Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафина Л. В., Чумаченко С. В. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 54-59. — URL https://moluch.ru/archive/199/49155/ (дата обращения: 22.11.2019).



Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно? Необходим чуткий и творческий педагог, замечающий ростки музыкальности на самом раннем этапе развития ребенка и помогающий им расти, и, безусловно, современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее задачи:

 обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

 обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

 получение и закрепление знаний о музыке;

 развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

 учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной развивающей среде ДОУ.

Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду. Собрана огромная библиотека:

картотека методической литературы:

 учебно-методический комплект и дополнительный материал примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы по музыкальному воспитанию;

 учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М.Каплуновой, И. А.Новоскольцевой;

 методическое обеспечение программы «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко;

 методическое обеспечение программы «Синтез» К.В.Тарасовой, В.А.Петровой, Т.Г.Рубан;

 методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной;

 методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой;

 методическое обеспечение программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.И.Бурениной;

 методическое обеспечение программы «Камертон» Э.П.Костиной;

 методическое обеспечение программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» Т.Э.Тютюнниковой;

 Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. -М.: МИОО, 1995.

 сборники сценариев праздников и развлечений.

картотека художественной литературы:

 произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

 серия книг «Рассказы детям о музыке»;

 серия книг по произведениям русских и советских писателей, поэтов;

картотека периодических изданий:

 журнал «Дошкольное воспитание»,

 журнал «Музыкальный руководитель»,

 журнал «Музыкальная палитра»,

 журнал «Справочник музыкального руководителя»

картотека музыкально-дидактических игр:

 игры для развития звуковысотного слуха,

 игры на развитие динамического слуха,

 игры на развитие тембрового слуха,

 игры на развитие ладогармонического слуха,

 игры на развитие памяти и музыкального слуха,

 игры для развития детского творчества;

картотека музыкальных игр и упражнений:

 русские нарoдные игры и хороводы,

 игры народов мира,

 подвижные игры «Круглый год»,

 игры с музыкальными инструментами,

 игры со звуком,

 речевые игры,

 пальчиковые игры,

 игры на развитие воображения,

 «сказки-шумелки»,

 коммуникативные игры,

 творческие этюды

 игры «Дыхательная гимнастика»,

 упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов. А недавно, был создан мини-музей грампластинок, где дети с удовольствием слушают музыку, записанную на виниловые диски.

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0289.JPG

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0357.JPG

В детском саду очень много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементов костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.) и атрибутов для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

Невозможно научить играть на скрипке не имея скрипки. Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. Есть в нашем саду богатейшая коллекция детских музыкальных инструментов (Орфовских инструментов): ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, румбы, бубенцы, маракасы, треугольники, тамбурины, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки и т.д., набор перкуссий: тон-блоки, гуиро, шейкер, кастаньеты, клавесы, тарелки.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0150.JPG

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0313.JPG

Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

В «Музей музыкальных инструментов» с большой любовью собирались инструменты много лет. В нем дети могут увидеть, как выглядит настоящая скрипка, аккордеон, балалайка, цитра, блокфлейта, настоящий большой ксилофон, бонго, гитара, синтезатор. И не только увидеть, как выглядит тот или иной музыкальный инструмент, но и попробовать извлекать из него звуки, играть на нем. Много лет в учреждении функционирует детский оркестр «Маленькие звездочки» и ребята с удовольствием играют на самых разных детских музыкальных инструментах, исполняя музыку русских, зарубежных и современных композиторов. Наш оркестр неоднократно выступал на конкурсах и занимал призовые места.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0316.JPG

Есть у нас и мини-музей музыкальных инструментов, где ребята с интересом рассматривают всевозможные детали маленьких моделей инструментов.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0330.JPG

Так же, в ДОУ организована и оформлена развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности. «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир» (С.И. Мерзлякова).

Театрализованная деятельность в детском саду – замечательная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание егo творческой направленности. Она прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки, развивает эмоциональную сферу и приобщает к духовным ценностям. В соответствие с ФГОС, она включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется. На данный момент она включает в себя:

 специальное помещение для театрализованной деятельности;

 подсобные помещения: костюмерная, гримерная;

 разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр ростовых кукол, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй игрушки, театр мягкой игрушки, платочный театр, варежкин театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр из носков, театр живой руки;

 большая и малая ширма для кукольного театра;

 ширма для теневого театра;

 костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

 маски животных и людей;

 театральные атрибуты;

 декорации к спектаклям;

 видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

 фонотека театральных шумов;

 аудиозаписи детских спектаклей.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0342.JPG

Не можем не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Мы с радостью расширяем сферу воздействия музыки на ребенка и используем для оживления персонажей на экране (для элементов волшебства 8 марта оживало и разговаривало Сoлнышко, плакала и жаловалась Тучка, заколдовывала Весну Снежная Королева и т.д.). В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Литература:

  1. Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования». URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 25.02.2018).
  2. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «ТУТТИ». — 2-е изд. — СПб.: Музыкальная палитра, 2017.
  4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети». — М.: МИОО, 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, методическое обеспечение программы, ребенок, развитие, развивающая предметно-пространственная среда, театр, музыкальная деятельность, инструмент, музыкальная развивающая среда.


Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Задать вопрос