Предпринимательская деятельность тесно связана с информацией. Это получение, накопление, хранение, обработка и использование информации. Потеря определенной ее части негативно сказывается на получении прибыли, ради чего создается любой бизнес. Бизнесмен должен отдавать себе отчет в том, что успех в бизнесе зависит во многом от конфиденциальности информации.
В современном бизнесе для упрощения труда сотрудников основная информация передается в электронном виде с помощью компьютерных технологий. Этo, естественно, повышает эффективность и производительность труда, но открывает информaцию для «третьих лиц».
Возникают вопросы: Как защитить информацию? Вся ли информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выделяется только определенная группа информации, то по каким критериям? Зачем ее нужно защищать? На какой стадии и какие информационные потоки требуют защиты? В какой степени необходимо защищать информацию от внешнего и внутреннего вмешательства?
Ответ на все вопросы один: «Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя, и которая может быть использована конкурентами, злоумьшленниками или хакерами во вред предпринимателю» [3, с. 21].
Информацию, которая используется в предпринимательской деятельности, можно, достаточно условно, разделить на три основных направления:
· предпринимательская,
· правовая,
· специально-оперативная.
Предпринимательская информация включает сведения о состоянии экономической системы, в которой действует предприниматель, о факторах, которые могут положительно или отрицательно повлиять на сферу его деятельности. Наличие негативных условий, при которых создается реальная угроза субъектам хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и оперативных задач, проблему обеспечения экономической безопасности информации фирмы.
Правовая информация - это сведения о действующем законодательстве, о законах и правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей. Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другими законодательствами. Правовая информация – это открытый информационный поток для любого бизнеса и требует глубокого изучения не только нормативно-правовых актов, но и комментарий к ним.
Специально-оперативная информация состоит из сведений о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц. В рыночной экономике возникает много проблем, связанных с обеспечением сохранности предпринимательской информации. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются специальные меры.
Автором было проведено исследование на базе малого бизнеса Сибирского Федерального округа.. В качестве базы исследования были определены отдельные регионы Сибирского Федерального округа, а именно, Алтайский и Красноярские края, Кемеровская, Новосибирская и Томская области. В регионах были исследованы столицы и по два города районного значения. Выборка составили 500 предпринимателей малого бизнеса, по сто из каждого региона, в том числе по 50 бизнесменов в столицах и по 25 коммерсантов в малых городах. Одним из главных методов был выбран метод опроса в его разновидностях: анкетировании и интервьюировании. Результат анализа анкет показал, что утечка информации - одна из главных проблем в работе с информационными потоками небольшой фирмы.
Исследование позволило выявить основные причины утечки информации в практике малого бизнеса. Среди которых респонденты назвали:
· отсутствие «защиты», не говоря уже о нескольких степенях;
· пренебрежение конфиденциальностью информации в пользу ее целостности;
· «экономия» средств на обеспечении безотказной работы наиболее важных узлов своей информационной системы;
· «экономия» средств на дополнительной оплате труда по обновлению или замене устаревшего программного обеспечения;
· потеря определенной части клиентуры и т. д.
Следует отметить, что главный враг любой информационной системы в компьютерном варианте - это вирус. В специальной литературе указывается, что от 30 до 80 % информации повреждается вирусом. Практики утверждают, что эта цифра будет увеличиваться, так как в настоящее время известны уже более сотни различных вариантов вирусов, которые прямо или косвенно ведут к огромным финансовым потерям [3]. Компьютерные программы и услуги фирм, которые занимаются защитой информации, стоят недешево. Естественно, чтобы утрата или искажение информации не привели к финансовым потерям, предпринимателю необходимо нести определенные затраты по защите собственной информации.
Согласно гражданскому законодательству основная масса предпринимательской информации защитой не обладает. Хотя предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерческую) информацию в качестве защищаемой. (Статья 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации "Служебная и коммерческая тайна"). В Кодексе определены такие понятия как коммерческая тайна и ответственность за ее разглашение. Это позволяет сделать следующие выводы:
- субъектом оценки предпринимательской коммерческой информации является ее владелец-собственник;
· поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;
· ценность информации определяется с помощью таких критериев, как полезность, своевременность и достоверность;
· предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;
· информация подлежит защите при условиях: что ее ценность зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо
уточнить следующие вопросы:
· Какие сведения нельзя скрывать, защищать доступ к ним? От кого?
