Человек явился в мир. Интересный человек, новый, непохожий ни на кого. Что из него получится и кем он вырастет — это во многом зависит от нас, взрослых.
Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие — результат большого труда родителей и воспитателей. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребёнка.
В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы раннего возраста — значит обеспечить полноценное развитие детей.
Занимаясь с детьми раннего возраста, доказано, что дети со слабо развитой моторикой позже начинают говорить.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку (мы должны учить и подсказывать ему это). В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики, используя различные способы, например:
– Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
– Пальчиковые игры.
– Массаж кистей и пальцев и т. д.
– Лепка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Остановимся на таком виде деятельности как лепка.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Таким образом, во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, а через неё и речь.
Занимаясь с детьми лепкой, мы столкнулись с проблемой: у детей нет интереса просто в раскатывании колбасок и шариков, особенно в раннем возрасте, им интересно пальчиком сделать ямку, отверстия, намазать, растереть и т. д. Учитывая, что для детей раннего возраста свойственно образное восприятие, мы решили не просто лепить с детьми традиционные мячики, тарелочки, а применить такой вид лепки, как пластилинография.
Пластилинография или рисование пластилином — это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Как понятно из названия, основным материалом в пластилинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание — картон, стекло, пластик или плотную бумагу.
Во время деятельности дети создают лепные картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, с использование художественного слова, игровых методов и приёмов.,
У детей вызывает огромный интерес создание лепных картин с изображением выпуклых полуобъёмных объектов. Проводя такие занятия, я заметила, что лепка помогает детям развить фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Они положительно влияют на нервную систему ребёнка, легковозбудимые, шумные дети через некоторое время становятся более спокойными и усидчивыми.
Рассказывая о своей поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли.В увлекательной игре, выполняя практические действия, ребёнок способен усвоить много новых слов и выражений.. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. Учится подмечать в окружающем мире незаметные, на первый взгляд, детали, фантазирует.
Всё это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображению, самостоятельности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитание чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. У малыша развивается художественный вкус.
Основные приёмы создания пластилиновых картинок.
- Надавливание В нужном месте на картоне положите небольшой шарик. Ребёнок надавливает на него указательным пальцем правой руки. Получается лепёшка.
- Размазывание. В нужном мете на картон положите небольшой шарик из пластилина (диаметром 5–10 мм). Ребёнок кладёт пальчик на шарик надавливает на него и оттягивает пальчик в нужном направлении. Размазывать можно сверху вниз и слева направо.(для правой руки)и справа налево (для левой руки).
- Отщипывание и прикладывание. Ребёнок отщипывает маленький кусочек от пластилина и прикладывает на поверхность контура изображения.
- Прикладывание и размазывание. Ребёнок отщипывает маленький кусочек от пластилина, кладёт его на поверхность изображения и размазывает в разные стороны.
Методические рекомендации.
Начинаем с малышом совместную деятельность от простого к сложному. От простых картинок к сложным.
Предоставляем свободу выбора: цветочек может быть жёлтого и синего цвета, снежинки располагаются в разных местах картинки.
Литература:
- Янушко Е. «Пластидиновые картинки» М., 2010
- Деенисова Д. «Пластилиновый снежок М., 2011
- Мартынова Е.А «Художественно- творческая деятельность» М., 2011
- Самоделкин Я. А. Клуб «Ветер перемен»: социальная технология работы с женщинами — жертвами бытового насилия//Частное и общественное гендерный аспект Материалы IV международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории. Ярославль, 2011. С.371–372
- Самоделкин Я. А. Метод социальных проектов неформального обучения и воспитания молодежи// Демократизация работы с молодежью в России и за рубежом: Сборник материалов международного форума. Омск, 2010. С. 120–122
- Самоделкин Я. А. Формирование мотивации студентов негуманитарных специальностей к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2006. С. 110–112.
- Самоделкин Я. А. Социальная активность молодёжи в контексте неформального обучения и воспитания// Труды Томского государственного университет-Т.278-Серия психолого-педагогическая: «Личность в контексте межкультурного взаимодействия» Материалы I Всероссийской молодежной конференции. Томск, 2011. С.18–19.
- Самоделкин Я. А. Модели организации ученического самоуправления в средних общеобразовательных школах Новоуральского городского округа //Власть и властные отношения в современном мире: материалы IX Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. Т. II. Екатеринбург, 2006. С. 485–489.
- Самоделкин Я. А. Стратегия развития системы муниципального среднего (полного) общего образования на примере гор. Новоуральска // Россия в эпоху модернизации: опыт, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2011.С. 237–239.