот анализ с применением различных методов психологической и профессиональной диагностики могут проводить как специалисты кадровых агентств, так и специалист по кадрам конкретной фирмы. По их рекомендациям предпри­ниматель принимает решение об оптимальном использовании конкретного претендента. Такие рекомендации также помогают ответить на вопросы: «На что способен данный специалист? Что от него можно потребо­вать? Что от него можно ожидать?»

Как показывает и зарубежная, и отечественная практика работы предпринимателей, утечка информации зачастую происходит по инициативе своих же сотрудников. Поэтому предпринимателю необходимо четко разграничить доступ к информации различных сотрудников и не допускать необоснованного права ее использова­ния. При увольнении сотрудника предприниматель должен прове­рить сохранность базы данных и сменить пароли, к которым он имел доступ согласно своим функциональным обязанностям [4].

В мотивационной основе совершае­мых поступков лежит корысть или месть со стороны уволенного работника, имевшего доступ к коммерческой информации. В этой связи целесообразно обращать внимание на сотрудников, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к инфор­мационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. С такими сотрудниками предпочтительнее расстаться.

        На современном этапе в предпринимательстве конкурентная борьба не­возможна без получения информации о конкурентах. Без владения ин­формацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на про­дукцию трудно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства, когда предприниматель вынужден:

1.      выступать в качестве защитника своих секретов, ценной коммерческой информации;

2.      добывать, а иног­да, и воровать, покупать чужие защищаемые секреты.

Такая парадоксальная ситуация царит сегодня в малом бизнесе.

Таким образом, предпринимательство и конкуренция взаимосвязаны. Конкуренция может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж (экономический, промышленный, коммерческий, технический, научно-технический). Как показывает анализ практики, бизнесменам необходимо знание основных проблем по охране информации, умение их предвидеть и решать на этапе возникновения, что поможет предпринимателям сохранить и развить свой бизнес. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Литература

1.                  Аппенянский, А. И.  Человек и бизнес. Путь к совершенству. Повышение психологической надежности [Текст] / А. И. Аппенянский. - М.: Барс,1995. -228 с.

2.                  Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1. действует с 1 января 1995 года [Текст]. - М.:ИНФРА-М, 1995.

3.                  Смольков, Г. В. Предпринимательство и риск: опыт и проблемы [Текст] / Г. В. Смольков,  М. И.Левитан. // Социально-политический журнал. -1993. - №7. – С. 101-108.

4.                  Федорова, Е. Продолжайте беспокоиться. Ваша внутренняя «спецслужба» полезна, но не давайте ей много власти [Текст] / Е. Федорова. //Компания. – 1998. -  № 9. – С. 57.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Фамилия Имя Отчество        Милевич Альберт Станиславович

Ученая степень, звание         Кандидат социологических наук

Место работы или учебы  Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт доцент кафедры экономическая теория и экономика предприятия;  Производственно-торговая компания ООО «Стальной канат» директор.

 Адрес электронной почты     rgppu@kuzbass.net

Хотите ли вы получать печатные экземпляры журнала? Какое количество?

  Пока не видел ни одного журнала, поэтому трудно определиться. Но журналы с моей публикацией хотел бы иметь до 3-х экземпляров.

Почтовый   адрес: 650070, Кемерово, пер.  Щегловский,  дом 4\1, кв. 14.

Контактный телефон (3842) 51-02-88, 51-52-90, 8-903-909-12-29

Факс                                (3842) 57-11-22

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): информация, коммерческая тайна, малый бизнес, СВЕДЕНИе, предприниматель, предпринимательская информация, коммерческая информация, защита, лицо, перечень сведений.


Похожие статьи

Задать вопрос