Взаимодействие специальных служб стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Верлянко, Ю. Д. Взаимодействие специальных служб стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Ю. Д. Верлянко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47314/ (дата обращения: 22.12.2024).



События последних лет свидетельствуют о том, что мир в начале XXI века не стал более стабильным и безопасным, а наоборот, привел к целой череде войн и военных конфликтов, которые уже запылали или тлеют практически в разных уголках нашей планеты. В этих условиях изучение опыта сотрудничества стран с различными политическими, идеологическими, социально-экономическими установками приобретает особое значение. Историческим примером такого взаимодействия выступают страны антигитлеровской коалиции, которые сумели установить контакты даже в такой деликатной сфере, как взаимодействие специальных служб. Как писал, бывший директор Службы внешней разведки Российской Федерации академик Е. М. Примаков, что «это приносило большую пользу» [8, с.16]. В условиях современной геополитической неопределенности изучение опыта сотрудничества специальных служб ведущих стран антигитлеровской коалиции является актуальным.

В 1941 г. британское правительство через своего посла в Москве, левого лейбориста С. Криппса обратилось к советскому правительству с предложением о сотрудничестве по линии разведок в работе против гитлеровской Германии. Советское правительство приняло это предложение, и для переговоров выделило генерал-майора Зарубина В. М. и полковника Чичаева И. А. Было разработано и подписано соглашение. Для координации действий разведок в Москве и Лондоне учреждались миссии [6, с. 45].

Представителем британской миссии в Москве стал генерал Хилл. В Лондон был направлен полковник И. А. Чичаев. В помощь ему выделялись три оперативных работника, а также радист, шифровальщик и переводчик.

И. А. Чичаев прибыл в Лондон в сентябре 1941 г. Через месяц в его рабочий кабинет проникли «воры», которые вскрыли столы и шкафы. Однако интересовавшие британские спецслужбы секретные документы хранились в шифровальной комнате посольства, и «воры» ушли ни с чем [8, с. 51].

В начале 1942 г. в Англию стали прибывать подготовленные Центром агенты для их последующей заброски в Германию и оккупированные ею страны. Англичане размещали их на конспиративных квартирах, экипировали, обеспечивали питанием, немецкими продуктовыми карточками и диверсионной техникой. Однако они затягивали заброску нашей агентуры в тыл германской армии, и всего за годы войны в Германию, Австрию, Францию, Голландию было отправлено 36 агентов, 29 из которых выброшены на парашютах, 3 погибли во время полета и 4 были возвращены в СССР [3, с. 18].

В период Великой Отечественной войны советская и британская разведки активно взаимодействовали и на территории третьих стран. Так, в Афганистане резидентуры НКВД и МИ-6 провели успешную совместную операцию по разгрому «Мародеров». Под этим псевдонимом в оперативной переписке с Москвой и Лондоном проходила агентурная сеть немецкой разведки, действовавшая в военные годы в этой стране. Совместными усилиями были нанесены ощутимые удары по германской, японской и итальянской резидентурам, хозяйничавшим на афганской земле. В результате объединенных действий советской и британской разведок удалось предотвратить подготавливаемый нацистами переворот и введение германских войск в Афганистан [5, с. 318].

Высокой оценки Центров заслужила также совместная акция по разгрому агентурно-диверсионной сети немецкой и японской разведок в Индии и Бирме, Иране. Однако это не мешало англичанам одновременно вести против СССР целенаправленную подрывную работу. Так, резидентуре НКВД в Тегеране стало известно, что англичане создали в этом городе свою разведывательную школу. В нее набирали молодых людей со знанием русского языка и готовили их для заброски с разведывательными заданиями на территорию советских республик Средней Азии и Закавказья. По заданию тегеранской резидентуры молодому нелегальному сотруднику «Амиру» удалось внедриться в разведшколу.

Спустя несколько месяцев советский представитель встретился с официальным представителем английской разведки в Иране и сделал ему представление по поводу «несоюзнического поведения». В скором времени школа перестала существовать.