· Какие сведения невыгодно скрывать? Почему?
· Какие сведения подлежат охране? Кем и от кого?
Ответ на первый вопрос дает Постановление Российского Правительства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». К ним относятся:
· организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
· финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);
· сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду; реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения; участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);
· сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий) [2].
Предпринимателю следует помнить, что данный перечень не является исчерпывающим, а указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц. Информация такого рода относится к первой группе.
Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, в первую очередь, рекламной информации. Но следует помнить, что широкое распространение рекламы имеет не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя, если она становится достоянием преступных элементов. Как показывает анализ уголовной практики по неопубликованным источникам, предпринимательская информация, рекламируемая в СМИ, помогает преступникам выйти на объект будущего посягательства, изучить его слабые стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.
К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность такого рода информации. Ни один из законодательных актов не ставит под свою защиту данный вид собственности.
При организации охраны коммерческой тайны, необходимо определить круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Они отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия» и утверждаются руководителем предприятия. Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов.
Если предприятие имеет небольшой штат, то вопрос о коммерческой тайне решает сам руководитель или приглашает эксперта. В деловой информации коммерческую тайну могут иметь:
· сведения о заключенных или планируемых контрактах,
· данные о поставщиках и клиентах,
· обзоры рынка, маркетинговые исследования,
· информация о конфиденциальных переговорах,
· планы развития предприятия и его инвестиций,
· калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли.
Следует отметить, что в отличие от крупных фирм, малый бизнес не располагает достаточными финансовыми и организационными возможностями, чтобы самостоятельно оградить свое дело от внутренних и особенно внешних дестабилизирующих факторов, обеспечить полную защиту своей коммерческой информации от недобросовестных сотрудников, хакеров, нечестных конкурентов и неправомерных действий представителей органов исполнительной власти. Следует отметить, что эти проблемы, по мнению предпринимателей, слабо решаются.
При определении ценности предпринимательской информации, по мнению теоретиков и самих бизнесменов, необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность, достоверность и полнота поступивших сведений. Эти критерии, как правило, должны учитываться при ее сохранности и степени защиты.
Рассмотрим эти критерии более подробно. Полезность информации состоит в том, что она создает выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. Следует отметить, что полезность информации зависит от своевременного ее доведения до предпринимателя. Например, если из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную сделку, тогда информация теряет свою полезность.
С критерием полезности тесно связаны критерии своевременности и достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и предполагаемую их полезность для бизнеса. При этом сам факт (например, желание предпринимателя заключить договор поставки) может существовать реально, но сведения о нем содержат искаженное представление. Как правило, причин возникновения недостоверных сведений может быть много: от неправильного восприятия источников факта до умышленного искажения реальных сведений. Сведения, которые представляют реальный интерес для предпринимателя, должны проверяться надежными людьми.
Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода:
- в одних случаях, дешевле обойдутся собственные ошибки как накопление опыта выживания в мире бизнеса;
- в других - целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок;
- в третьих - необходим анализ, как сохранить ценную информацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость и ожидаемую от нее прибыль.
Необходимо подчеркнуть, что факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для владельца.
Существует и такой критерий, как полнота информации. Но определить, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, для предпринимателя малого бизнеса довольно затруднительно и малоэффективно. Это требует достаточно больших финансовых затрат, которые влечет за собой «технический шпионаж». Поэтому в предпринимательской деятельности малого бизнеса этот критерий особо не учитывается.
Для решения проблемы защиты своей коммерческой информации необходимо привлекать, в первую очередь, свой персонал. Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки «Перечня коммерческой информации» приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов:
· специалист, владеющий финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями фирм-конкурентов (финансист);
· специалист, полностью представляющий систему организации работы предприятия, ее особенности (системщик);
· специалист по связям с общественностью, другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров (специалист паблик рилейшнз);
· специалист, обладающий всеми сведениями о выпускаемой продукции (технолог, маркетолог).
Такая комиссия решает несколько задач, а именно:
· выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;
· оценивает уровень прибыли для данного вида деятельности и аналогичные показатели у фирм-конкурентов, исходя из имеющихся данных о рынке сбыта;
· планирует ожидаемую рентабельность этой деятельности; выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент.
