Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Маганева, А. Э. Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии / А. Э. Маганева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13358/ (дата обращения: 16.12.2024).



Школьный курс химии включает объем химических знаний необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Однако, как отмечают многие учителя, в последнее время наблюдается снижение интереса обучающихся к предметам естественнонаучного цикла, в том числе и к химии. На мой взгляд, причиной тому является широкое использование педагогами технических средств обучения, в следствие чего на второй план уходит химический эксперимент. Химия — наука, которую невозможно изучить и понять вне химического эксперимента. Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени. Сложность теоретического материала по химии, уровень интеллектуального развития обучающихся, ориентация педагога на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ порождают нехватку учебного времени на уроках, поэтому часто учителю просто не хватает времени, чтобы организовать участие обучающихся в химическом эксперименте. Данное противоречие можно решить через организацию внеурочной деятельности по химии. Организация внеурочной деятельности по предмету является обязательным требованием ФГОС. Под внеурочной деятельностью понимается учебно-воспитательная работа с обучающимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий. Так в рамках внеурочных занятий можно организовать серию занятий по исследованию качественных реакций на катионы.

Практическая работа №1

Опыт 1. Качественное определение Ca2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Ca2+ в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Ca2+, разбавленная H2SO4; стеклянные пробирки;

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Ca2+.
  2. Добавить 6–7 капель разбавленной H2SO4.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: При добавлении к растворуразбавленнойH2SO4 образуется белый кристаллический осадок. Таким образом, серная кислота является качественным реагентом на растворы, в которых присутствуют ионы Ca2+, что позволяет определить наличие этого катиона в растворе.

Практическая работа №2

Опыт 2. Качественное определение Ba2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Ba2+ в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Ba2+,раствор K2Cr2O7; стеклянные пробирки; Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Ba2+.
  2. Добавить немного раствора K2Cr2O7
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: при добавленииK2Cr2O7 в пробирку раствор моментально желтеет, данный реактив является качественным на катион Ba2+, и способствует его открытию в смеси с другими катионами.

Практическая работа №3

Опыт 3. Качественное определение Al3+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Al3+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Al3+, едкая щелочь; стеклянные пробирки Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку добавить немного раствора соли Al3+.
  2. Добавить сначала небольшое количество щелочи, затем постепенно увеличивать
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку едкой щелочи наверху пробирки образуется белый аморфный слой, который растворяется при последующем действии щелочи. Эта реакция является характерной для катионов IV группы.

Практическая работа №4

Опыт 4. Качественное определение Cu2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Cu2+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Cu2+, NH3 (раствор); стеклянные пробирки Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Cu2+.
  2. Добавить раствор NH3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку раствораNH3 окраска раствора мгновенно изменилась с бесцветного на лазурно- голубой. Данная реакция является качественной реакцией на медь и позволяет открывать её даже в присутствии других катионов.

Практическая работа №5

Опыт 5. Качественное определение Fe2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Fe2+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Fe2+, красная кровяная соль K3 [Fe(CN)6]; стеклянные пробирки.

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Fe2+.
  2. Добавить раствор K3 [Fe(CN)6].
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку красной кровяной соли моментально выпадает осадок турнбулевой сини, что свидетельствует о наличии катиона Fe2+ в растворе. Эта реакция является качественной реакцией на катион Fe2+.

Практическая работа №6

Опыт 6. Качественное определение Fe3+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Fe3+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Fe3+, жёлтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]; стеклянные пробирки.

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Fe3+.
  2. Добавить раствор K4 [Fe(CN)6].
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку желтой кровяной соли выпадает светло-голубой осадок берлинской лазури. Эта реакция является качественной реакцией на катион Fe3+,

В ходе данных занятий развиваются умения обучающихся работать с химическими веществами и оборудованием, осуществлять самостоятельную экспериментальную деятельность; развиваются важные аналитические умения, связанные с анализом, сравнением, обобщением и формулированием обоснованных выводов; закрепляются знания, полученные при изучении свойств катионов; формируется устойчивый интерес к химии.

Литература:

  1. Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение
  2. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939;
  3. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. М., 1959;
  4. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987;
Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, раствор, ионный вид, последовательность выполнения опыта, пробирка, раствор соли, уравнение реакций, характерный признак реакции, катион, вывод.

Похожие статьи

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на низкотемпературные свойства дизельных топлив

Исследование активного способа гашения упругих колебаний промышленных роботов на основе трехмассовой расчетной схемы

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Исследование режимных факторов на содержание оксидов азота в ОГ дизелей

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во внеурочных занятиях

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Исследование физических свойств и областей применения кристаллов ниобата лития

Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика»

Исследование этаноламинов при очистке сернистых газов узбекистанских месторождений

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов

Похожие статьи

Исследование влияния депрессорно-полимерных присадок на низкотемпературные свойства дизельных топлив

Исследование активного способа гашения упругих колебаний промышленных роботов на основе трехмассовой расчетной схемы

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Исследование режимных факторов на содержание оксидов азота в ОГ дизелей

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во внеурочных занятиях

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Исследование физических свойств и областей применения кристаллов ниобата лития

Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика»

Исследование этаноламинов при очистке сернистых газов узбекистанских месторождений

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов