Колеса - вот то, что связывает любое движущееся средство передвижения с дорогой. Их состояние и конструктивные особенности обеспечивает комфорт движения, управляемость, безопасность перемещения этого средства передвижения во времени и в пространстве.
С такой точки зрения, конечно, четыре колеса автомобиля предоставляют больше возможностей достичь совершенства в перечисленных качествах, но непосредственное ощущение скорости, единства с дорогой дает только мотоцикл. Его два колеса определяют совместно с двигателем всю динамику движения, и, наверное, нет ничего важнее их сохранности и способности успешно сопротивляться ударным нагрузкам, (а так же и насколько возможно их ремонтировать в случае чего, стоит отметить). Переднее отвечает за управляемость, изменение направления движения, заднее - за сообщение движения.
Разные типы мотоциклетных колесных дисков в некоторой степени определяют и сферу использования мотоцикла, скоростные качества, проходимость и, конечно, его внешний вид, стиль.
Типы мотодисков
Одним их самых первых движителей, придуманных человеком еще до изобретения шин, были колеса со спицами. Мотоциклы сохранили их, значительно осовременив и обув в шины, сделав классическими для себя.
Кроме того, существуют мотоциклетные литые диски, кованные, штампованные. Все они практически не отличаются от автомобильных по технологии изготовления.
Совсем недавно появился тип «хаблесс», его еще называют «космическим» или «орбитальным». Конструктивно он представляет собой колесо-подшипник, у которого на внешнем диаметре расположены резина и тормозной диск, а на внутреннем диаметре находятся детали подвески с тормозным механизмом. Фантастический внешний вид определяет и запредельную цену. Поэтому для обычного мотолюбителя имеет смысл ограничиться рассмотрением традиционных спицованных или легкосплавных колес, как наиболее распространенных на рынке.
Спицованные мотодиски
В данном случае, с центральной частью, ступицей (которая может быть штампованной или литой), обод соединяется спицами. Элементы спицевого набора устанавливаются по отношению к центру под разными углами, имеют разную длину и натяжение, что обеспечивает отличную сопротивляемость ударным нагрузкам и эластичность. Все это повышает проходимость мотоцикла, дает возможность преодолевать крупные ямы, различного рода препятствия, бездорожье. Немаловажным фактором является и эстетический эффект. Расположение спиц, их внешний вид определяют эстетику и индивидуальность транспортного средства. Но есть и отрицательные стороны: этот тип движителя достаточно тяжел, спицы могут рваться под нагрузкой, поэтому его не ставят на скоростные модели, да и дизайн не отличается особенно большим разнообразием.
Такими колесами с камерной резиной оснащаются сегодня, как правило, чопперы, машины, имеющие своеобразный внешний вид, или эндуро, мотоциклы, предназначенные для движения по бездорожью. Естественно, что спицованные движители остались на старых моделях, порой раритетных.
Литые мотодиски
О технологии изготовления, не отличающейся от изготовления автодисков, написано достаточно. Плюсы те же: малый вес, хорошая геометрия и управляемость, за счет уменьшения центральной части (не надо крепить спицы) появляется возможность более удобно установить тормозной механизм и его составляющие и, что важно, можно использовать бескамерную резину. Такие мотодиски наиболее популярны, их дизайн разнообразен, количество условных спиц может варьироваться, цветовая гамма подбирается в соответствии с желанием владельца, да и стоят они несколько дешевле.
Минусы так же известны: относительно малая пластичность, хрупкость используемых алюминиевых сплавов. Литые мотодиски устанавливаются на самые разные модели мотоциклов от обычных до высокоскоростных спортивных.
Ремонт мотоциклетных дисков
Любой ремонт начинается с очистки от грязи, осмотра и диагностики повреждений. В ряде случаев спицованные колеса легче отремонтировать. Биения устраняются подтягиванием или опусканием спиц, обод можно заменить, а камеру заклеить или сменить. То есть такой ремонт возможен и в домашних условиях.
Литые мотодиски по сравнению со спицованными ремонтировать сложнее. Алюминиевые сплавы, из которых в большинстве случаев они изготовлены, отличаются сравнительной хрупкостью. Под воздействием ударных нагрузок на диске могут появиться трещины, сколы, различного вида биения.
Ремонт в этом случае мало отличается от ремонта автодисков. Диагностика, устранение сколов и трещин при помощи аргоновой сварки на первых этапах, затем проверка геометрии на балансировочном стенде. В случае обнаружения ее изменения литые диски правят на специальных правочных стендах, оснащенных гидравлическими штоками-прессами. Прокатка в силу малой пластичности материала практически не применяется, так как может привести к нарушению структуры сплава и появлению внутренних напряжений, приводящих в свою очередь к разрушению колеса. Впрочем, в разговорной речи, правку часто называют именно что прокаткой и могут сказать, например, что нужно прокатать мото диски...
После правки проводится установка шины и окончательная балансировка.
Выбор мотодиска зависит от класса эксплуатируемого транспортного средства, а так же желаний и возможностей владельца мотоцикла. Ремонт в некоторых случаях проводить можно и самостоятельно, но лучше всего обратиться на станцию технического обслуживания, оснащенную для таких целей современным оборудованием.
При подготовке текста использовались материалы, предоставленные Hofmann Сервис, одной из ведущих компаний Санкт-Петербурга в сфере ремонта дисков автомобилей и мотоциклов.