Результатом работы комиссии должен стать перечень сведений, которые могут
составлять коммерческую тайну для конкретной фирмы. Он может пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне рекомендуется указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. Перечень доводится до администрации, структурных подразделений и исполнителей. Целесообразно применять гриф "Коммерческая тайна" для таких документов. Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень. Если предприятие маленькое или только начинает функционировать, то составить «Перечень» способен один руководитель или с приглашенным независимым экспертом.
В производственной компании коммерческую тайну для информации технологического характера могут составлять:
· конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;
· описания и анализ технологических испытаний производимой продукции;
· «ноу-хау», авторские права и патенты;
· точные данные конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов;
- сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях и результатах экспериментов и апробирования оборудования, на котором они проводились и т. д.;
· применяемые на предприятии отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.
Данная информация реально должна быть защищена специальными мерами. Специальные меры, которыми осуществляется защита информации, можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние - это изучение и сбор информации о надежности, платежеспособности партнеров, клиентов, поставщиков, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, необходимо установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация.
В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решается, прежде всего, вопрос об оптимальном подборе кадров. Практика показывает, что претенденты на вакантную должность должны обязательно пройти определенную проверку. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны кандидата на вакантную должность, межличностные отношения, находился ли в конфликте с законом. В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. Необходимо отметить, что этот анализ с применением различных методов психологической и профессиональной диагностики могут проводить как специалисты кадровых агентств, так и специалист по кадрам конкретной фирмы. По их рекомендациям предприниматель принимает решение об оптимальном использовании конкретного претендента. Такие рекомендации также помогают ответить на вопросы: «На что способен данный специалист? Что от него можно потребовать? Что от него можно ожидать?»
Как показывает и зарубежная, и отечественная практика работы предпринимателей, утечка информации зачастую происходит по инициативе своих же сотрудников. Поэтому предпринимателю необходимо четко разграничить доступ к информации различных сотрудников и не допускать необоснованного права ее использования. При увольнении сотрудника предприниматель должен проверить сохранность базы данных и сменить пароли, к которым он имел доступ согласно своим функциональным обязанностям [4].
В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть или месть со стороны уволенного работника, имевшего доступ к коммерческой информации. В этой связи целесообразно обращать внимание на сотрудников, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. С такими сотрудниками предпочтительнее расстаться.
На современном этапе в предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации о конкурентах. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию трудно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства, когда предприниматель вынужден:
1. выступать в качестве защитника своих секретов, ценной коммерческой информации;
2. добывать, а иногда, и воровать, покупать чужие защищаемые секреты.
Такая парадоксальная ситуация царит сегодня в малом бизнесе.
Таким образом, предпринимательство и конкуренция взаимосвязаны. Конкуренция может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж (экономический, промышленный, коммерческий, технический, научно-технический). Как показывает анализ практики, бизнесменам необходимо знание основных проблем по охране информации, умение их предвидеть и решать на этапе возникновения, что поможет предпринимателям сохранить и развить свой бизнес. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Литература
1. Аппенянский, А. И. Человек и бизнес. Путь к совершенству. Повышение психологической надежности [Текст] / А. И. Аппенянский. - М.: Барс,1995. -228 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1. действует с 1 января 1995 года [Текст]. - М.:ИНФРА-М, 1995.
3. Смольков, Г. В. Предпринимательство и риск: опыт и проблемы [Текст] / Г. В. Смольков, М. И.Левитан. // Социально-политический журнал. -1993. - №7. – С. 101-108.
4. Федорова, Е. Продолжайте беспокоиться. Ваша внутренняя «спецслужба» полезна, но не давайте ей много власти [Текст] / Е. Федорова. //Компания. – 1998. - № 9. – С. 57.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Фамилия Имя Отчество Милевич Альберт Станиславович
Ученая степень, звание Кандидат социологических наук
Место работы или учебы Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт доцент кафедры экономическая теория и экономика предприятия; Производственно-торговая компания ООО «Стальной канат» директор.
Адрес электронной почты rgppu@kuzbass.net
Хотите ли вы получать печатные экземпляры журнала? Какое количество?
Пока не видел ни одного журнала, поэтому трудно определиться. Но журналы с моей публикацией хотел бы иметь до 3-х экземпляров.
Почтовый адрес: 650070, Кемерово, пер. Щегловский, дом 4\1, кв. 14.
Контактный телефон (3842) 51-02-88, 51-52-90, 8-903-909-12-29
Факс (3842) 57-11-22