В середине 1944 года Дж. Хилл даже был вынужден сообщить из Москвы в Лондон: «Не могу не чувствовать, что у русских имеется довод, хороший довод против нашей готовности сотрудничать и довод против нас в смысле задержания разведывательных сведений, которые могут быть для них ценными» [8, с. 370].

В начале 1945 года, с приближением войны к своему завершению, стало очевидным, что сотрудничество с английской разведкой зашло в тупик. 10 марта Иван Чичаев получил из Центра указание проинформировать союзников о своем предстоящем отъезде в Советский Союз. Дж. Хилл, со своей стороны, заявил о готовности вернуться в Лондон. Миссии по связи с английской и советской разведками в Лондоне и Москве были закрыты [3, с. 256].

В развернувшейся компании фальсификации истории Великой Отечественной войны, зарубежные историки не обошли стороной и такую специфическую тему, как сотрудничество специальных служб стран антигитлеровской коалиции.

Стремясь показать СССР в этот период ненадежным союзником, некоторые английские исследователи Колдер Уолтон, Н. Вест обвиняют нашу страну в том, что она вела разведывательную работу против своих партнеров по коалиции. Уолтон в своей монографии цитирует в подтверждение этого тезиса дневниковую запись начальника отдела английской контрразведки МИ-5 Гая Лиддела: «Нет сомнения в том, что русские гораздо лучше разбираются в деле шпионажа, чем любая другая страна в мире. Я абсолютно уверен, что у них с этим делом все в порядке, а нам следует более активно наводить об этом справки. Они станут для нас огромным источником проблем, когда война закончится» [9, с. 125].

Британские историки рисуют деятельность спецслужб Туманного Альбиона рыцарски честными по отношению к своему советскому союзнику. Так, по данным Уолтона уже в июне 1941 г. Министерство иностранных дел Великобритании наложило запрет на все операции по сбору информации о СССР. А упомянутый выше Г. Лиддл в 1943 г. писал в своем дневнике «если МИ-5 все же попытается изучать советскую угрозу, но будет разоблачена, то тогда поднимется ужасный скандал» [9, с. 125].

Но на основании данных советской контрразведки, можно сделать иной вывод, так в ориентировке от 30 октября 1945г. говорилось «…Английские разведывательные органы воспользовались (расширившимися) возможностями и активизировали шпионскую деятельность против Советского Союза. Всего за годы за период Отечественной войны в СССР побывало около 200 английских разведчиков, из них в Москве – 110, в Мурманске – 30 и в составе различных делегаций свыше 20» [12]. А бывший офицер военно-морской разведки США и атташе в Москве П. А. Хухтхаузен пишет в своей работе «Военно-морской шпионах: история противостояния», что «американские и английские разведчики собирали информацию о советском ВМФ во Владивостоке, Мурманске, Архангельске и на Черноморском флоте» [10, с. 75].

Другое обвинение, которое выдвигалось против советской разведки, заключалось в том, что все попытки завязать сотрудничество между британскими и советскими спецслужбами носили формальный характер и «никогда не перерастали в практическое согласие ради достижения общей цели. Вина за это, вне всякого сомнения, целиком лежит на СССР». Как пишет У. Маккензи в «Секретной истории УСО» «русские … никогда не признались бы, что работа британцев с группами «Киркоматыга» заслуживает благодарности». Говоря о не профессиональной работе советских спецслужб, автор указывал, что НКВД снабжал своих агентов «фальшивыми документами и легендами не высокого качества и УСО приходилось создавать им новые». Отсюда делался вывод вряд ли можно было ожидать, что НКВД признается в собственной технической несостоятельности» [7, с. 175].

Но автор, обвиняя советскую разведку в непрофессионализме, забыл высказывание бывшего директора ЦРУ Алена Даллеса, который писал, что информация, которую посредством секретных операций смогли добыть советские разведчики во время второй мировой войны, «представляла собой такого рода материал, который является предметом мечтаний для разведки любой страны» [6, с. 658].

24 декабря 1943 года в Москву прибыл руководитель американской разведки – Управления стратегических служб США (УСС) – генерал-майор Уильям Донован.

