В настоящее время в школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как низкий интерес учеников к тому или иному предмету. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Я остановился на данной теме, так как считаю, что очень важно знать, чем обогащена наша почва. Химические опыты, приведенные в моей работе, помогут учащимся хорошо усвоить учебный материал, приобрести умения и навыки.
Практическая работа.
Опыт 1. Качественное определение содержания карбонат-ионов впочвенном образце.
Цель: провести качественные реакции на наличие содержания карбонат -ионов в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор соляной кислоты –HCl.
Последовательность выполнения опыта.
- Приготовление водной вытяжки.
- Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
- Небольшое количество сухой почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте пипеткой несколько капель 10 % раствора соляной кислоты.
Выводы по результатам практической работы:
Если почва соли угольной кислоты, то наблюдается характерное «шипение» — выделение при реакции оксида углерода (IV). По интенсивности выделения газа судят о более или менее значительном содержании карбонатов в почве.
Опыт 2. Качественное определение содержания хлорид –ионов.
Цель: провести качественные реакции на наличие содержания хлорид-ионов в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор азотной кислоты -HNO₃.
Последовательность выполнения опыта
- Приготовление водной вытяжки.
- Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
- В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки и добавьте в неё несколько капель 10 % раствора азотной кислоты и с помощью пипетки 1–2 капли 0,1 н раствора нитрата серебра.
Выводы по результатам практической работы:
При наличии хлорид-ионов в почвенной вытяжке в количестве десятых долей процента и более происходит образование белого хлопьевидного осадка. При содержании хлорид-ионов в количестве сотых и тысячных долей процента осадка не выпадает, но раствор мутнеет.
Опыт 3. Качественное определение содержания сульфат-ионов.
Цель: провести качественные реакции на наличие содержания сульфат-ионов в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота(конц),20- % хлорид бария-BaCl.
Последовательность выполнения опыта.
- Приготовление водной вытяжки.
- Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
- В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки, добавьте в неё несколько капель концентрированной соляной кислоты и с помощью пипетки прилейте 3–3 мл 20 % раствора хлорида бария.
Выводы по результатам практической работы:
При наличии сульфатов в водной вытяжке в количестве нескольких десятых процента и более происходит выпадение белого мелкокристаллического осадка. Сотые и тысячные доли процента сульфатов в растворе определяются помутнением раствора.
Опыт 4. Качественное определение нитрат— ионов.
Цель: провести качественные реакции на наличие содержания нитрат-ионов в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота, раствор дифениламина — (С6Н5)2NН.
Последовательность выполнения опыта.
- Приготовление водной вытяжки.
- Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
- В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавьте раствор дифениламина в серной кислоте.
Выводы по результатам практической работы:
При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.
Литература:
- Иванова, М. А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие / М. А. Иванова. — М.: ИЦ РИОР, 2013. — 289 c.
- Александрова, Э. А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х кн. Кн. 1. Химические методы анализа / Э. А. Александрова. — М.: Колосс, 2011. — 549 c.
- Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987,-240с.