В школьной программе и программах средних и высших учебных заведений обучение предмета химии занимает важное место, так как в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными химическими процессами, происходящими в природе или быту. Но для того, чтобы понять природу и значение этих процессов, необходимо не просто хорошо выучить тему, а провести химический эксперимент, который определяется путем проведения всевозможных опытов, что и предполагает, собственно, предмет химия.
Химический эксперимент помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения. В сочетании с техническими средствами обучения он способствует более эффективному овладению знаниями, умениями и навыками. Систематическое использование на уроках химии эксперимента поможет развить умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, сформировать экспериментальные умения и навыки.
Я остановила свое внимание на данной теме, так как, наша почва богата химическими элементами. Одни из которых приносят пользу организму человека, а другие — вред.
Поэтому, я считаю, что каждый из нас должен знать какое влияние оказывает на нас, на окружающую среду тот или иной химический элемент.
Практическая работа.
Опыт 1. Качественное определение иона Pb2+ впочве.
Цель: научиться определять ионы Pb2 в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, раствор родизоната натрия (Na2C6O6).
Последовательность выполнения опыта.
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде. (В данной водной вытяжке почвы содержатся катионы тяжелых металлов).
- На лист фильтровальной бумаги нанести несколько капель исследуемого раствора.
- Добавить 1 каплю свежеприготовленного 0,2 % раствора родизоната натрия.
Выводы по результатам практической работы:
В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или кольцо. При добавлении 1 капли буферного раствора синий цвет превращается в красный. Реакция очень чувствительна: обнаруживаемый минимум 0,1 мкг.
Опыт 2.1 Качественное определение ионов общего Fe в почве.
Цель: научиться определять ионы общего Fe в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, раствор пероксида водорода(H₂O₂), раствор роданида натрия(KSCN).
Последовательность выполнения опыта:
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде.
- В пробирку помещают 10 мл исследуемого раствора, прибавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты.
- Далее добавляют несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия.
Вывод по результатам практической работы:
При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком — красное.
Опыт 2.2 Качественное определение ионов Fe2+ впочве.
Цель: научиться определять ионы Fe2+ в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, раствор серной кислоты(H₂SO₄), раствор роданида натрия(KSCN).
Последовательность выполнения опыта:
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде.
- К 1 мл исследуемой воды добавить 2–3 капли раствора серной кислоты.
- Следом добавить 2–3 капли раствора роданида натрия.
Вывод по результатам практической работы:
Гексацианоферрат (III) калия, в кислой среде (рН ~ 3) образует с катионом Fe осадок турнбулевой сини темно-синего цвета.
Опыт 2.3 Качественное определение ионов Fe3+ впочве.
Цель: научиться определять ионы Fe3+ в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, раствор соляной кислоты(HCl), раствор роданида натрия(KSCN).
Последовательность выполнения опыта:
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде.
- К 1 мл исследуемой воды прибавить 1–2 капли раствора соляной кислоты.
- Далее добавить 2 капли раствора роданида натрия.
Вывод по результатам практической работы:
Гексацианоферрат (II) калия в слабокислой среде с катионом
Fe образует темно-синий осадок берлинской лазури.
Опыт 3. Качественное определение ионов Mn2+ впочве.
Цель: научиться определять ионы Mn2+ в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, 25 % раствор азотной кислоты, 2 % раствор нитрата серебра AgNO₃, 0,5 г персульфата аммония((NH₄)₂S₂O₈)), диоксид свинца(PbO₂).
Последовательность выполнения опыта:
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде.
- В колбу помещают 25 мл исследуемой воды, подкисляют несколькими каплями 25 %-ной азотной кислоты.
- Далее прибавляют по каплям 2 %-ный раствор нитрата серебра до тех пор, пока продолжается помутнение.
- Затем вводят 0,5 г персульфата аммония или несколько кристалликов диоксида свинца, нагревают до кипения.
Вывод по результатам практической работы:
В присутствии марганца при концентрации 0,1 мг/л и выше появляется бледно-розовая окраска.
Опыт 4. Качественное определение ионов Cu2+ впочве.
Цель: научиться определять ионы Cu2+ в почве.
Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, спирт, дистиллированная вода, фильтры, концентрированный раствор аммиака (NH4OH).
Последовательность выполнения опыта:
- Измельчить собранную почву.
- Подготовить водную вытяжку; определить химические элементы в почве, в воде.
- В фарфоровую чашку поместить 3–5 мл исследуемой воды, осторожно выпарить досуха.
- На периферийную часть пятна нанести каплю концентрированного раствора аммиака.
Вывод по результатам практической работы:
Появление интенсивно синей или фиолетовой окраски свидетельствуете присутствии Cu+
Выводы по результатам практической работы:
Использование химического эксперимента в процессе преподавания поможет учащимся более эффективно освоить учебный материал, улучшить уровень наглядности на уроке.
Литература:
- Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939,- 454с.
- Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987,-240с.
- Кристиан, Г. Д. Аналитическая химия в 2-х томах т.1 и т.2 / Г. Д. Кристиан. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011,-1127с.
- Иванова, М. А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие / М. А. Иванова. — М.: ИЦ РИОР, 2013. — 289 c.