27 декабря состоялась встреча Донована с руководителем советской внешней разведки Фитиным и его заместителем Овакимяном. В ходе беседы Донован заявил о готовности УСС к совместному сотрудничеству с соответствующими органами СССР «в целях скорейшего разгрома общего врага». Одновременно руководители советской и американской внешних разведок достигли согласия о необходимости, не дожидаясь официального решения о начале сотрудничества, приступить к обмену информацией на строго конспиративной основе.

Обмен разведывательной информацией по гитлеровской Германии в ходе полуторагодичного сотрудничества между УСС и советской разведкой был весьма плодотворным. Только в апреле-мае 1944 года Донован через генерала Дина передал Фитину информационные материалы по различным вопросам положения в Германии и оккупированных ею странах общим объемом свыше 2 тыс. листов. По оценке информационного отдела советской внешней разведки, эти материалы представили «значительный интерес и ценны как богатый справочный материал» [8, с. 359].

После победы над Японией Управление стратегических служб США просуществовало недолго. В октябре 1945 года оно было ликвидировано президентом Трумэном, а генерал Донован вернулся к частной адвокатской практике в Нью-Йорке.

Таким образом, взаимодействие специальных служб США, Великобритании и СССР носило противоречивый характер.

Британские и советские спецслужбы вели совместные операции по нейтрализации агентуры стран оси в тех странах, где существовало широкое поле совпадающих интересов (Иран, Афганистан, Британская Индия).

В тоже время ни одна из сторон этого стратегического треугольника до конца не доверяла своим партнерам и вела разведывательную работу против них.

Бывшие атлантические партнеры начали систематическую кампанию по очернению всякого опыта сотрудничества с Советским Союзом в годы Великой Отечественной войны. Специалисты информационно-психологических операций до сих пор не оставляют темы взаимодействия специальных служб стран антигитлеровской коалиции в попытках их фальсификации.

Литература:

  1. Вест Н. Операции британской контрразведки 1909-1945 гг. М., 1993. – 237 с.
  2. Вест Н. Операции британской разведки 1909-1945 гг. М., 1994. – 365 с.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 т. Т.6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: 2013. – 864 с.
  4. Кузнец Ю. Л. «Длинный прыжок» в никуда: Как был сорван заговор против «Большой тройки» в Тегеране / Ю. Л.Кузнец. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  5. Кузнец Ю. Л. «Мародеры» выходят из игры». Интерпракс. 1992. – 96 с.
  6. Ландер И. И. Негласные войны. История специальных служб. 1919- 1945. В 3 кн. Одесса, 2007.
  7. Маккензи У. Секретная история УСО: Управление специальных операций в 1940-1945 гг. – М.: Транзиткнига. 2004. – 957 с.
  8. Очерки истории российской внешней разведки: В 6 т. Т. 4: 1941-1945 годы. М.: Международные отношения, 2003, 696 с.
  9. Уолтон К. Британская разведка во времена холодной войн. Секретные операции МИ-5 и МИ-6. М.: 2016. – 543 с.
  10. Хухтхаузен П. А., Шелдон-Дюпле А. Военно-морской шпионаж: история противостояния. – М.: 2013. – 432 с.
  11. Сайт Федеральной службы безопасности РФ – http:// fsb.gоv.ru
  12. Сайт Службы внешней разведки РФ – http:// svr.gоv.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Лондон, СССР, антигитлеровская коалиция, советская разведка, Афганистан, Великая Отечественная война, Иран, Советский Союз, английская разведка.


Похожие статьи

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Информационная политика СМИ в годы Первой чеченской кампании 1994–1996 годов

Дипломатическое взаимодействие Германии с европейскими союзниками в годы Второй мировой войны

Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Война и человеческие ресурсы Казахстана в 1941–1945 годах

Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании конфликта в Афганистане в 1979–1989 гг.

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Похожие статьи

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Информационная политика СМИ в годы Первой чеченской кампании 1994–1996 годов

Дипломатическое взаимодействие Германии с европейскими союзниками в годы Второй мировой войны

Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Война и человеческие ресурсы Казахстана в 1941–1945 годах

Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании конфликта в Афганистане в 1979–1989 гг.

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Задать вопрос