План-конспект семинара-практикума для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома»
Автор: Попова Анастасия Антоновна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 28.02.2023
Статья просмотрена: 235 раз
Библиографическое описание:
Попова, А. А. План-конспект семинара-практикума для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома» / А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8133/ (дата обращения: 16.11.2024).
Название: «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома» (познавательное направление, форма семинар-практикум)
Цель: познакомить родителей с методами воспитательной системы М. Монтессори, которые можно применять в домашней обстановке
Идея: показать родителям нестандартный взгляд на воспитание
Задачи:
— рассказать о М. Монтессори и ее воспитательной системе, принципах этой системы
— сопоставить принципы системы Монтессори с бытовыми ситуациями
— закрепить полученные знания с помощью представленных кейсов
Особенности проведения: использование вспомогательной презентации, памятка с рекомендуемым списком книг для более подробного изучения вопроса
Прогнозируемый результат: повышение педагогической компетенции родителей, их обучение применению полученных в ходе семинара-практикума знаний и навыков.
Ход мероприятия:
1. Организационный этап . Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что сегодня так много человек решили посетить такой интересный и, несомненно, важный семинар-практикум, который наверняка окажется для Вас полезным. Тема «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома». На нем Вы узнаете кто такая Мария Монтессори, в чем заключается уникальность ее воспитательной системы, ее основополагающие принципы, а также научитесь их применять в домашней обстановке. При верном и регулярном использовании данные принципы помогут Вам во многих воспитательных моментах, например повысить уровень самостоятельности ребенка, способствовать его здоровому речевому, физическому и психическому развитию, скорректировать поведение ребенка и других. Итак, давайте начнем.
2. Информационный этап. Мария Монтессори — известный педагог и философ, первая женщина-врач в истории Италии, одна из первых обладательниц ученой степени доктора наук. Мария родилась 31 августа 1870 года в городе Кьяравалле в Италии. Ее отец был крупным чиновником министерства финансов, а мать управляла яслями при заводе и много внимания уделяла образованию дочери.
По окончании школы Мария хотела стать инженером и поступила в технический университет. Однако вскоре изменила своё решение в пользу профессии врача. Ей удалось добиться зачисления в медицинскую школу. Многие студенты и профессора враждебно относились к Марии. В 1894 году Монтессори получила академическую премию, год спустя она стала работать ассистенткой в больнице. Там она впервые увидела детей с нарушениями развития. Позже Монтессори стала изучать педиатрию и психиатрию. В 1896 году Мария окончила университет, став первой женщиной-врачом в Италии, доктором медицины и экспертом в сфере педиатрии.
С 1896 года Мария Монтессори работала с умственно-отсталыми детьми. С 1898 по 1901 год она возглавляла Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Правительство создало это учебное заведение после того, как воспитанники Марии сдали экзамены лучше психически здоровых детей.
Во время учебы на философском факультете Римского университета Монтессори задумалась о том, чтобы адаптировать свои методы для обучения психически здоровых детей. До 1908 года она читала лекции по антропологии, которые позже были напечатаны в книге «Психологическая антропология». В 1907 году Мария Монтессори открыла «Дом ребенка» — школу для здоровых детей, проблемами воспитания которых она занималась до конца своей жизни. Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори, в основе которых понимание естественных законов развития детей, любовь и уважение к ним, уникальная подача материала, создание автодидактической среды. При жизни Мария была номинирована на Нобелевскую премию мира. В 1988 году ЮНЕСКО включило ее имя в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.
Методика Монтессори получила распространение и в России. В 1913 была переведена на русский язык и издана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики». В том же году Юлия Фаусек основала детский сад, работавший по новому методу; в 1916 она учредила «Общество свободного воспитания». С поддержкой А. В. Луначарского проводились эксперименты по внедрению принципов Монтессори в систему образования Советской России. В 1926 году рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа Монтессори была закрыта в 1930 году. В настоящее время в России происходит возвращение интереса к системе Монтессори.
Основными принципами методики Монтессори стали:
1) Свобода и спонтанная активность ребенка — начиная с рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. Ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать. Взрослому необходимо прислушиваться к желаниям и интересам ребенка, замечать, какие игры вызывают больший интерес и стараться оказывать в этом содействие.
2) Модель «обучение через открытие» — дети изучают понятия путем работы с материалами, а не из объяснений учителя, через собственный практический и чувственный опыт, используя в начале наглядно-практическое мышление, затем переходя к наглядно-образному и словесно-логическому типам. Очень часто взрослые ограничиваются только фразой по типу «Нельзя», «Не трогай», «Отойди», но забывают обозначить причину, почему так поступать нельзя. Конечно, ребенок, не обладая еще абстрактным типом мышления и умением предугадывать наперед, не сможет с первого раза соблюсти правило. Что же касается неопасных моментов (например излишнего валяния в снегу или бегания по лужам), то ребенку следует предоставить свободу, основываясь на первом принципе, и предоставить возможность закрыть определенные потребности в познании мира (узнать, что снег холодный, а вода мокрая и льется).
