Понимание текста младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 06.01.2018

Статья просмотрена: 1705 раз

Библиографическое описание:

Симонова, П. С. Понимание текста младшими школьниками / П. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47640/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлены результаты исследования особенностей понимания как компонента способностей.

Ключевые слова: понимание, понимание текста, способности, чтение текста, развитие понимания, деятельность.

The article presents the results of the comparative research of comprehension.

Key words: comprehension, text comprehension, abilities, read operation, comprehension development, activities.

Проблема понимания находит своё отражение в различных науках, таких как психология, логика, философия, психолингвистика и во многих других. Также понятие понимания применимо для начальной школы, но сперва мы рассмотрим его теоретический аспект. Понимание рассматривается как развитие этических чувств, доброжелательность, эмоционально-нравственное развитие, переживание — тем самым понимание наделено масштабным смыслом, в основе которого лежит чувство симпатии. В отечественной психологии многие ученые занимались проблемой понимания. Первые упоминания о понимании можно услышать в 50-х года XX века. Заниматься пониманием начал А. А. Смирнов, продолжили его идею Г. С. Костюк, А. Р. Лурия и другие… В определении понимания из Большого толкового словаря Б.Мещерякова и В.Зинченко мы найдём некоторые характеристики этого определения, которые помогут нам понять, что такое понимание. Во-первых, понимание — это способность осмыслять, постигать содержание, а также постигать смысл. Во-вторых, понимание рассматривается как когнитивный процесс постижения чего-либо. Также понимание — это толкование чего-либо. И последнее определение, которое даётся в словаре Зинченко — это понимание как одна из целей познания и обучения.

В нашем исследовании теоретического вопроса понимания мы также уделили внимание определению понимания другими авторами. Например, В. В. Знаков определяет понимание как форму воспроизведения объектов знания, возникающую у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. Также он определяет понимание как осмысление продуктов опосредованного и обобщенного отражения связей, а также В. И. Кальчук рассматривает понимание как процесс осмысления, направленный на разрешение тех или иных задач. Исходя из анализа литературы этих и других авторов стоит отметить, что большинство отечественных учёных, которые исследовали понимание, рассматривали понимание как процесс мышления, а также как построение определённых связей между постигаемыми задачами.

А. А. Смирнов, как первый учёный, занимающийся вопросами понимания, выделил семь ступеней понимания:

1) отнесение познаваемого предмета к самой общей категории;

2) отнесение предмета или явления к общей категории;

3) вычленение специфических особенностей к познаваемому предмету на основе сравнения;

4) переход на основе анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, обобщения, индивидуализации, восприятию в целом к осмыслению отдельных частей предмета или явления к их пониманию и взаимосвязей;

5) установление причинно-следственных связей с помощью индукции и дедукции;

6) установление логических связей между осмысливаемыми явлениями;

7) выяснение мотивов между действиями и явлениями.

Проанализировав ступени понимания по А. А. Смирнову, можно сделать вывод о том, что А. А. Смирнов определил понимание как последовательное решение какой-либо задачи операционными механизмами способностей, уровней которых определяется успехом деятельности. Также одним из последних учёных, который занимался и занимается проблемой понимания — это В. В. Знаков, и он выделил семь подходов проблематики понимания:

1) методологический;

2) гносеологический;

3) логический;

4) семантический;

5) коммуникативный;

6) психологический;

7) лингвистический.

Также хотелось отдельно отметить в работах В. В. Знакова то, что он выделяет три реальности, в которых происходит понимание: эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Понимание в эмпирической реальности будет представлять собой процесс описания объективного мира, где высказанные суждения соответствуют качествам этого мира. В социокультурной реальности нет прямого соответствия суждениям качества мира, происходит субъективное понимание мира. В экзистенциальной реальности понимание основывается на личных переживаниях и опыте. Также отечественный учёный В. В. Знаков выделил условия понимания, которые будут положительно влиять на данный процесс, это «целевое» и «мнемическое». «Целевое» характеризуется тем, что человек пытается понять только то, что соответствует прогнозам, гипотезам и целям. А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с имеющимися у него знаниями.

