Современный российский рынок устроен так, что предприятиям для выживания и продолжения функционирования необходимо постоянное развитие. Особо актуальна тема развития для автомобилестроительной отрасли. Именно этот сектор Российской промышленности испытывает острую конкуренцию и нуждается в поддержке и совершенствовании.
Помимо усиления конкурентной борьбы в настоящее время предприятия столкнулись с проблемой мирового кризиса, когда спрос на выпускаемую продукцию постоянно падает. В таких условиях производители вынуждены сокращать объемы производства, жить в условиях тотальной экономии, замораживать дорогостоящие проекты. Эти меры необходимы для того, чтобы хоть как-то пережить кризис и не обанкротиться. Но если оценить сложившуюся ситуацию с другой стороны, то пребывание предприятия в таком состоянии способствует проведению оптимизации деятельности и совершенствования бизнес-процессов за счет проектов, не требующих значительных затрат.
Если провести анализ затрат предприятия на изготовление продукции, то однозначно видно, что наиболее значимую долю из них занимаю расходы на материальные ресурсы. Такой вывод позволяет говорить о том, что наиболее быстрый и ощутимый эффект возможно получить за счет оптимизации процессов управления запасами предприятия.
Оптимизация процессов управления материальными ресурсами связана с совершенствованием деятельности закупочной, производственной или распределительной логистики.
Если оптимизация и совершенствование процессов закупочной и распределительной логистики может осуществляться только с учетом воздействия неуправляемых факторов, таких как условия производства и удаленность поставщика, зависимость от времени доставки запасов и др., то производственная логистика наиболее удобна для проведения изменений. Это связано с тем, что все бизнес-процессы данного направления деятельности сосредоточены в рамках управляемого предприятия (как следствие, количество неуправляемых факторов ограничено).
Известно, что основной задачей производственной логистики является оперативное планирование, диспетчеризация и управление материальными потоками предприятия. Следовательно, оптимизация процессов данного вида логистики в первую очередь связана с построением модели управления материальными ресурсами предприятия.
Задачи, которые должны решаться моделью управления материальными ресурсами:
· оптимизация перемещений рассчитанной потребности в номенклатурной позиции в производстве на рассматриваемый временной интервал (например, день);
· расчет оптимального страхового запаса материальных ресурсов в кладовых цехов;
· расчет оптимальной партии материальных ресурсов;
· постановка системы оптимальной диспетчеризации материальных потоков в производстве с учетом реализации толкающей и тянущей систем управления запасами.
Такая модель управления материальными ресурсами, основанная на математическом аппарате, а именно на методах теории принятия решений и численных методах, может дать ощутимый эффект и позволит предприятию оптимизировать бизнес-процессы, а как следствие, совершенствовать деятельность и снижать издержки, связанные с управлением запасами.