Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понимание текста младшими школьниками

Педагогика
06.01.2018
1731
Поделиться
Библиографическое описание
Симонова, П. С. Понимание текста младшими школьниками / П. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47640/.


В статье представлены результаты исследования особенностей понимания как компонента способностей.

Ключевые слова: понимание, понимание текста, способности, чтение текста, развитие понимания, деятельность.

The article presents the results of the comparative research of comprehension.

Key words: comprehension, text comprehension, abilities, read operation, comprehension development, activities.

Проблема понимания находит своё отражение в различных науках, таких как психология, логика, философия, психолингвистика и во многих других. Также понятие понимания применимо для начальной школы, но сперва мы рассмотрим его теоретический аспект. Понимание рассматривается как развитие этических чувств, доброжелательность, эмоционально-нравственное развитие, переживание — тем самым понимание наделено масштабным смыслом, в основе которого лежит чувство симпатии. В отечественной психологии многие ученые занимались проблемой понимания. Первые упоминания о понимании можно услышать в 50-х года XX века. Заниматься пониманием начал А. А. Смирнов, продолжили его идею Г. С. Костюк, А. Р. Лурия и другие… В определении понимания из Большого толкового словаря Б.Мещерякова и В.Зинченко мы найдём некоторые характеристики этого определения, которые помогут нам понять, что такое понимание. Во-первых, понимание — это способность осмыслять, постигать содержание, а также постигать смысл. Во-вторых, понимание рассматривается как когнитивный процесс постижения чего-либо. Также понимание — это толкование чего-либо. И последнее определение, которое даётся в словаре Зинченко — это понимание как одна из целей познания и обучения.

В нашем исследовании теоретического вопроса понимания мы также уделили внимание определению понимания другими авторами. Например, В. В. Знаков определяет понимание как форму воспроизведения объектов знания, возникающую у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. Также он определяет понимание как осмысление продуктов опосредованного и обобщенного отражения связей, а также В. И. Кальчук рассматривает понимание как процесс осмысления, направленный на разрешение тех или иных задач. Исходя из анализа литературы этих и других авторов стоит отметить, что большинство отечественных учёных, которые исследовали понимание, рассматривали понимание как процесс мышления, а также как построение определённых связей между постигаемыми задачами.

А. А. Смирнов, как первый учёный, занимающийся вопросами понимания, выделил семь ступеней понимания:

1) отнесение познаваемого предмета к самой общей категории;

2) отнесение предмета или явления к общей категории;

3) вычленение специфических особенностей к познаваемому предмету на основе сравнения;

4) переход на основе анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, обобщения, индивидуализации, восприятию в целом к осмыслению отдельных частей предмета или явления к их пониманию и взаимосвязей;

5) установление причинно-следственных связей с помощью индукции и дедукции;

6) установление логических связей между осмысливаемыми явлениями;

7) выяснение мотивов между действиями и явлениями.

Проанализировав ступени понимания по А. А. Смирнову, можно сделать вывод о том, что А. А. Смирнов определил понимание как последовательное решение какой-либо задачи операционными механизмами способностей, уровней которых определяется успехом деятельности. Также одним из последних учёных, который занимался и занимается проблемой понимания — это В. В. Знаков, и он выделил семь подходов проблематики понимания:

1) методологический;

2) гносеологический;

3) логический;

4) семантический;

5) коммуникативный;

6) психологический;

7) лингвистический.

Также хотелось отдельно отметить в работах В. В. Знакова то, что он выделяет три реальности, в которых происходит понимание: эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Понимание в эмпирической реальности будет представлять собой процесс описания объективного мира, где высказанные суждения соответствуют качествам этого мира. В социокультурной реальности нет прямого соответствия суждениям качества мира, происходит субъективное понимание мира. В экзистенциальной реальности понимание основывается на личных переживаниях и опыте. Также отечественный учёный В. В. Знаков выделил условия понимания, которые будут положительно влиять на данный процесс, это «целевое» и «мнемическое». «Целевое» характеризуется тем, что человек пытается понять только то, что соответствует прогнозам, гипотезам и целям. А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с имеющимися у него знаниями.

