Различия в правовом регулировании сделок слияния и поглощения в России и США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брусянин, В. Е. Различия в правовом регулировании сделок слияния и поглощения в России и США / В. Е. Брусянин, Я. И. Махмутов, Я. В. Сковронская, А. В. Цыбульский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46823/ (дата обращения: 16.11.2024).



Термины слияние и поглощение пришли к нам из англосаксонской системы права (mergers & acquisitions) и является дословным переводом. В западной практике это понятие изучается с 80 годов 20 века, в России же это понятие начали изучать значительно позже. В оксфордском словаре даются такие определения термина слияния, как «соединение двух коммерческих компаний в одну» и «слияние двух или более бизнесов в один» [1]. Законодательство, касающееся сделок слияний и поглощений, оказывает огромное влияние на функционирование и рост рынка слияний и поглощений. Например, принятие антимонопольного законодательства в США в начале 20 века побудило компании перейти от горизонтальных слияний и поглощений к вертикальным и конгломератным слияниям.

Принято считать, что правовые институты слияний и поглощений изначально появилась в английском праве, а затем были заимствованы многими штатами США [2]. В России же правовые институты сделок слияний и поглощений появились с принятием Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Для того чтобы сравнить правовое регулирование сделок слияний и поглощений в России и США, надо уточнить, на каких уровнях осуществляется регулирование и какие вопросы подлежат регулированию. В России существует разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов. В США существует разделение власти между федеральными властями и властями штатов. В России, согласно конституции, регулирование сделок слияний и поглощений относится к полномочиям Российской Федерации [3]. Основной законодательной базой, регулирующей сделки слияний и поглощений, является Гражданский кодекс Российской Федерации, который дополняется федеральными законами «Об акционерных обществах», а также «O государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «O защите конкуренции». Следует отметить, что в российских законодательных актах не зафиксировано само понятие «слияния и поглощения». Существует только понятие слияние, которое рассматривается не отдельно, а вместе с присоединением, разделением, выделением и преобразованием, частью является одной из форм реорганизации юридических лиц. Положения в гражданском кодексе, касающиеся слияний, применяются ко всем юридическим лицам, включая акционерные общества, и носят самый общий характер.

В рассматриваемом аспекте акционерные общества отражены в статье 104 ГК PФ (реорганизация и ликвидация акционерного общества). Для того чтобы исполнять п. 3 статьи 96 ГК РФ был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах». В силу этот закон вступил 1 января 1996 г. В этом законе определен порядок создания, права и обязанности акционеров. В пункте 15 федерального закона «об акционерных обществах» закреплены общие правила о реорганизации, которые применимы и к слияниям и поглощениям. Слияниям и поглощениям также посвящены статьи 16 и 17 этого закона. Необходимо отметить относительно недавние изменения, внесённые в Закон об акционерных обществах, a именно главу XI.I, введённую 5 января 2006 г. Федеральным законом N 7-ФЗ (далее — Закон N 7-ФЗ) [4]. Эти изменения коснулись правового регулирования слияний акционерных обществ, которые осуществляются путем приобретения одним предприятием другого. Регулирование эмиссии ценных бумаг в России попадает под федеральный закон «O рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ [5].

В отличии от России в США сделки слияний и поглощений попадают под действие как федеральных законов, так и законов отдельных штатов. Эти законы можно разделить на три группы: о корпорациях, ценных бумагах и антитрестовские. К первой группе относятся законы штатов, остальные две группы являются федеральными законами. Корпорации регулируются в США законами двух уровней. На федеральном уровне регулируется торговля ценными бумагами, тендерные предложения, а также прописаны антитрестовые(антимонопольные) законы. На уровне штатов регулируются вопросы создания и управления корпорацией. Также в США хорошо проработан вопрос защиты корпораций от враждебных поглощений. Многие противозахватные законы штатов предоставляют защиту от враждебного поглощения корпорациям, расположенным в этих штатах, a иногда и корпорациям, зарегистрированным в другом штате. Противозахватные законы штатов делятся на четыре категории: законы o справедливой цене, положения об объединении бизнеса, положения o контрольной доле и законы o выкупе [6]. Регулирование ценных бумаг имеет большое влияние на сферу слияний и поглощений. Ведущим законом о ценных бумагах, имеющим отношение к слияниям и поглощениям, в США является Закон o биржах (1934 г). Позднее был принят закон Уильямса (1968г), который привнес поправки и уточнения в Закон o биржах.

