Возможности создания единой системы обучения для подготовки квалифицированных специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 09.03.2018

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Голованова Ю. В. Возможности создания единой системы обучения для подготовки квалифицированных специалистов // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/archive/196/48670/ (дата обращения: 24.04.2019).



Цель статьи — показать необходимость взаимодействия всех сфер образования для возможности создания единого направления обучения высококвалифицированных специалистов. Изменение стандартов и направлений образования на всех ступенях обучения открывает большие возможности для обучения и переквалификации кадров.

В настоящее время большое значение уделяется специализации и возможной профильной переквалификации инженерных кадров с уклоном в необходимую технико-инженерную направленность. Для этого необходимо обновить и адаптировать структуру высшего образования к современным, быстро изменяющимся информативным условиям современного темпа жизни. В настоящее время необходимо соблюдать принцип академической мобильности, т. е. необходимо состыковывать учебные программы и процессы по возможности с самого начального уровня. Если имеется такая возможность — с уровня школы или колледжа [1].

Для этого необходимо как можно более постепенно добавлять элементы специализации и специализированную структуру образования на этапе выбора профиля будущей профессиональной деятельности в целом. На этапе начального образования должны проводиться специализированные вводные программы обучения с уровнем «ознакомление», включающим в себя начальные этапы и направления будущей профессии. Это возможно проводить через специализированные адаптированные информационные кейсовые технологии [2]. Таких программ-модулей должно быть как можно больше и затрагивать различные специализированные направления. В дальнейшем также есть возможность блочного контроля оценочного тестирования для выявления не только уровня усвоенности полученных знаний, но и уровня «совместимости» с выбранным направлением обучения.

В данном случае при возможности реализации и внедрения специализированных образовательных модулей на раннем этапе обучения вопрос о специализированной подготовке будущих профессиональных кадров представляется в ином профессиональном свете. Многоступенчатость в общем направлении многоуровневого инженерного образования отвечает современным образовательным стандартам, которые как раз направлены на улучшение уровня подготовки кадров, и как следствие-на повышение уровня квалификации специалистов.

Необходимость пересмотра и обновления структуры высшего образования при обучении будущих специалистов за счет создания взаимосвязи отдельных компонентов системы обучения (создание новых цепочек образовательных элементов на фундаментальной основе существующей системы путем перекомпоновки существующих образовательных структур) позволит создать гибкую систему специализированного профильного обучения с возможностью корректировки каждой ступени обучения, а также приведет к повышению уровня образовательного процесса в целом. Это можно сделать, объединив усилия всех сфер образования, включая и предприятия, как будущих работодателей, рассматривая их требования для подготовки будущих кадров.

Постадийность и планомерность в подготовке будущих инженерных кадров высокого уровня с использованием индивидуальной траектории образования — одна из основных задач для высших образовательных учреждений.

Подготовка кадров высшей квалификации, востребованных на рынке труда возможна при полном взаимодействии нескольких ступеней образовательной системы в целом:

  1. Средней школы (общеобразовательные школы, колледжи);
  2. Структуры высшего образования (институты, университеты);
  3. Дистанционной системы образования как вспомогательного этапа образования и переквалификации в целом;
  4. Практической части образования, которую могут обеспечить заказчики кадров (промышленные предприятия, заводы, промышленные концерны).

Взаимосвязь этих элементов, сформированная из блоков-модулей, составит индивидуальный профиль образования, который можно сформировать на любом этапе полученных знаний, а впоследствии гибко корректировать (скорее настраивать под контингент) в зависимости от условий рынка труда и профессиональных востребованных квалификаций. Корректировка этапов образования возможна с использованием всех современных приемов образовательной системы [3].

Проверка усвоенных и остаточных знаний с помощью современных педагогических методик является еще одним аспектом решения проблемы реконструкции образовательной системы в целом. Начальные этапы получения знаний с элементами профильного образования можно считать начальным базисом в выборе, усвоении и заинтересованности в будущей профессии.

Глубина основ полученных знаний является залогом того, что овладевая специализацией и квалификацией, начиная с азов, а затем постепенно наращивая потенциал специализированных знаний, является залогом того, что в последствии полученная квалификация позволит быть конкурентоспособным на квалификационном рынке дипломов и быть на пике востребованности, так как на каждом этапе обучения возможны гибкие корректировки, которые продиктованы новыми направлениями и инновационными технологиями, развивающимися в темпе научно-технического прогресса.

