Формирование профессиональных компетенций студентов по традиционной технологии обработки материала «конский волос» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Каратаева И. С. Формирование профессиональных компетенций студентов по традиционной технологии обработки материала «конский волос» // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 205-209. — URL https://moluch.ru/archive/181/46720/ (дата обращения: 19.07.2019).



В современных условиях развития среднего профессионального образования актуальным становится практико-ориентированное обучение, в частности по изучению и разработке технологии обработки материала и изготовления в традиционных видах народного искусства; национальное шитье и вышивка, художественная обработка бересты, художественная обработка кожи и меха, традиционная обработка материала — конский волос, резьба по дереву.

Общеизвестно что художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. В нашем отделении конструирование, моделирование и технология швейных и меховых изделий для сохранения и развития традиционной технологии обработки материала конский волос разрабатываются учебно-методические комплексы дисциплин «Декоративно-прикладное творчество», «Традиционные промыслы». В свете требований нового поколения ФГОС СПО в результате освоения дисциплины у студентов Якутского колледжа технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии формируются следующие профессиональные компетенции;

– выполнять различные виды плетения из конского волоса;

– выполнять скручивание и заготовки веревок из конского волоса;

– выполнять ручное ткачество из конского волоса;

– выполнять несложные виды изделий из конского волоса;

– выполнять различные виды плетеных изделий из конского волоса;

– соблюдать последовательность выполнения различных видов плетения;

– соблюдать правильное сочетание и соотношение форм декоративных элементов;

– правильно организовать рабочее место, экономно расходовать материалы;

– соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Правила гигиены труда и внутреннего распорядка.

Для составления раздела «Традиционная технология обработки материала конский волос» применялись теоретические разработки и основные положения работ дореволюционных исследователей и специалистов ХХ века. Политическая ссылка XIX века дала исторической науке замечательных исследователей материальной и духовной культуры. Это: В. Л. Серошевский, Э. К. Пекарский, В. Ф. Трощанский и другие. Качественно новым этапом в изучении народного искусства и ремесел якутов следует считать выход в свет «Историко-этнографического Атласа Сибири».

В последнее время более подробное освещение имеются в работах современных этнографов: Ф. М. Зыкова, Р. С. Гаврильевой, Е. Н. Романовой, П. А. Слепцова, П. И. Докторова. По технологии обработки материала конский волос изданы методические пособия народной мастерицы Стручковой П. И., Богатыревой Л. Е., Павловой З. Е. Автор Иванова Н. А. в описании о жизни и творческой деятельности народной мастерицы Борисовой С. Д. раскрыла некоторые особенности технологии изготовления предметов из конского волоса.

Изучение раздела «Традиционная технология обработки материала конский волос» рассчитана на 68 часов и подразделяется в следующие темы.

Тема 1.1. История возникновения ремесла из конского волоса. Возникновение ремесла из конского волоса. Классификация изделий и предметов из конского волоса по назначению, способу, форму, цвету. Творчество народных мастериц С. Д. Борисовой, Е. А. Пинигиной. Деятельность творческих студий. Общие сведения о технологии изготовления изделий и предметов из конского волоса.

Тема 1.2. Основы технологии плетения из конского волоса. Правила внутреннего распорядка в кабинете. Инструктаж по техники безопасности. Знакомство с инструментами и принадлежностями. Понятие «кыл — хвостовой волос», «сиэл-гривы». Сортировка волос по длине, по цвету. Технология плетения из конского волоса (от трех до восьми прядей).

Понятие орнаментальных мотивов в изделиях и предметах из конского волоса в виде «неба» (елочка) — «таналай ойуу», сочетание двух цветов (черный, белый). Техника плетения из трех пряди. Техника плетения из четырех. Техника плетения из восьми пряди. Подготовка материала конский волос к работе. Способы обработки материала, методы и приемы заготовки, склеивания и завязывания. Соблюдение последовательности исполнения техники плетения.

