Сегодня государственная политика направлена на формирование уважения неотъемлемых прав коренных малочисленных народов России, основанных на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии. Необходимо выработать комплекс конкретных мер, способствующих развитию адаптации коренных малочисленных народов России к новым социально-политическим и экономическим условиям, сложившимся в России. Нужны новые подходы к решению проблем, копившихся десятилетиями, в условиях ломки прошлого, привычного образа жизни и формирования нового.
В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с правовым статусом коренных малочисленных народов России: этнический состав коренных малочисленных народов России, характеристика мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности. Кроме этого проведен анализ действующего законодательства РФ по вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов России, а также разработан единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ). Данный документ (при признании официальным документом) может являться основанием для обращения коренных малочисленных народов России за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.
Коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов России утверждены Правительством Российской Федерации.
Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.
Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных (малочисленных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере.
В современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов России нет понятия «льгота», а есть права, закрепленные Конституцией РФ, которая гарантирует защиту их прав и интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, а также законодательными актами РФ. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные малочисленные народы России могли сохранить свои особенности и традиции.
Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
На федеральном уровне для коренных малочисленных народов России установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами:
Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и другие.
Для реализации своих прав и льгот граждане РФ должны подтвердить, что они относятся к коренным малочисленным народам России. Но, дело в том, что еще в 1997 году из паспорта гражданина РФ была изъята графа «национальность». Сегодня в российском законодательстве нет порядка решения вопроса о том, является гражданин РФ представителем малочисленного народа или нет. В условиях отсутствия законодательно закрепленного порядка определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, многие не могут подтвердить свою национальную принадлежность и реализовать свои права в полном объеме.
В итоге, когда представителю коренных малочисленных народов России необходимо воспользоваться закрепленными законами льготами и правами, например, на прохождение альтернативной гражданской службы, использование природных ресурсов, получение оружия, образование общин, закрепление охотничьих угодий и оленьих пастбищ, у него появляется масса проблем.
Взять, к примеру, рыболовство. Региональными законами и нормативными правовыми актами также регламентировано право на получение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для традиционного рыболовства исключительно лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и их общинами. Отсутствие же в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, подтверждения его национальной принадлежности ставит в затруднительное положение природоохранные и правоохранительные органы, осуществляющие контроль за законностью добычи водных биологических ресурсов.
До 2004 года эта проблема решалась так: в муниципальных образованиях составлялись списки граждан, имеющих квоты на добычу водных биологических ресурсов. Однако после вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [1] муниципалитеты лишились этого полномочия. В подобной ситуации коренные малочисленные народы России не могут в полной мере использовать свои льготы, а у других граждан РФ, не являющихся представителями малочисленных народов, появляется масса возможностей для злоупотреблений.
Сегодня в Положении о паспорте гражданина РФ есть пункт, в котором говорится: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности. Форма вкладыша, который выдается на основании письменного заявления гражданина, устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и федеральным Министерством внутренних дел по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ…».
Такие республики, как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия) воспользовались этим правом. А что делать жителям территорий, не имеющих республиканского статуса (например, коренным малочисленным народам России, которые проживают на территории Дальневосточного федерального округа)?
Сегодня, граждане РФ могут подтвердить свою национальную принадлежность только в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться лично с заявлением в суд и предоставить пакет документов.
Мы предлагаем, упростить процедуру сбора документов и тем самым сократить время, а также решить проблему с бюрократией в государственных органах исполнительной и судебной власти. И для этого мы разработали единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ).
Для того, чтобы предложенный нами документ на законодательном уровне имел статус официального документа необходимо внести поправку в Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» [2] о присвоении единому документу статуса « вкладыш к паспорту гражданина РФ», и изложить её (поправку) в следующей редакции: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках и иных субъектах РФ, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и (или) герба субъекта РФ, и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики (или субъекта РФ) сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности…».
Мы предлагаем закрепить функции по выдачи данного документа за должностными лицами отделов ЗАГС. Вкладыш к паспорту гражданина РФ отделы ЗАГС в субъектах РФ будут выдавать независимо от места регистрации гражданина.
В дальнейшем необходимо создать единый государственный реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, проживающих в местах традиционного проживания и ведущих традиционный образ жизни. Включение в данный Реестр, будет являться основанием для обращения за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.
В самом Реестре может быть предусмотрено три категории граждан:
1) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;
2) лица, которые относятся к коренным малочисленным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно (как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления);
3) лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни (как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население – такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами).
В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.
Несмотря на то, что коренные малочисленные народы России составляют небольшую часть населения нашей страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания.
Государственная забота об обеспечении политического, экономического и социально-культурного развития должна выражаться в развитой политико-правовой базе как федерального, так и регионального уровней. Федеральные и региональные органы государственной власти должны постоянно обеспечивать условия, которые гарантируют всем коренным малочисленным народам России возможность развития при сохранении ими их самобытности.
Литература:
- Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).