В статье приведены варианты использования специальных учебных видеофайлов Flash, в которых студенты подробно наблюдают работу электротехнологической установки, в процессе чего качество и степень освоения учебного материала существенно возрастает.
Ключевые слова: учебных видеофайлов Flash, мультимедийные занятия, дуговая электросталеплавильная печь, технические средства обучения, электронные учебные материалы.
Повышение качества профессионального образования безусловно определяется использованием новых активных методов обучения. Активное обучение требует вовлечение студентов в образовательный процесс. к уровню профессиональной компетенции выпускников вузов, происходящее в последнее время, приводит к значительным изменениям в организации самого процесса обучения. Широкое применение информационных технологий способно резко повысить эффективность активных методов обучения всех форм организации учебного процесса: на этапе самостоятельной подготовки студентов, на лекциях, а также на лабораторных и практических занятиях. В настоящее время в разработке электронных учебных материалов до сих пор создаются в виде статических гипертекстовых документов в которые иногда включаются Flash-aнимации. На сегодняшний день эти материалы являются одними из самых распространённых технических средств обучения. Во всемирной сети Интернет каждому пользователю доступна большая библиотека видеоматериалов, где любой человек может с легкостью скачать видео себе на компьютер, ноутбук или на флеш-накопитель В то же время современными исследованиями установлено что образовательный процесс становится более эффективным при использовании мультимедийных занятий, которые обеспечивают активные методы обучения. [1] Примером таких обучающих систем являются виртуальные лаборатории, видео файлы Flash, которые могут широко использованы в учебном процессе и помогают студентам овладевать новыми знаниями и иметь более яркое представление учебной информации об изучающем предмете. Основными достоинствами электронной формы представления учебных занятий являются большие выразительные способности (видео, звук, наглядность изучаемых установок), также интерактивность и низкая себестоимость. Всё это способствует созданию и активному использованию образовательных мультмедиа курсов и учебных ресурсов. Если преподаватель принял решение, что в структуру урока должен быть включён просмотр видеофрагмента, то в соответствии с этим должен строиться план проведения занятия. Успешная подготовка и организация — вот ключ успеха при организации данного урока. Поэтому необходимо затратить относительное количество времени, чтобы занятие отличалось качественными и глубокими материалами, хорошим усвоением получаемой информации, а также значительной экономией учебного времени в целом. Приготовление к занятию, на котором будет продемонстрирован видеофрагмент, состоит из следующих аспектов:
Подбор правильного видеоматериала — один из самых существенных пунктов подготовки. Необходимо, предварительно, просмотреть выбранный фильм не менее одного раза. Предварительный просмотр позволит определить правильное использование видео материала и своевременное добавление лекционных материалов. [2] После предварительных просмотров преподаватель должен определить цели и методы использования видеоматериала на занятиях: — для передачи нового материала или для углубления или закрепления ранее полученных знаний; — определить время трансляции фильма на занятиях в начале, середине или в конце; — провести выбор, как показывать фильм: полностью, или с перерывами; — сделать акцент на моментах показа, которые нуждаются в комментариях; — подготовить, какие вопросы надо задать по окончанию демонстрации.
По предмету «Электротехнологические установки» на каждый вид установки (печи сопротивления, индукционные печи, дуговые печи, сварочное оборудование, электролизное оборудование и др.) имеются специальные учебные видео файлы Flash, в которых студенты подробно наблюдают работу электротехнологической установки в промышленности. Эта демонстрация учебного фильма является наглядным пособием при изучении учебного материала и развивает способность постоянно повышать свою квалификации, создаёт базу непрерывного образования, в переходе от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Важность демонстрации учебных видео файлов Flash в том, что позволяют его использовать как при самостоятельном обучении студентов в качестве презентационного материала для проведения мультимедиа лекций в специально оборудованных аудиториях.
Использование цифровых видеопроекторов высокого разрешения подключенных к компьютеру, позволяет использовать новые образовательные возможности. Демонстрации учебных видео файлов Flash как показывает практика качество и степень освоения учебного материала существенно возрастает. У преподавателя появляется возможность использовать больше времени на объяснение материала. Современные инструментальные средства, открывают широкие перспективы для визуализации и интерактивности учебного процесса. Применение учебных видео файлов Flash позволяет повысить уровень её понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутьё, образное мышление. Использование возможностей информационных образовательных технологий для активного обучения студентов, является неотъемлемой частью стратегии модернизации и повышения качества специалистов в системе высшего профессионального образования.
На примере видеофайла Flash рассмотрим учебный материал «Устройство дуговой электросталеплавильной печи». Вначале видеофайла демонстрируется полное изображение печи и её электротехнические параметры, которые показывают измерительные приборы вольтметры, амперметры, ваттметры и др. приборы. Затем демонстрируется внутреннее устройство печи: электроды, шинопроводы, ванна где расплавляется металл, внутренняя кладка ванны, механизмы наклона печи, гидроцилиндры, механизмы подъёма и поворота свода печи — состоящих из портала, консоли, шахты, поворотной платформы, тумбы. Просмотрев учебный фильм, студенты получают полное представление о работе и последовательности рабочих этапов а также возможность наблюдать электротехнические характеристики печи. После просмотра учебного фильма, чтобы закрепить полученные знания преподаватель должен прокомментировать просмотренный фильм, напомнить наиболее важные аспекты, повторить их после этого на следующем этапе преподаватель может приступать к проведению лекции и подробного объяснения принципа действия печи и студентам будет намного легче усвоить труднодоступный материал в результате чего студент сам самостоятельно овладевает профессиональными навыками. [2]
Использование возможностей информационных образовательных технологий для активного обучения студентов является неотъемлемой частью стратегии модернизации и повышения качества подготовки специалистов.
Применяя информационные и коммуникационные технологии в ходе проведения практических и семинарских занятий позволяет продемонстрировать студентам в рамках одного занятия различные подходы к решению конкретных прикладных задач, относящихся к данной дисциплине, провести их анализ, сопоставление с последующим коллективным обсуждением и перейти к внедрению информационно-коммуникационных технологий в преподавании учебных дисциплин. Можно выделить следующие преимущества использования информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы студентов:
– возможность обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения;
– стимулирование активности, повышение мотивации у студентов при освоении учебного материала;
– интенсификация процесса обучения за счёт сокращения затрачиваемого времени;
– удобство и наглядность изложения материала;
– возможность моделирования процессов или явлений, демонстрация их в динамике;
– —рост эффективности образовательного процесса.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволит организовать самостоятельную работу студентов на качественно новом уровне и добиться того чтобы изучаемый материал был усвоен полностью.
Литература:
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. Под редакцией Г. В. Борисова, Т. Ю. Аветовой. Полиграф-С -2002 г.
- Николай Быданов Методика использования видеоматериалов в учебном процессе. [Электронный ресурс].2016 год.