Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 31.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Слепенкова, А. В. Монтессори-среда как условие формирования навыков самостоятельности в работе с особенными детьми / А. В. Слепенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118800/ (дата обращения: 22.12.2024).



Неисчерпаемые возможности для адаптации и всестороннего развития детей с особыми возможностями здоровья предоставляет система итальянского психолога и педагога Марии Монтессори, основной принцип которой: «Помоги мне сделать это самому».

Каждый ребёнок может стать успешным, и особенные малыши не исключение. Девочки и мальчики, с нарушениями здоровья, развиваются в собственном ритме, по своим собственным законам. Чтобы в будущем дети смогли реализовать себя, мамам и папам необходимо помочь им самостоятельно сделать маленькие и большие открытия, найти то, что их заинтересует. Монтессори — среда — это метод образования, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Он основан на принципе самостоятельного обучения и активной практической деятельности ребенка. В Монтессори — среде используются специально подобранные обучающие материалы, которые помогают развивать различные навыки и способности ребенка.

Мария Монтессори была согласна и с предположениемЭдуарда Сегена, что дети с особенностями в развитии отличаются от «нормальных» только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Главная задача взрослого — помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. Согласно Монтессори — педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда (комната). В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию.

Комната разбита на 5 зон, в каждой из которых находится материал определенного типа.

  1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  2. Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
  3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
  4. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
  5. Космическая зона. Здесь ребенок может получить познания и представление о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования — тех, что не были включены Марией, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.

Для детей с нарушениями интеллекта может быть полезно использовать специально адаптированные Монтессори — материалы, которые соответствуют их уровню развития и потребностям. Это может включать материалы с большим размером, яркими цветами, текстурами или другими адаптациями, которые облегчают взаимодействие и использование.

Эта универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. Суть методики в том, что взрослым нужно подготовить развивающую среду, а потом, наблюдать за самостоятельной работой ребёнка, помогая ему лишь по необходимости. Дети развиваются в собственном ритме: они выбирают, чем они будут заниматься, и сами же регулируют продолжительность занятий.

«Философия» Монтессори основывается на использовании индивидуального подхода и предоставлении большой свободы действий для детей, которые сами выбирают, с чем они будут играть, и будут ли при этом работать в одиночку или в команде. Взрослый, в свою очередь, помогает организовать игровые зоны. Его задача — заинтересовать ребёнка, направить на собственный путь, чтобы он в полной мере смог раскрыть свой потенциал.

Дети выполняют различные упражнения, каждое из которых имеет большое значение для развития. Они изучают цвета, знакомятся с «шершавыми» буквами, строят башню из кубиков, различают звуки с помощью шумящих цилиндров. Особенно любимы мальчиками и девочками игры с водой и сыпучими материалами. Эти незатейливые упражнения способствуют развитию творческого и логического мышления, речи, памяти, внимания, крупной и мелкой моторики. Кроме того, ребята расширяют словарный запас и развивают концентрацию внимания. При этом в качестве игрушек могут выступать как специальные материалы, разработанные Монтессори, так и обычные предметы. Создавая дидактические материалы, М.Монтессори преследовала две цели: биологическую и социальную. С биологической точки зрения она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной — старалась подготовить его к жизни в окружающей среде.

Предлагаемые в системе игры можно легко организовать и родителям ребенка в домашних условиях. Так, в основе «упражнений практической жизни» кроются обычные повседневные действия, привычные для каждого взрослого: застегивание пуговиц, сервировка стола, мытьё рук и многое другое. Подражая своим мамам и папам, малыши учатся быть самостоятельными.

Игры, выстроенные по методу Марии Монтессори, интересны и полезны не только для малышей, но и для младших школьников, поскольку успокаивают нервную систему, повышают самооценку, подготавливают ребят к освоению более сложных навыков. Применяя элементы методики М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ, можно отметить положительную динамику в развитии детей. Система М. Монтессори доказывает, что каждый ребёнок индивидуален, его нужно принимать таким какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Методика М. Монтессори вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет уникальный и в то же время простой дидактический материал, который соответствует естественным потребностям ребенка.

Литература:

  1. М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому» — Москва: Издательский дом «Карапуз», 2002г., 272с.
  2. Елена Хилтунен «Воспитание чувств»- Москва: Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005г.,128с.
  3. Елена Хилтунен «Говорю, пишу, читаю»- Москва: Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005г.,128с.
  4. Под редакцией О. И. Волжиной «Если ваш ребенок не такой как другие…» — Москва, Научно-исследовательский институт семьи, 1997г., 176с.
  5. М.Монтессори «Мой метод» — Москва: Астрель, АСТ, 2006г.
  6. Елена Хилтунен «Дети Монтессори» -Москва: Астрель, 2008г.
  7. Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Образование и педагогика XXI века» Часть 14. — Текст: электронный // Международный педагогический портал «Солнечный свет»: [сайт]. — URL: https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2021/02/02.-FGOS-2021-chast-14-na-sajt.pdf (дата обращения: 30.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, материал, зона, практическая жизнь, развитие, собственный ритм.


Похожие статьи

Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа)

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Говорящая среда как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях фрустрации

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми

Формирование отношения к своему физическому Я у подростков посредством группового консультирования

Похожие статьи

Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа)

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Говорящая среда как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях фрустрации

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми

Формирование отношения к своему физическому Я у подростков посредством группового консультирования

Задать вопрос