Тема 1.3. Технология плетения из восьми прядей на примере изготовления налобной повязки из конского волоса. Понятие налобной повязки. Классификация головных уборов. Функциональная значимость плетеной веревки из восьми прядей. Подготовка материала к работе. Способы заготовки пряди. Правила и приемы технологии плетения из восьми прядей. Сбор и скомпоновка деталей налобника. Изготовить плетеные украшения из конского волоса. Составить технологическую карту по видам плетения из конского волоса.

Тема 1.4. Технология изготовления плетеной шляпы из конского волоса. Подготовка материала к работе. Способы заготовки пряди. Правила и приемы технологии плетения из шести прядей. Обработка плетеной тесьмы. Сшивание тесьмы между собой по выбранной формы головного убора (шляпа, тюбетейка) Составить технологическую карту изготовления плетеных головных уборов. Зарисовки эскизов головного убора.

Тема 1.5. Технология изготовления комаромахалки. Подготовка материала к работе. Способы заготовки завязанных прядей. Правила и приемы технологии заготовки деталей комаромахалки, т. е. рукоятки, бахрома из конского волоса, нанизанная в 1 м. нитку, украшенная бисером «юбка». Методы скомпоновки деталей.

На сегодняшний день в некоторых улусах существует семейное ремесло изготовления изделий и предметов из конского волоса. В Чурапчинском улусе широко развито выделывание половиков, которыми занимаются несколько поколений семьи народной мастерицы Е. А. Пинигиной. В Халбакинской средней школе Вилюйского улуса на протяжении многих лет работала студия «Суутукчээн», руководителем которого является народная мастерица, ветеран педагогической деятельности Борисова С. Д. Работы этих мастериц республики отличаются высокой технологичностью исполнения, со строгим соблюдением традиционных методов обработки. Студии по обучению технологии обработки конского волоса успешно работают в Шеинской средней школе Сунтарского улуса (рук. Гурьева К. И.), в Таттинском улусе(рук. Богатырева Л. Е.), в Усть-Алданских, Мегино-Кангаласских, Намских, Кобяйских общеобразовательных школах, а также обучение ведется в Намском педагогическом колледже технологии и дизайна и в Якутском колледже технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии.

Из конского волоса вили веревки — ситии для скота, плели рыболовные сети — илим, куйуур, невод — мунха. Волосяные петли употреблялись в ловушки, пасти в разных охотничьих снарядах. Из волос выделывали волосяные очки — чарапчы, сито, заплетали веревки, вожжи, подпруги, поводья для узд, уздечку для конской упряжки, которые изготовлялись по технологии ручного ткачества. Конский волос широко применялся и в изготовлении музыкальных инструментов, и для шитья различных берестяных посуд и двери хаппахчы диэлэ. Также из конского волоса изготавливались цепочки для часов, кнута — кымньыы, махалки-дэйбиир, плетеные головные уборы: шляпы, фуражки, тюбетейки. Особенно с большим трудом выделывали половики, циновки — соруо, которыми застилали нары в летнем жилище. Во многих якутских календарно-цикловых обрядах также широко пользуется конский волос, в виде ритуальных предметов: пучки из волос, веревки, салама. Ни один обряд, ни один полноценный якутский костюм не обходится без изделий из конского волоса. Лошадь для якутов — не простое животное. Это верный друг, помощник человека — источник благосостояния наших предков, хранитель рода уранхаев, и волос его долгий, как счастливая жизнь, один из головных материалов прикладного искусства. Как у легендарного грека Самсона, сила якутского народа в конском волосе.