3) Подготовленная среда — подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Чтобы избегать излишних запретов, следует располагать в доступе ребенка только то, что можно трогать, бросать, с чем можно играть. Взрослый в этом случае предоставляет все необходимое ребенку по его потребностям, а он, в свою очередь, самостоятельно выбирает нужный предмет.
4) Взрослый — наставник, а не учитель — в процессе познания взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Не нужно навязывать ту деятельность, к которой у ребенка нет интереса. Если же навык необходимо привить (например, вытирать стол за собой, убирать игрушки), то нужно сначала самому осуществить показ действия, затем проделать его вместе с ребенком, закрепляя навык, а далее предоставить возможность ребенку самостоятельно повторять действие, по мере необходимости корректируя (без давления).
5) Использование возможностей сензитивных периодов — как установила доктор Монтессори, условия, которые являются исключительно благоприятными для развития в один период времени, могут быть ненужными и даже вредными в более поздний период. Ребенок, находясь в очередном сензитивном периоде, демонстрирует большую концентрацию внимания на определённом виде деятельности. Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нём огромных успехов. В более позднее время такой концентрации уже не наблюдается. Из этого следует, что не нужно обучать детей чему-либо заранее, это будет так же вредно, как и игнорирование стремления детей к изучению чего-либо. Простыми словами этот принцип можно изложить так — всему свое время. Например, в возрасте 3-х лет у ребенка возникает период «Я сам», когда он все старается сделать самостоятельно. Частая ошибка родителей в этот момент пресекать действия ребенка фразами «Ты еще маленький», «Ты не умеешь», «Я сама быстрее сделаю», «Не путайся под ногами». Получая таким образом негативный отказ, ребенок более не стремится к самостоятельному проявлению действий. В дальнейшем нагнать этот период очень сложно, и эти же родители затем начинают обвинять своего ребенка в несамостоятельности, хотя сами ранее подавили ее проявления. То же самое касается различных сторон развития ребенка: физического, речевого, психического и т д.
3. Этап сопоставления. Где же могут помочь знания о воспитательном подходе Марии Монтессори в обычной жизни? Начинать воспитывать детей по такой системе можно начинать с самого рождения и во всех сферах его жизни. Это позволит ребенку быстрее привыкнуть к таким методам воспитания, а также поможет сформировать примерную траекторию поведения в более старшем возрасте (в садике или школе). Но плавное внедрение принципов Монтессори в жизнь негативного влияния, конечно, не окажет. Рассмотрим несколько ситуаций и возможные действия взрослого по отношению к ребенку в данной методике.
- Развитие самостоятельности. В дошкольном возрасте уровень самостоятельности может сводиться к таким навыкам, как например одеться без помощи взрослого. Это можно сделать, основываясь на принципе «помоги мне сделать это самому». Для этого подходит метод приучения с помощью взрослого-наставника. В случае с одеждой сначала раскладываем ее на полу так, как она бы была одета на ребенке (в развернутом виде сначала носки, выше штаны, еще выше футболка и т д); приглашаем ребенка к зеркалу и объясняем, как, куда и что надевать (в случае затруднений помогаем ребенку, НО не делаем за него). Через некоторое количество тренировок ребенок начнет понимать, в какой последовательности и что необходимо делать, и начнет соотносить это со своими действиями более быстро и умело. Главное в первое время не торопить ребенка, не кричать, не останавливать его. Пусть он запутается в штанах или наденет носок на левую сторону — главное, что он поймет механизм действия, а уже после этого сможет отточить свои умения.
- Речевое развитие. Распространенная проблема, с которой родители приходят к логопеду — невнятная речь, плохо говорит, мало знает слов. Такую задачу тоже можно решить с помощью методики Монтессори. Используя принцип свободной деятельности, родитель наблюдает, что на данный момент попадает в зону интереса ребенка, и начинает обращать его внимание на название вещей, предметов и явлений, вербализует (проговаривает) свои действия и действия ребенка, много раз повторяет в разных контекстах, формах одно и то же слово (например, а вон белка пробежала, у белки домик в дупле, у мамы-белки дома бельчата и т д). Необходимо при знакомстве ребенка со словом давать ему возможность познакомиться и с вещью, именуемой этим словом (дать в руки предметы посуды при назывании: тарелка, ложка, вилка, чайник). Не забывайте четко и не торопясь разговаривать с ребенком, проговаривая, «не съедая» звуки. Поощряйте ребенка озвучивать то, что он делает, проявляйте интерес к тому, что он вам рассказывает.
