Педагогическая деятельность Марии Монтессори | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Педагогическая деятельность Марии Монтессори / Е. Г. Огольцова, А. А. Сычева, С. К. Лысикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47057/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мария Монтессори — яркий пример педагога теории свободного воспитания, возникшей в Европе и Америке на рубеже XIX и XX вв. Гуманистические идеи этого талантливого человека, также получившего опыт в сферах психологии, медицины, философии, продолжает обращать на себя интерес учителей и общественности и в современное время [1]. Это осуществляется по причине сочетания столь гармоничного комплекса разного рода знаний о человеке, обеспечивающихся наукой, искусством, философией и религией. Такого обобщения различных дисциплин в целостную «Педагогическую антропологию», в мировом опыте еще не было. Самыми главными принципами этого метода являются идеи самовоспитания и саморазвития ребенка. Воспитателям необходимо определить, что же интересно малышу, показать, как это правильно делать, а также создать подходящие для каждого вида деятельности условия. Отсюда следует девиз ее образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Мария Монтессори родилась в 1870 г в миланском аббатстве Кьяравалле в очень знатной аристократической семье Монтессори-Стоппани. Уже на этапе обучения в начальной школе Мария показала, как легко ей даются знания. В 12 лет, когда девушка загорелась желанием поступить в гимназию, она впервые столкнулась с неравными правами мужчин и женщин в человеческом обществе. В классы учебных заведений такого уровня принимались только юноши. Однако вопреки всему характер Марии Монтессори, влияние ее знатной семьи и обширные умственные таланты самой девушки, помогли разрушить привычную обществу систему. Хотя на протяжении всего обучения в этой технической школе Монтессори приходилось без конца доказывать свое право на обучение наравне с мужским полом. Факт ее обучения в гимназии оказался одним из переломных. Он побудил женщин всего мира защищать свои права в не справедливом обществе.

Увлечение социальными и естественными науками во время обучения наложило отпечаток на дальнейший профессиональный выбор М. Монтессори, хотя это решение далось ей нелегко. Юная девушка увлеклась медициной. С ее стороны это оказалось очередной провокацией обществу, по причине, что в те времена на факультеты медицины не принимали на обучение девушек. Однако вновь чрезмерная настойчивость, глубокие знания и аристократическое происхождение семьи, обеспечили Монтессори поступление в Римский Университет в 1892 г, позволяя посещение занятия в сопровождении отца. Уже на последних годах обучения Марию Монтессори приняли на вакансию ассистента в психиатрической лечебнице, после чего она успешно окончила Высшее Учебное учреждение в 26 лет. Так М. Монтессори вышла из университета первой женщиной-врачем в Италии, исо временем даже смогла преподавать в университете Рима.

Во время своей студенческой подработки ее увлекла работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Эта тема оказалась очень увлекательна для молодого врача и Монтессори начинает с особой тщательностью исследовать книги о приспособлении столь уникальной категории ребят в привычном социуме. На такую деятельность ее главным образом побудили работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара. Она по праву считала себя ученицей этих известных психологов. А в ее домашней библиотеке даже хранилось несколько экземпляров их книг, собственноручно переведенных на итальянский язык и переписанных М. Монтессори.

Сразу после выпуска из университета в 1896 г Мария Монтессори начинает работать с детьми, имеющими ограниченные способности, будучи уверенной, что определенный квалифицированный труд воспитателя в работе с такими детьми окажет гораздо большее влияние на их становление и развитие, чем лекарственные препараты. Монтессори подготавливает своих подопечных к экзаменам на уровне младшей школы. Результаты ее выпускников по предметам: письмо, счет, чтение — оказались ошеломляющими, а сама Монтессори получила широкую известность. Такого результата от опыта не ожидал никто, но именно он привел Марию Монтессори к созданию методики, бравшей за основу развивающуюся обстановку вокруг детей.

В 1898 г власти открыли Ортофренический институт для подготовки особых ребят. Его возглавила Мария Монтессори. Еще через 3 года она поступила на факультет философии, совмещая учебу и работу.

Обладая поистине удивительно развитой чуткостью и гуманностью, а также осознанием значимости ее работы, в 1907 г М. Монтессори открывает свое собственное специальное учебное заведение “Дом ребенка”, а затем и медико-педагогический институт, где дети с ОВЗ из бедных или неполных семей могут бесплатно получить образование. На такие действия ее побудило наблюдение за общеобразовательным процессом. Строгая дисциплина, насильственные методы обучения, отсутствие обмена мнениями, строгая бальная система — все это приводило в ужас Монтессори, стремившуюся к всестороннему развитию достойной общества личности. Благодаря ей обездоленные дети смогли учиться наравне с обычными школьниками. Однако сама М. Монтессори в этот период плавно прекращает свою деятельность с особенными детьми и посвящает себя обычным детям, осознавая, что последние находятся во много худшем состоянии, чем ее предыдущие воспитанники.