Как отмечает Романова Е.Н: «Семантическое поле белого конского волоса в якутских эпосах многообразно. В первую очередь это связано между человеком и миром предков, связь с божествами. Примечательно, что Элляй, приглашая на ысыах Омогоя, произносит такие слова: «Я тоже создан, живу по велению Чингисхана и Одун Хаана (божества рока и судьбы), будучи связан с матерью землей как бы тонкой волосяной бечевкой, а по ней Вселенной будучи прикреплен тонкой нитью»

Белый конский волос — это начало начал, символ рождение народа Саха. Данные ходы культуры отражают создание, творение Макро и Микрокосмоса. Показательно, что один из сюжетов мифа о происхождении народа Саха разворачивается на самом ысыахе.

Как отмечает Миддендорф: «Кумыс который подносится в изображенной сцене, распивается из огромных, в несколько литр, кружек, красиво вырезанных из лиственничного дерева. Такую кружку подобно древним рогам для литья, приходится осушать до дна, потому что ножка ее, которую скорее можно назвать ручкой, не служит кружке твердой подставкой. Ручка обвязана имеющими особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующими о том, что кружка освящена, потому что якут повсюду считает себя окруженными духами. Особенно это бывает тогда, когда якут перебирается через гребень водораздельного хребта. Заблаговременно подумав об этом событии, якут кочующий с северными оленями, уже из дому запася пучком лошадиных волос, которые отчасти сами по себе, будучи привязаны к сучьям ближайших к перевалу деревьев, посвящаются духам и богам, отчасти служат к подвязыванию всевозможных приношений.

Вера в таинственную, сакрально — магическую силу конского волоса характерна для наших предков. Считалось, что они часто использовались в качестве оберегов, амулетов. Обрядовая традиция сохранила целый ряд сакрализованных действий, где конский волос, выполнявшая ритуально значимые функции, занимала важное место. Изделия и предметы из конского волоса носили полифункциональный характер. Исследователи выделяют пять основных функций: эстетическая, магико-религиозная, утилитарная, этнознаковая и социальная дифференциация. Каждая из них выступает вполне самостоятельно, хотя они все так или иначе взаимосвязаны между собой.

Конский волос является уникальным природным поделочным материалом. Этот природный материал получается при сезонной стрижке лошадей. Из конского волоса лучшим считается хвостовой, средним — гривной волос, плохими считаются — очески волос. Кроме того, волосы сортируются по свойствам и по структуре волос: жесткости, прочности, по длине и по цвету. Белые по цвету волосы ценятся дороже.

Процесс заготовки материала происходит таким путем:

1) Волосы стригут от кожи хвоста

2) Отдельно завязанные пучками хвосты стирают, чистят очески волос с помощью стирального порошка.

3) Сушится естественным способом.

Основные виды и методы технологии изготовления изделий и предметов из конского волоса:

– технология плетения из конского волоса (от 3 до 8 прядей):

– технология изготовления плетеных головных уборов:

– технология изготовления сито, волосяных очков:

– технология изготовления комаромахалки:

– технология изготовления кнута:

– технология изготовления рыболовных сетей, невода:

– технология скручивания веревок из конского волоса:

– технология выделывания половиков, циновок:

Современные методы технологий из конского волоса:

– технология ручного ткачества — гобелен:

– технология макраме:

– технология вышивки:

– технология вязания:

По способу изготовления и по технологическому приему бывают виды плетения: из трех прядей, из четырех прядей: плоское плетение из четырех прядей, плетение из четырех прядей в «косичку», из пяти прядей: выпуклое плетение из пяти прядей, из шести плоское плетение, из восьми традиционное плетение: плоское плетение из восьми прядей, четырехгранное плетение из восьми прядей. Орнаментальный мотив елочный орнамент — тангалай, сочетание двух цветов (черный, белый).

