Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 15.01.2018

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Васильева, П. В. Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества / П. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47764/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время инклюзивное образование становится реальностью российского общества. По проекту Федерального государственного образовательного стандарта общего образования — образовательный процесс должен строиться, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности обучающегося, должны быть созданы специальные условия обучения и воспитания учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, а также без барьерная среда жизнедеятельности и учебной деятельности. [1]

Включение инклюзивного образования общеобразовательную среду — сложный и многоаспектный процесс. Он выходит за рамки сферы образования и касается общества в целом.

Цель: определить роль инклюзивного образования в духовно-нравственной сфере российского общества.

Задачи:

  1. определить влияние российского общества на внедрение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс.
  2. рассмотреть инклюзию (инклюзивное образование) никак реформу, а как социальную модель.

Последние десятилетия духовно-нравственная сфера российского общества находится в состоянии кризиса — это вызвано утратой духовных и нравственных идеалов. Данная проблема остро отразилась на системе образования, а именно на обучающих и воспитательных функциях. Следствием этого стало, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, стала во многом деструктивным и разрушительным. Тем самым данная обстановка тормозит включение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс. Зачастую это выражено проблемой: не подготовленности общества к данному процессу.

Так, например, С. И. Ануфриев рассуждаю об актуальности инклюзивного обучения, считает, что социальная модель инвалидности рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Люди с нарушением здоровья становятся инвалидами вследствие существующих в обществе ограничений, барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель настаивает на равноправии всех детей и предоставлении всем равных возможностей в том числе и в области образования [2]

Инклюзию можно рассматривать не просто как реформу образования, а прежде всего, как новую модель, основанную на философии социальной справедливости, которая утверждает, что все люди, включая людей с инвалидностью, имеют в полной мере участвовать во всех сферах общества. Инклюзивное образование, не должно считаться проблемой, наоборот нужно видеть в нем возможность развития процесса обучения, как считают представитель ЮНЕСКО.

Некоторые российские ученые считают, что инклюзивное образование может помочь в формировании духовно-нравственных ценностей, как для системы российского образования, так и для российского общества.

Я. И. Кузьминова подчеркивает, что Российская школа всегда имела огромный гуманистический потенциал, и воспитательным аспектам всегда уделяли особое внимание. Проблема обучения детей с ОВЗ — это не просто техническая или экономическая проблема — это проблема в первую очередь нравственная. Сама система образования есть система воспитания гуманизма в человеке. В инклюзивном образовательном процессе дети учатся толерантности, начинают понимать другого человека, понимать его особенности. [3]

Идеи инклюзии (инклюзивного образования) можно рассматривать, как этап в создании основной цели — «включающегося общества», которое позволит всем: взрослым, детям, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, отсутсвия или наличия нарушений развития, полноценно принимать участие в жизни общества и вносить в него свой вклад. Данное общество сможет решить проблемы дискриминации, сотрутся предрассудки и стереотипы, отличия будут уважаться и цениться.

На практике остается, что общество должно «созреть» для создания этих комплексов, этих условий. На данный момент складывается ситуация, с одной стороны, к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делается в рамках защиты прав и интересов детей. С другой — к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы. Тем самым проводимые концепции являются не вполне совершенными. Материальная составляющая часть процесса существенно опережает социальную — это выражено дополнительными барьерами в виде трудностей учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе.

Модернизация российского образования должна учитывать переосмысление отношение общества к группам населения, относящимся к категории граждан с ОВЗ и инвалидам, получение ими образования, и включение их в целом в активную общественную жизнь. Устранить социальные барьеры: постепенно и целенаправленно изменяя культуру, политику и практику работы общеобразовательных школ. Как говорилось выше, принятие обществом инклюзивного образования сможет решить ряд духовно-нравственных проблем.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Проект. Министерство образования и науки РФ. — М., Министерство образования и науки РФ, 2011. 72с.
  2. Ануфриев С. И. Формирование новой педагогической парадигмы: роль и место инклюзивного образования// Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. Томск: Томский ЦНТИ, 2008. с. 24–31.
  3. О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями(по материалам «круглого стола» РОСРО, 09.04.2006)// Вопросы образования. 2006, № 2, с. 158
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, российское общество, духовно-нравственная сфера, общеобразовательный процесс, общество, проблема, ребенок, российское образование, социальная модель.


Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Задать вопрос