Антимонопольное регулирование в России недостаточно развито. В федеральном законе от 13 июля 2006 г. № 135-ФЗ «O защите конкуренции» [7]. существуют положения, в которых говорится об отдельных случаях слияний и поглощений, для которых нужно разрешение антимонопольного органа. В США существует несколько антимонопольных законов (антитрестовских), антимонопольная практика в этой стране имеет длинную историю. Цель антитрестовых законов — не позволять компаниям уменьшать конкуренцию в процессе слияний и поглощений. К антитрестовским законам в CШA относят следующие:

– антитрестовский закон Шермана (Sherman Antitrust Act) [8]. Этот закон был принят в 1890 г. В нем запрещаются сделки и сговоры, целью которых является монополизация той или иной отрасли;

– закон Клейтона (Clayton Antitrust Act, 1914) [9]. В этом федеральном законе уточняются виды экономической активности, уменьшающие конкуренцию, а также ограничивалась деятельность трестов;

– закон о Федеральной торговой комиссии 1914 [10]. Этим законом учредилась федеральная торговая комиссия, обеспечивающая исполнение антитрестовых законов.

– закон Селлера-Кифовера 1950 был принят для усовершенствования предыдущих законов и устранения недостатков;

– закон Хорта-Скотта-Родино 1976 [11] был принят для поправки и устранения недостатков.

Одним из главных отличий американского законодательства от российского является прецедентное право. В России несмотря на то что некоторые правовые акты оказывают некоторое влияние на правоприменительную практику прецедентное право не применяется. В число постановлений, оказывающих влияние, входят постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда [12], постановления Конституционного Суда и другие. Постановления могут отменить законодательные акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации [13]. В России до 5 мая 2014 года существовало постановление, касающееся сделок слияний и поглощений, но после принятия поправок в гражданский кодекс его отменили.

В США же существует высоко развитая система прецедентного права, в которой существует четкая иерархия прецедентов. В результате решения вышестоящих судов являются обязательными при принятии решений нижестоящими судами. В результате прецедентное право оказывает значительное влияние на сделки слияний и поглощений США, и иногда вносит некоторую путаницу в решении судебных дел. Одним из первых важных прецедентов касающихся слияний и поглощений является решение по делу Edgar v. MITE Corp. Верховный суд CШA 30 июня 1982 г. впервые признал не соответствующим конституции Закон o поглощениях предприятий штата Иллинойс. Решение суда по делу Edgar v. MITE Corp. создало правовой прецедент, впоследствии используемый федеральными судами США для признания неконституционными противозахватные законы отдельных штатов. Вскоре после этого на основании этого решения суды начали объявлять неконституционными антимонопольные законы отдельных штатов. В результате последовали большие изменения в законодательстве большинства штатов, касающиеся сделок слияний и поглощений, были приняты антимонопольные законы второго поколения. Все это способствовало либерализации законов, касающихся слияний и поглощений. Еще одним важным прецедентом, оказавшим влияние на законодательство, касающееся сделок слияний и поглощений стало решение по делу CTS Corp. v. Dynamics Corp. Of America в1987 г. В результате этого решения была признана конституционность антимонопольных законов штата Индиана, которые были изменены после предыдущего прецедента. В результате этого прецедента большинство остальных штатов смогли доказать в суде конституционность своих антимонопольных законов. Еще одним важным прецедентом для сферы слияний и поглощений стало решение по делу Amanda Acquisition Corp. v. Universal Foods Corp.