Рассмотрим технологию плетения налобника из 8 прядей. Берем четыре белых, четыре черных заготовок (витые веревки — пряди). Закрепляем на булавке или ниткой, порядков расположений прядей 1 черный, 2 белых, 2 черных, 2 белых, 1 черный. По середине 2 черных пропускаем крест-накрест, с правой стороны с 2 белых одну пропускаем в левую сторону, с левой стороны с 2 белых одну пропускаем в правую сторону. Восьмую крайнюю черную пропускаем через 2 пряди под белый прядь в левую сторону. С левой стороны 1 черную пропускаем 2 пряди под 2 пряди в правую сторону. Аналогично повторяется переплетение прядей начиная с крайнего правой стороны. К завершению работы концы плетеной повязки отрезаем, пришиваем друг к другу, приклеиваем кожей, обрамляя концы повязки. Таким путем, получилось готовое изделие — налобная повязка плетеная из восьми прядей. Толщина налобной повязки зависит от количества волос в одной готовой пряди (витая веревка из 20 и более штук волос).

Кыл — конский хвостовой волос

Сиэл — конские гривы

Сүүмэх кыл — пучки волос

Саппай — мелкий ворс хвоста

Узелок «восьмерка» — завязанные концы пучка конских волос в узелок

Бөhүгүрэтии — скрученные витые волосы

Кылынан өрүү — плетение из волос

Үс ута5ынан өрүү — плетение в косичку

Түөрт үөhүнэн өрүү — плетение из четырех прядей

Биэс үөhүнэн хапта5ай гына өрүү — плоское плетение из пяти прядей

Биэс үөhүнэн маамыкталыы үрүү — объемное плетение из пяти прядей

А5ыс үөhүнэн хапта5ай гына өрүү — плоское плетение из восьми прядей

А5ыс үөhүнэн түөрт кырыылаах таналайдыы өрүү — четырехгранное плетение из восьми прядей в косичку.

В результате изучения темы 1.3. Технология плетения из восьми прядей на примере изготовления налобной повязки из конского волоса раздела «Традиционная технология обработки материала конский волос» студентами с группы МКО-10 Гаврильевой Александры и с группы КЮ-09 Лыткиной Дианы разработана коллекция «Ситим» эксклюзивных головных уборов из конского волоса.

Данная авторская коллекция предназначена для проведения обрядов, модных шоу, для дополнения наряда в повседневной жизни.

В коллекции источником вдохновения является головной убор — налобник плетеный из 8 прядей конского волоса. Способы и приемы плетения из материала конский волос натолкнули на создание моделей: предназначенные для обрядового, свадебного, вечернего, авангардного костюма.

Изучая основы технологии изготовления изделий и предметов из конского волоса, нами разработана технология изготовления эксклюзивных головных уборов в коллекции «Ситим». Основа конструктивной формы у моделей — ободок, как бастынга, которая держит верхнюю часть головного убора.

Обрядовый убор — использован основной элемент традиционного головного убора металлическая гравированная пластинка «Солнышко» — «Кун». «Кун» прикреплена над лбом на плетеной круглой форме, окантованной пучками волос, образуя лучи солнца. От этой формы «Солнца» сзади идет плетеная белая коса, украшенная символикой «харысхал бэлиэ». По технологии изготовления — плетение из 6 прядей в тесьму, сшитая между собой. По цвету подобраны белые волосы и традиционное сильное сочетание черного с белым. Тем самым этот модель раскрывает важное значение сакрально — магическую силу белого конского волоса в проведении обряда.

Свадебный убор — это основной аксессуар свадебного наряда. Использован растительный мотив «Цветы» для предания формы с боку. Элементами украшения является, бисер, стеклярус. Технология плетение из 4 и 6 прядей белого волоса. Модель свадебный дает возможности смело применять в день бракосочетания.

Вечерний убор плетеные ободки украшены стразами, бисером. Технология плетения из 4 и 6 прядей черного волоса. Модель вечерний можно использовать как эксклюзивный накостник.

Авангардный убор — изготовлен по технологии скручивания веревок из серого конского волоса. Для предания формы использованы мотив «плетенка» и «завиток», декоративное оформление из кожи и спилка. Модель авангардный показывает, высокие возможности творческих способностей создания различных идей.