Также учёный отдельно выделяет условия для взаимопонимания между людьми — эмпатическое и ценностно-нормативное — тем самым, изучая понимание в контексте личностно-ориентированного подхода. Эмпатическое условие заключается в том, что для понимания другого человека необходимо испытывать эмпатию, а сущностью ценностно-нормативного условия будет необходимость общности двух субъектов общения, формы поведения и соответствие определённым нормам. Необходимость данных условий особенно ярко проявляется, когда возникает взаимодействие между людьми разных культур.

После того, как мы исследовали теоретические моменты, связанные с пониманием, хотелось бы рассказать о понимании текста учениками начальной школы. Для этого начнём с нашей структуры понимания, которая состоит из трёх этапов:

1) поверхностное понимание, когда ученик знает сюжет произведения, но не может объяснить поступки героев;

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир и имеет своё личное отношение к тому или иному персонажу; может представить на его месте себя и объяснить, как бы он поступил в той или иной ситуации;

3) глубинное понимание — когда ученик понимает моральный, нравственный смысл произведения, может сравнивать поступки героев между собой.

Нами было принято решение применить созданную структуру на конкретном литературном произведении «Лиса и Тетерев», которое находится в учебнике Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2 класса. Понимание второклассниками данного произведения строится по следующей структуре: сначала происходит запоминание одного из персонажей произведения, выстраивание сюжетной линии; ученик способен пересказать сюжет сказки, но не может объяснить поступки Лисицы, а также сказать, в чём находчивость Тетерева. В данном случае ученик использует обращение к воспроизведению материала имеющихся знаний, не задействуя операционные механизмы способностей. Такое понимание можно согласно трудам В. В. Знакова является запоминанием. Во-вторых, ученик старается понять и объяснить поступки героев, выделить отличительные признаки речи Лисицы, в которой присутствуют уменьшительно-ласкательные слова «дружочек», «Тетеревочек» и тому подобное; старается описать главных героев не только по внешним признакам, но и по характеру. Лисица (какая?) хитрая, лживая. Тетерев (какой?) находчивый, умный. Если ребёнку задают вопрос «Зачем Лисица звала Тетерева вниз?», то ученик просто выделяет слова Тетерева, которые демонстрируют его находчивость и ум. В данном случае можно выделить поведение отдельного сказочного героя, которое замечает учащийся. Следующий уровень понимания (третий) характеризуются способностью моделирования ситуации, возможностью продолжить сказку, переносить события, происходящие в сказке, в реальную жизнь. Также стоит обратить внимание на приёмы понимания текста, которыми может воспользоваться учитель при работе обучению осознанному чтению с детьми:

1) в первую очередь необходимо акцентировать внимание на том, что для лучшего понимание текста нужно регулярно читать разнообразную литературу с детьми;

2) перед изучением какого-либо текстового материала важно спрогнозировать цель;

3) во время чтения необходимо запоминать опорные пункты произведения, обсуждать отдельные эпизоды, поступки персонажей;

4) важно уметь соотносить получаемую информацию с уже имеющейся у читателя, проводить связи и параллели;

5) для развития мотивационных установок читателя необходимо предоставлять ученику информацию в зоне его актуального развития: ученик способен понять что- то тогда, когда он готов к пониманию чего-либо.

Литература:

  1. А. А. Смирнов, Избранные психологические труды: в 2 томах / А. А. Смирнов. — Москва: Педагогика, 1987
  2. В. В. Знаков, Психология понимания: проблемы и перспективы. — М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
  3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь
  4. Л. Ф. Климанова, Литературное чтение, 1 часть, 2 класс
Основные термины (генерируются автоматически): понимание, понимание текста, поступок героев, проблема понимания, ученик, начальная школа, операционный механизм способностей, познаваемый предмет, ступень понимания, том.


Задать вопрос