Если использовать педагогическую технологию блочно-модульного обучения, начиная с начальных этапов становления будущей специализации, это даст наибольшую эффективность [4].

Подготовка и использование исходных блоков на начальных этапах обучения является той исходной ступенью для возможностей самореализации на начальных этапах выбора будущей профессии. Новация состоит в том, что обучаемый еще на начальной стадии обучения может «попробовать» различные направления и специализации и в дальнейшем углубляя выбранные направления обучения, впоследствии сформировать свою индивидуальную специализацию и обеспечить себе выбор понравившейся профессии. Обучаемый, знакомясь с определенный направлением специализации, в ходе обучения, углубляет понравившееся направление или направления, постепенно овладевая квалификацией в будущей профессиональной деятельности. Гибкость процесса поступления такой информации обеспечит постепенное и плавное обучение, которое не нарушит общей системы образования в целом.

Этапы контроля полученной системы знаний, включая накопленные и остаточные знания, является также неотъемлемой частью общей системы обучения. Контроль за «обучаемостью» необходимо проводить в соответствии с определенными ключевыми (переходными) этапами обучения [5]. На каждом этапе, одновременно отсеивая обучаемых, несоответствующих определенным качествам и стандартам (они могут продолжать обучение по подходящим им по уровню программам), тем самым усиливая контингент, поступающий в высшие учебные заведения на определенные технические инженерные специальности. В качестве примера можно привести простое деление на «гуманитариев» и «технарей».

Если подвести итог ранее перечисленному, то в качестве вывода можно перечислить следующее:

1. Необходимо объединить усилия нескольких сфер, отвечающих за формирование будущих специалистов и их профессиональную квалификацию. Это высшие учебные заведения, школы и колледжи, а также предприятия и организации, как источник профессиональной практики и заинтересованная сторона в квалифицированных кадрах;

2. Каждый этап обучения необходимо контролировать на полученные знания и полученные элементы специализации;

3. Обучение должно стремиться по возможности к направленно-специализированному, но и не исключая так называемой «ширины» обучения. Специалист должен оставаться высокообразованным и всесторонне развитым для возможных этапов самообразования, саморазвития и дальнейшего повышения профессионального роста.

Литература:

  1. Рассел, Джесси Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования/Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. 229 c.
  2. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
  3. Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-модульного образования как способ создания гибкого мобильного специалиста // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016 г. № 2 (35). С. 284–290.
  4. Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163–167.
  5. Журавлев В. В. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014 г. — 102 c. — ЭБС «IPRbooks»
Основные термины (генерируются автоматически): этап обучения, будущая профессия, высшее образование, образовательная система, целое, сфера образования, ступень обучения, направление, знание, выбранное направление обучения, возможность, будущая профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Среднее профессиональное образование будущего...

Под сопряженностью понимается все более высокая ступень преемственности, обеспечивающая возможность интеграции образовательных программ и сокращение сроков обучения.

Образование — путь в профессию | Статья в журнале...

Моя будущая профессиональная деятельность занимает важнейшее место в системе моих жизненных ценностей, а на данном этапе — первое. Именно поэтому я очень серьёзно отношусь к своей профессии. Для меня профессия — это путь к самореализации в жизни.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Применение активных методов обучения было направлено на вовлечение будущих бакалавров психолого-педагогического образования в...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

студент, дополнительное образование, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, дополнительное профессиональное образование, образовательный процесс, рынок труда, учет специфики...

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе. Сопоставление семантических полей разнотипных специалистов с различным стажем профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Среднее профессиональное образование будущего...

Под сопряженностью понимается все более высокая ступень преемственности, обеспечивающая возможность интеграции образовательных программ и сокращение сроков обучения.

Образование — путь в профессию | Статья в журнале...

Моя будущая профессиональная деятельность занимает важнейшее место в системе моих жизненных ценностей, а на данном этапе — первое. Именно поэтому я очень серьёзно отношусь к своей профессии. Для меня профессия — это путь к самореализации в жизни.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Применение активных методов обучения было направлено на вовлечение будущих бакалавров психолого-педагогического образования в...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

студент, дополнительное образование, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, дополнительное профессиональное образование, образовательный процесс, рынок труда, учет специфики...

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе. Сопоставление семантических полей разнотипных специалистов с различным стажем профессиональной деятельности.

Задать вопрос