В статье 43 Конституции РФ провозглашена общедоступность основного общего образования, что гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Отметим, что коррекционная работа по развитию устной и письменной речи детей проводится (в рамках коррекционно-логопедической работы), однако последнее трудно утверждать относительно такого предмета, как математика. До сих пор внимание к трудностям усвоения программы по математике детьми с ОВЗ является бессистемным, эпизодическим.
На наш взгляд, специальная целенаправленная работа по формированию логических умений у младших школьников с ОВЗ — путь к успешному освоению математики, особенно это актуально для детей с задержкой психического развития (ЗПР), число которых по разным источникам составляет от 50 % до 70 % от общего количества детей с ОВЗ.
Проблема развития логического мышления учащихся рассмотрена в трудах А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, A. M. Матюшкина, П. И. Пидкасистого, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной.и др.
Одним их ключевых логических умений является классификация.
Классифика́ция (классифицирование) (от лат. classis — разряд и facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее).
Анализ литературных источников позволяет выявить конкретные операции, входящие в структуру классификации [3].
– Словесная характеристика классов в заданной классификации.
– Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объекта к классу.
– Введение основания для самостоятельно проводимой классификации.
– Проверка результатов проведённой классификации.
Отмечено, что операция классификации достаточно сложно формируется у школьников с задержкой психического развития.
Специальная целенаправленная работа по формированию умения производить классификацию у младших школьников с ЗПР будет способствовать повышению качества их математического образования.
Для диагностики умения классифицировать, важно учитывать, что всякая классификация имеет цель, поэтому выбор основания обычно диктуется этой целью.
Логическое действие классификации по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций:
1) выделение основания классификации;
2) деление объектов на классы по заданному основанию;
3) отнесение объекта к классу;
4) словесная характеристика каждого класса;
5) контроль результатов проведенной классификации [4].
Использовалась методика, предлагаемая Е. Э. Качуровой (Институт стратегии развития образования РАО) [2]
Для выявления умения выбрать основание для классификации и провести классификацию множества предметов учащимся предлагалось следующее задание:
Распределить записи по группам двумя разными способами:
7+2, 12–3, 6+2, 10–2.
Таблица 1
Критериально-уровневая шкала оценки умения классифицировать
Балл |
Критериальная характеристика |
3 |
Классификация проведена верно, задание выполнено двумя способами. |
2 |
Выполнил верно задание 1 способом, есть попытка выполнения другим способом, но она не завершена. |
1 |
В одном из способов верно расписаны примеры только одной часть множества, например, ученик планировал записать примеры на сложение и вычитание, а записал только на сложение. |
0 |
Есть попытка выполнить задание, но записи распределены неверно. |
Результаты проведенного исследования представлены с таблице 2.
Таблица 2
Диагностика сформированности умения классифицировать
Уровни успешности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
3 балла |
- |
- |
2 балла |
30 % |
35 % |
1 балл |
45 % |
40 % |
0 баллов |
25 % |
25 % |
Все дети экспериментальной и контрольной группы прослушав задание, не сделали попытки производить классификацию не считая, а сразу начали находить значения выражений. После этого они считали задание выполненным. На повторную инструкцию несколько учащихся отреагировали следующим образом: «Зачем делить на группы, я их уже решил». Дети задумывались, нервничали, спрашивали, зачем им нужно это делать.
Ни один учащийся из контрольной и экспериментальной группы не выполнил полностью предложенное задание. Учащиеся, набравшие по 2 балла, в основном распределили выражения по их значению (пояснили: в первый столбик с ответом 8, во второй столбик — с ответом 9). Лишь один учащийся выделил способ классификации «по действию». Практически половина учащихся экспериментальной и контрольной групп (45 % и 40 % соответственно) проговорили один из способов классификации, однако самостоятельно записать его полностью не смогли. Это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован регуляторный компонент деятельности, они осознают того, что выполняют задание не до конца. Четверть учащихся экспериментальной и контрольной группы полностью не справились с заданием.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что умение классифицировать у большинства детей с ОВЗ (ЗПР) присутствует, но оно формировалось стихийно, как побочный продукт других видов деятельности. Необходима специальная работа в данном направлении.
Представим некоторые ее задания.
В процессе проведения уроков математики предполагается усиление контроля при выполнении учебных заданий, способствующих развитию данных умений, модификация некоторых заданий с целью увеличения их развивающего потенциала.
Например, Математика, 3 класс, часть 1, стр. 14, № 5.
82–36 |
53+29 |
100–75 |
64+16 |
93–85 |
66+18 |
90–82 |
77+23 |
Необходимо найти значение выражений, с целью формирования умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах сотни. Модифицируем данное упражнение. Предложим учащимся разделить выражения на 2 группы до нахождения их значения. В случае затруднений, предложим проанализировать выражения, с целью формулировки вывода о том, что это сложение и вычитание. Если учащиеся затруднятся с этим выводом, то зададим серию вопросов:
– Рассмотрите внимательно выражения, какие два действия необходимы для их выполнения?
– Значит на какие две группы мы их можем разделить?
Как только учащиеся отвечают правильно на вопросы могут разделить на группы, они это делают самостоятельно, работа ведется индивидуально или дифференцированно с теми, кто не справляется с модифицированным заданием, т. е. учащимся оказывается индивидуальная дозированная помощь.
После нахождения значения выражений (ответов), предлагается разделить их на две группы, определяется признак, по которому происходит классификация. При необходимости оказывается индивидуальная дозированная помощь.
Некоторые учащиеся находят основания для классификации после того, как актуализируют знания о содержании материала, который подлежит классификации, например, после повторения соответствующих математических определений (четные-нечетные числа, действия второго порядка и др.).
В результаты подобной модификации кроме решения основной учебной задачи (формирование вычислительных умений), у учащихся формируются логические операции сравнение, анализ, классификация, ведется работа по формированию умения выделять основания для классификации, делить множества на классы, умения строить простейшие доказательства.
Для выявления умения выбрать основание для классификации и провести классификацию множества предметов учащимся предлагалось следующее задание:
Распределить записи по группам двумя разными способами:
64:8, 8×7, 5×7, 72:8 др.
При предъявлении заданий важно учитывать следующие условия:
– предъявлять задания по принципу «от простого к сложному», с постепенным увеличением меры сложности, пропорционально возрастающим возможностям учащихся;
– предъявляемые задания должны опираться на зону ближайшего развития учащихся;
– организовывать работу в малых группах, т. к. отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания (обусловлено психическим статусом) приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания;
– предлагать хорошо структурированный, известный материал, что облегчит понимание учебной задачи.
Систематическое целенаправленное использование подобных заданий способствует формированию умения классифицировать у младших школьников, и, как следствие, является мощным фактором психического развития.
Литература:
- Алексеева О. В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Алексеева — Москва, 2000–24 с
- Качурова Е. Э. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников как технология реализации ФГОС в системе учебников «Начальная школа XXI века» [Электронный ресурс] /Е. Э. Качурова –Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1151783 (дата обращения: 25.04.2017).
- Фетисова Н. В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике: автореф. … дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Фетисова. — Томск: ТГПУ, 2010. — 23 с.
- Фетисова Н. В. Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе / Н. В. Фетисова, А. А. Востриков // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 5 (42). — Томск, 2004. — С. 33–39.