В результате этого решения еще больше укрепилось положение законодательства отдельных штатов США, касающееся слияний и поглощений.

Таким образом сравнивая источники права, регулирующие сделки слияний и поглощений в РФ и США можно сделать следующие выводы:

– В России вся законодательная власть касающееся законов о слияния и поглощений находится в руках Федерации, а в США существует несколько уровней регулирования слияний и поглощений. Законы о ценных бумагах и антимонопольные законы издаются конгрессом, а законы, касающиеся корпораций, издаются отдельными штатами.

– В США, как и в России министерства и ведомства могут издавать подзаконные акты, касающиеся сделки слияний и поглощений.

– Судебные акты являются важным источником права для США. Судебные решения, касающиеся сделок слияний и поглощений в этой стране, оказали колоссальное влияние на развитие законодательства касающееся этих сделок. В России подобные акты тоже являются источниками права для сделок слияний и поглощений, но они оказали меньшее влияние на законодательство.

Литература:

  1. Оксфордский толковый словарь. — М.: Прогресс-Академия, 1995. — 114 с.
  2. Степанов Д. Поглощение, осуществляемое путем приобретения крупного пакета акций, к вытеснению миноритарных акционеров. // Хозяйство и право. — 2006. — № 4. — С. 3–18.
  3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 71.
  4. Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» — [электр. ресурс] — http://base.garant.ru/12144133/
  5. Свод законов Российской федерации 1996. № 17. с. 1918
  6. Gaughan P. A. Mergers, acquisitions, and corporate restructurings / Patrick A. Gaughan. 4th ed. John Wiley & Sons, Inc., 2007. 621 p. c. 132
  7. Свод законов Российской федерации № 31. с. 34
  8. Раздел 15 Кодекса Соединенных Штатов, §§ 1–7.
  9. Раздел 15 Кодекса Соединенных Штатов §§ 12–27, 29 U. S. C. §§ 52–53
  10. Раздел 15 Кодекса Соединенных Штатов, §§ 41–58.
  11. Раздел 15 Кодекса Соединенных Штатов, § 18a.
  12. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с.1 с. 1, с. 2 ст.13.
  13. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации» абзац 3 ст. 79
Основные термины (генерируются автоматически): США, Россия, поглощение, сделка слияний, слияние, MITE, гражданский кодекс, общество, решение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Некоторые вопросы гражданско-правовой ответственности в России и в Германии

Основные аспекты доктринального подхода при совершении сделок в обход закона в англосаксонских странах

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Сравнительный анализ защиты авторского права в России и США

Некоторые аспекты правового регулирования доступа к информации о бенефициарных владельцах акционерных обществ в России и Германии

Правовое регулирование эвтаназии в России

Правовое регулирование игр и пари в России и других странах романо-германской правовой семьи

Сравнительная характеристика залога земельных участков, как формы обеспечения кредитных обязательств в России и зарубежных странах

Применение информационных технологий в антимонопольном регулировании на цифровых рынках

Роль президента, правительства, ФАС России и иных органов в антимонопольном регулировании ВЭД

Похожие статьи

Некоторые вопросы гражданско-правовой ответственности в России и в Германии

Основные аспекты доктринального подхода при совершении сделок в обход закона в англосаксонских странах

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Сравнительный анализ защиты авторского права в России и США

Некоторые аспекты правового регулирования доступа к информации о бенефициарных владельцах акционерных обществ в России и Германии

Правовое регулирование эвтаназии в России

Правовое регулирование игр и пари в России и других странах романо-германской правовой семьи

Сравнительная характеристика залога земельных участков, как формы обеспечения кредитных обязательств в России и зарубежных странах

Применение информационных технологий в антимонопольном регулировании на цифровых рынках

Роль президента, правительства, ФАС России и иных органов в антимонопольном регулировании ВЭД

Задать вопрос