В настоящее время инклюзивное образование становится реальностью российского общества. По проекту Федерального государственного образовательного стандарта общего образования — образовательный процесс должен строиться, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности обучающегося, должны быть созданы специальные условия обучения и воспитания учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, а также без барьерная среда жизнедеятельности и учебной деятельности. [1]
Включение инклюзивного образования общеобразовательную среду — сложный и многоаспектный процесс. Он выходит за рамки сферы образования и касается общества в целом.
Цель: определить роль инклюзивного образования в духовно-нравственной сфере российского общества.
Задачи:
- определить влияние российского общества на внедрение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс.
- рассмотреть инклюзию (инклюзивное образование) никак реформу, а как социальную модель.
Последние десятилетия духовно-нравственная сфера российского общества находится в состоянии кризиса — это вызвано утратой духовных и нравственных идеалов. Данная проблема остро отразилась на системе образования, а именно на обучающих и воспитательных функциях. Следствием этого стало, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, стала во многом деструктивным и разрушительным. Тем самым данная обстановка тормозит включение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс. Зачастую это выражено проблемой: не подготовленности общества к данному процессу.
Так, например, С. И. Ануфриев рассуждаю об актуальности инклюзивного обучения, считает, что социальная модель инвалидности рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Люди с нарушением здоровья становятся инвалидами вследствие существующих в обществе ограничений, барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель настаивает на равноправии всех детей и предоставлении всем равных возможностей в том числе и в области образования [2]
Инклюзию можно рассматривать не просто как реформу образования, а прежде всего, как новую модель, основанную на философии социальной справедливости, которая утверждает, что все люди, включая людей с инвалидностью, имеют в полной мере участвовать во всех сферах общества. Инклюзивное образование, не должно считаться проблемой, наоборот нужно видеть в нем возможность развития процесса обучения, как считают представитель ЮНЕСКО.
Некоторые российские ученые считают, что инклюзивное образование может помочь в формировании духовно-нравственных ценностей, как для системы российского образования, так и для российского общества.
Я. И. Кузьминова подчеркивает, что Российская школа всегда имела огромный гуманистический потенциал, и воспитательным аспектам всегда уделяли особое внимание. Проблема обучения детей с ОВЗ — это не просто техническая или экономическая проблема — это проблема в первую очередь нравственная. Сама система образования есть система воспитания гуманизма в человеке. В инклюзивном образовательном процессе дети учатся толерантности, начинают понимать другого человека, понимать его особенности. [3]
Идеи инклюзии (инклюзивного образования) можно рассматривать, как этап в создании основной цели — «включающегося общества», которое позволит всем: взрослым, детям, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, отсутсвия или наличия нарушений развития, полноценно принимать участие в жизни общества и вносить в него свой вклад. Данное общество сможет решить проблемы дискриминации, сотрутся предрассудки и стереотипы, отличия будут уважаться и цениться.
На практике остается, что общество должно «созреть» для создания этих комплексов, этих условий. На данный момент складывается ситуация, с одной стороны, к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делается в рамках защиты прав и интересов детей. С другой — к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы. Тем самым проводимые концепции являются не вполне совершенными. Материальная составляющая часть процесса существенно опережает социальную — это выражено дополнительными барьерами в виде трудностей учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе.
Модернизация российского образования должна учитывать переосмысление отношение общества к группам населения, относящимся к категории граждан с ОВЗ и инвалидам, получение ими образования, и включение их в целом в активную общественную жизнь. Устранить социальные барьеры: постепенно и целенаправленно изменяя культуру, политику и практику работы общеобразовательных школ. Как говорилось выше, принятие обществом инклюзивного образования сможет решить ряд духовно-нравственных проблем.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Проект. Министерство образования и науки РФ. — М., Министерство образования и науки РФ, 2011. 72с.
- Ануфриев С. И. Формирование новой педагогической парадигмы: роль и место инклюзивного образования// Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. Томск: Томский ЦНТИ, 2008. с. 24–31.
- О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями(по материалам «круглого стола» РОСРО, 09.04.2006)// Вопросы образования. 2006, № 2, с. 158