Уже через два года Монтессори приступает к проведению интернациональных обучающих семинаров, где представляет свои идеи другим педагогам и учителям из разных стран и начинает проводить первые занятия переподготовки преподавателей. Примерно в это же время выходит ее главное детище жизни — произведение, в котором повествуется о проекте «Дом ребенка» и методах работы с детьми, использующихся в Монтессори школах.

Самый важные особенности педагогики Марии Монтессори заключаются в дозволении детям абсолютной свободы, наблюдениях за ним в естественной среде и понимание ребенка таким, какой он есть, а миссия педагога — устранение с пути ребенка препятствий, мешающих реализации его природы, при этом руководствуясь идеей: “Любая жизнь есть проявление свободной активности”. Ребенок ассоциируется с цветущим растением, которому нужно предоставить наиболее благоприятную обстановку, почву, наполненную высокопитательными знаниями, а не ожидать от него свойств, не присущих детской сущности. Таким образом, педагог подготавливает место для роста и развития нового члена общества.

Взгляды Монтессори — промежуточное звено между педагогическим анархизмом, основанном на принципе вседозволенности, и, в некоторой степени, авторитаризмом, который во благо свободы должен обращаться к принуждению, так как свободу тоже необходимо “выращивать”.

Давайте, к примеру, обратим внимание на то, как в школе Монтессори проходит урок рисования. Главная цель учителя направлена не на копирование готовых образов, а на помещение детей в увлекательную обстановку, окружение их различными интересными предметами. Находясь в такой среде, дети сами захотят воспроизвести эти формы. Однако педагог все время находится рядом, помогает ученику осуществить любой его замысел с использованием всего многообразия материалов и инструментов. Взрослый предоставляет детишкам полную свободу в их творчестве, т.е предметы, которые они так долго обводили взглядом, ощупывали пальчиками, рисуют с удовольствием и заинтересованностью. В конечном итоге вместо бессмысленных картинок получаются чудесные выразительные изображения. Это все благодаря учителю, пробудившего в детях желание свободного рисования и предоставившего средства для его осуществления. Вот она методика самообразования.

Или представим что-нибудь конкретное, например, просторную, большую комнату, где стоят детские столы, стульчики, и дети свободно перемещаются между ними. На этих столах и полках, украшающих стены, располагается большой выбор дидактических материалов. Каждый предмет, включая мебель, приятен на вид. Для максимального комфорта и удобства ребенка все соразмерно с его ростом. Это обеспечивает как внутреннюю, так и внешнюю гармонию, является идеальным местом для роста и развития.

Дидактические материалы нашли широкое применение и достаточно быстро давали великолепные результаты. Не напрасны были непрерывные эксперименты Монтессори над материалами, поднимающими их на новый уровень. Такие приспособления являются важнейшими элементами в ее собственном методе развития детей и составляют базу обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, как средство сенсорного восприятия. Они заманчивы и легки в применении. Материалы подходят возрастной специфике ребенка и помогают осуществить принцип самообучения. Благодаря таким предметам игр в Монтессори — школах, как клавишные дощечки, числовые станки, фигуры-вкладыши и рамки с застежками удалось получить от детей принятия самостоятельного выбора занятия, выполняющего по задумке воспитателя. Главная особенность взаимодействия с такими материалами — самостоятельный поиск своих ошибок и исправление их, развивая при этом такие свойства, как воля и терпение. Познавая Монтессори-материалы, ребенок понимает взаимосвязь между ними, вступает в сферу человечной культуры, при этом воспринимая опыт прошлых поколений.

Монтессори-классы создавались с разными по возрасту детьми, начиная от двухлетних малышей до шестилетних дошкольников. Работа ребенка организовывалась не в одиночку, а вместе с окружающими его детьми. При этом ребенку предоставлялось право самостоятельно выбирать, с кем именно ему приятнее сотрудничать. Такое устройство группы очень продуктивно сказалось на деятельности всех воспитанников: малышам помогали старшие, более опытные дети, которые в свою очередь обучались толерантности. Позже подросшие малыши помогали следующему поколению младших ребят, тем самым набирая навыки поведения в обществе с различными людьми и приобретая опыт социального поведения.