Также учёный отдельно выделяет условия для взаимопонимания между людьми — эмпатическое и ценностно-нормативное — тем самым, изучая понимание в контексте личностно-ориентированного подхода. Эмпатическое условие заключается в том, что для понимания другого человека необходимо испытывать эмпатию, а сущностью ценностно-нормативного условия будет необходимость общности двух субъектов общения, формы поведения и соответствие определённым нормам. Необходимость данных условий особенно ярко проявляется, когда возникает взаимодействие между людьми разных культур.

После того, как мы исследовали теоретические моменты, связанные с пониманием, хотелось бы рассказать о понимании текста учениками начальной школы. Для этого начнём с нашей структуры понимания, которая состоит из трёх этапов:

1) поверхностное понимание, когда ученик знает сюжет произведения, но не может объяснить поступки героев;

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир и имеет своё личное отношение к тому или иному персонажу; может представить на его месте себя и объяснить, как бы он поступил в той или иной ситуации;

3) глубинное понимание — когда ученик понимает моральный, нравственный смысл произведения, может сравнивать поступки героев между собой.

Нами было принято решение применить созданную структуру на конкретном литературном произведении «Лиса и Тетерев», которое находится в учебнике Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2 класса. Понимание второклассниками данного произведения строится по следующей структуре: сначала происходит запоминание одного из персонажей произведения, выстраивание сюжетной линии; ученик способен пересказать сюжет сказки, но не может объяснить поступки Лисицы, а также сказать, в чём находчивость Тетерева. В данном случае ученик использует обращение к воспроизведению материала имеющихся знаний, не задействуя операционные механизмы способностей. Такое понимание можно согласно трудам В. В. Знакова является запоминанием. Во-вторых, ученик старается понять и объяснить поступки героев, выделить отличительные признаки речи Лисицы, в которой присутствуют уменьшительно-ласкательные слова «дружочек», «Тетеревочек» и тому подобное; старается описать главных героев не только по внешним признакам, но и по характеру. Лисица (какая?) хитрая, лживая. Тетерев (какой?) находчивый, умный. Если ребёнку задают вопрос «Зачем Лисица звала Тетерева вниз?», то ученик просто выделяет слова Тетерева, которые демонстрируют его находчивость и ум. В данном случае можно выделить поведение отдельного сказочного героя, которое замечает учащийся. Следующий уровень понимания (третий) характеризуются способностью моделирования ситуации, возможностью продолжить сказку, переносить события, происходящие в сказке, в реальную жизнь. Также стоит обратить внимание на приёмы понимания текста, которыми может воспользоваться учитель при работе обучению осознанному чтению с детьми:

1) в первую очередь необходимо акцентировать внимание на том, что для лучшего понимание текста нужно регулярно читать разнообразную литературу с детьми;

2) перед изучением какого-либо текстового материала важно спрогнозировать цель;

3) во время чтения необходимо запоминать опорные пункты произведения, обсуждать отдельные эпизоды, поступки персонажей;

4) важно уметь соотносить получаемую информацию с уже имеющейся у читателя, проводить связи и параллели;

5) для развития мотивационных установок читателя необходимо предоставлять ученику информацию в зоне его актуального развития: ученик способен понять что- то тогда, когда он готов к пониманию чего-либо.

Литература:

  1. А. А. Смирнов, Избранные психологические труды: в 2 томах / А. А. Смирнов. — Москва: Педагогика, 1987
  2. В. В. Знаков, Психология понимания: проблемы и перспективы. — М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
  3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь
  4. Л. Ф. Климанова, Литературное чтение, 1 часть, 2 класс
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 157-159):
Часть 2 (стр. 83-175)
Расположение в файле:
стр. 83стр. 157-159стр. 175

Молодой учёный