- Проблема вечных запретов. Очень часто родители жалуются, что устали закрывать все шкафы в доме на замок, ребенок все вытаскивает, пробует на зуб, облизывает и таскает по дому. Тут речь идет о незакрытых потребностях и отсутствии доступной среды для ребенка. В таком случае необходимо для начала оборудовать ребенку среду (хотя бы в пределах его детской) — оставить только то, что можно таскать/кусать/облизывать/бросать и т д (помните, что если ребенку разрешено как-либо взаимодействовать с вещью/игрушкой, то отбирать ее нельзя, ДА не превращается в НЕТ и наоборот). Ребенку необходимо знать, что в доме есть те вещи, которые находятся в его полном распоряжении. Далее, исходя из принципа свободой активности, наблюдаем за ребенком и отмечаем, что ему интересно в данный момент: рвать, кидать, кусать, и в зависимости от этого удовлетворяем потребность. Рвать — даем старые газеты, журналы, простую бумагу и не ограничиваем — пусть рвет так долго, как хочет. Кидать — предоставляет место, где кидать безопасно, и предметы, которые кидать можно (мягкие мячики, набитые крупой мешочки и т д). Кусать и облизывать — подбираем крупные, безопасные по составу предметы, которые ребенок не сможет проглотить, и позволяем познавать мир таким образом — через вкусовые ощущения. Удовлетворяя свои потребности безопасным способом, ребенок не будет испытывать нужды переносить свои действия на все предметы в доме.
6) Подобные примеры из жизни, сопоставленные с принципами методики Монтессори показывают, что ее несложно внедрить в жизнь своей семьи.
4. Этап закрепления и рефлексии. Итак, давайте закрепим полученные в ходе семинара знания на практике. Я представлю Вам несколько кейсов — учебных ситуаций, в которых нужно найти решение — а Вы, основываясь на знаниях о методике Монтессори постараетесь объяснить, как лучше решить данную задачу. Приступим?
1 кейс — Мама делится с воспитателем своей проблемой: «Ребенок все тащит в рот, пробует на зуб, устала закрывать шкафы, а всю защиту от детей с дверей он отрывает. Что делать?».
Ответ: (аналогия с ситуацией № 1) создать доступную среду, наблюдая за интересами, удовлетворить не закрытую потребность в познании мира с помощью языка. Если не закрыта потребность (отрывает детскую защиту), можно предложить разные подобные действия (бутылочки с завинчивающимися крышками, расстегивание/застегивание пуговиц, отрывание липучек и т д).
2 кейс — Одна подруга делится с другой: «Все, во что я предлагаю играть сыну — отбрасывает, отказывается, даже сердится и убегает. Наверное, у него нет концентрации».
Ответ: здесь необходимо придерживать роли взрослого-наставника, а не учителя. Родитель в этом кейсе игнорирует истинные потребности ребенка, навязывая свои интересы. Необходимо, опять-таки, создать среду, предоставляя ребенку свободный выбор действий и игр, а далее, изучая его интересы, присоединяться к игре, не подавляя при этом главенствующей игровой роли ребенка.
3 кейс — Муж, который сидит в отпуске по уходу за ребенком, рассказывает пришедшей с работы жене: «Я устал прибирать за ним игрушки, вечно все разбросает, а на место ничего не кладет. Надоел этот постоянный беспорядок».
Ответ: организация среды: дать ребенку в наличие ограниченный набор игрушек и обозначить для каждой свое место. Далее осуществлять приучение: без давления и напора сначала убирать игрушки вместе, проговаривая при этом свои действия (у этого мишки здесь домик — на полке справа), затем направлять самостоятельные действия ребенка. Если не закрыта потребность кидать — организовать необходимое пространство и позволит кидать от души, пока потребность не будет реализована.
Уважаемые родители, наш семинар-практикум подходит к концу. Мне понравилось, что тема Вас заинтересовала и Вы проявили активность в практической части. Если у Вас остались какие-либо вопросы, можете их задать прямо сейчас, я с удовольствием на них отвечу. Также хочу каждому из Вас вручить памятку, на одной стороне которой описаны основные принципы воспитательной системы Монтессори, а на другой книги на основе ее трудов, чтобы более подробно и в удобное для Вас время познакомиться с ее педагогической системой и рекомендациями по внедрению ее методики в жизнь ребенка.
Шаблон памятки для родителей, сторона 1
Шаблон памятки для родителей, сторона 2
Литература:
- Литрес. Биография Марии Монтессори — творчество и личная жизнь автора https://www.litres.ru/author/mariya-montessori/ob-avtore/
- Монтессори.Дети. Биография Марии Монтессори: семья и наука https://web.archive.org/web/20161120091232/http://mchildren.ru/bio/smogla-li-montessori-sovmestit-semyu-i-nauku/