Какова же роль преподавателя? По Монтессори, преподаватель должен быть тонким, зорким наблюдателем и обладать ясной картиной индивидуального уровня развития каждого ребенка. Когда ребенок достигнет определенной точки, где, по мнению преподавателя, возможен скачек на новый уровень, он делает продвижение вперед с помощью предложенных материалов, предметов. То есть, учитель решает, какие средства подходят для работы в данный момент. Существенное влияние оказывают одноклассники, уже разрешившие трудности. Остальные берут с них пример. Ценное место в обучении занимают рекомендации, ведь, невзирая на термин «самообразование», детки не всегда могут найти ресурсы в себе сами.

В процессе обучения педагог должен проявить свое искусство и с иной стороны — развить «концентрацию» внимания. Это, с точки зрения Марии Монтессори, базисный гранит школьной жизни. Сосредоточенность на каком-либо объекте обычно имеет спонтанный характер, ребенок внезапно заинтересовывается каким-то делом, не обращая внимания на грохот вокруг. Каждое такое мгновение для ребенка — вдохновляющее открытие. Абсолютно любой ребенок может переживать такие состояния концентрации, просто учителю необходимо создать удобные условия, обеспечить ряд «открытий», погружений в законы природы и науки.

Мощнейшим «поляризатором» внимания является действие. Действие приводит к совершению ребенком большей доли самых важных своих открытий. Основная идея заключается в предметной взаимосвязи, выраженной в языке, которую обязан испытать воспитанник на собственном эксперименте. Не стоит принуждать дитя к зазубриванию слов, лучше станет, если перед ним разложить значимые данными словами вещи, чтобы он имел возможность что-то сделать с ними. Уроки слов постоянно обязаны существовать и уроками вещей. В школе Монтессори не пишут: «Масло легче воды», — не вылив сначала масло в стакан с водой и не удостоверившись, что оно вправду плавает на поверхности.

Приемы обучения Марии Монтессори интересны и связаны с созданием подходящих условий для расцвета добронравия. Она заявляет, будто агрессия ребенка — приходит извне, сам же он неплох сообразно собственной природе. Наверное, предпосылкой такого поведения является борьба за существование, например, голод. Стоит только накормить его, и вы увидите, как агрессивный ребенок станет ласковым и славным. Учительское одобрение по поводу каждой мелочи и забота об окружении воспитанников вырастят дисциплинированных и уважительных ребят. Добродетель выступает как наука — итог централизации внимания, «открытий», которые делает малыш, если он к этому готов, в подходящих критериях.

Можно ли говорить о том, что такое воспитание готовит к жизни в обществе? Мадам Монтессори считает, что «готовить к жизни» напрасно, так как жизнь непредсказуема. Как бы вы хорошо не приготовились, в жизни приключаются такие события, которые застанут вас врасплох. Научиться жить можно только постепенно, например, принимая быстро решения. Важным аспектом является свобода. Человек, владеющий ею, способен не только справиться с непредвиденным, но и понять сущность общественных взаимодействий. У деток не появятся между собой социальные связи, ощущение обоюдной ответственности, пока они будут сидеть, безмолвно и не подвижно, как в классе. Именно в школе Монтессори развиваются социальные навыки детей [2].

Монтессори -педагогика способна привлечь как профессиональных педагогов, так и родителей, проникшихся сутью метода, притягательностью его созидательницы. Школы, базирующиеся на представленной педагогике — есть ансамбль многостороннего и продуктивного опыта учеников и последователей. Последние непрерывно работают над этим, расширяя, развивая и впитывая в себя множество элементов и особенностей, зависящих от места и времени использования, возраста малыша, особенностей и состава семьи, типом воспитательного учреждения и другое. Монтессори рекомендует родителям сосредоточить своё внимание на принципах разумного и вольного воспитания, поскольку именно они — главные воспитатели ребенка от рождения до трех лет. Важно воспитывать ребенка именно в этот возрастной период, так как идет закладка основ его личности, и главное — не упустить момент, иначе никогда не удастся наверстать упущенное. Если мы станем следовать этим правилам, то малыш вместо такого, чтоб отягощать нас, проявит себя как большое волшебство природы! Мы окажемся личиком к личику с созданием, которого больше никак не нужно учить как немощного; с созданием, чьи амбиции будут расти день за днем. Мы делаемся очевидцами человечной души, выхода в свет новоиспеченного Человека, который никак не станет более жертвой событий, а благодаря ясности видения сумеет совладать и сотворить грядущее население земли [3].

Литература:

  1. Мотессори, М. Мой метод: начальное обучение/Мария Монтессори//М.: Астрель: АСТ, 2006. — 349с.
  2. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому//Сост., вступ. Статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2000. — 272с.
  3. Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка.//М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 269с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, жизнь, малыш, материал, обучение, педагог, предмет, работа, учитель.


Задать вопрос