Таким образом, обучающий раздел «Традиционная технология обработки материала конский волос» программы учебной дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», «Традиционные промыслы» имеет большое значение в сохранении, преемственности и развития традиционного уникального ремесла. Апробация и внедрение методики преподавания раздела «Традиционная технология обработки материала конский волос» показывает высокий уровень развития творческой активности студентов. Творческая активность проявляется в учебной деятельности, самостоятельности мысли, инициативности, оригинальность суждений и в творческое воображение. Процесс обучения носит характер познавательный, поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат-уровень освоения профессиональных компетенций студентами.

Литература:

  1. Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1981.
  2. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера. — М.: 1997.
  3. Бардина Р. А. Забытый мир предков. — Я.: 1993.
  4. Аммосова Е. Е. Ремесла предков вчера и сегодня. — Я.: 1989.
  5. Неустроев Б. Ф. Узоры шитья.- Я.: Бичик, 2002.
  6. Неустроев Б. Ф. Якутский орнамент. — Я.: Ситим, 1994.
  7. Неустроев Б. Ф. Саха туоhа. — Я.: Бичик, 1997.
  8. Неустроев Б. Ф. Саха ойуута-бичигэ=Узоры и орнаменты саха. — Я.: Бичик, 2007.
  9. Петрова С. И. Традиционная одежда и мирвоззрение наших предков. — Я.: 1999.
  10. Петрова С. И. Свадебный наряд Якутов. Традиции и реконструкция. — Новосибирск.: Наука, 2006.
  11. Аржакова Н. А. Алгыс кэрэhэлии турдун. — Мэнэ Ханалас, 1993.
  12. Стручкова П. И. Сахалыы кыл, сиэл,сун, кулуhун оноhук. — Дь.: 1998.
  13. Богатырева Л. Е. Кыл, сиэл оноhук кистэлэнэ. — Дь.: 2008.
  14. Серошевский В. Л. Якуты. — М.: 1993.
  15. Докторов П. М. Ремесло и кустарное производство якутов(история и современность). — Я.: 1998.
  16. Носов М. М. художественно бытовые изделия якутов ХVII начало ХХ в.(альбом). — Я.: 1988.
  17. Саввинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов ХIХ — начало ХХ века. Н.: 2001.
  18. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов н/Д.: 2007.
  19. Митлянская Т. Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя. — М.: 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): конский волос, прядь, технология изготовления, Традиционная технология обработки материала, технология плетения, плоское плетение, налобная повязка, народная мастерица, левая сторона, головной убор.


Похожие статьи

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой...

Иногда плети плели из конских волос.

Технология изготовления и обработка кожаных изделий, синтезирует опыт поколений народных мастеров.

Теоретические основы декоративного плетения из лозы

В настоящее время плетение из лозы развивается в сторону поиска новых технологий и материалов, появляются замены классического ивового прута, например, плетение из бумажных трубочек.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №1 (3) январь 2017 г.

В гардеробе современного человека редко встречаются предметы одежды народного костюма и вещи с

Их основой стала старинная русская техника плетения жемчугом и ремесло золотого шитья [4].

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса. Народные куклы «Мартинички».

Из истории вышивки. Вековая канитель | Статья в сборнике...

Слово канитель одно, а видов материала множество.

А плетение бывает многоуровневое, его еще называют ребристым, или фигурное, напоминающее металлический ажур.

Современная технология изготовления аналогична, но автоматизирована.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

– пешонабанд — налобная повязка

В богатом конском уборе золотым шитьем украшали чепраки — зинпуш, попоны — даури, и небольших размеров покрышки на седло — йолпуш.

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства...

Технология изготовления корпуса парогенерирующего агрегата

Это решение обусловлено возможностью отказа от мощного оборудования для выплавки и ковки, штамповки и обработки деталей больших размеров.

Технология изготовления подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов.

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

При использовании традиционной формы изделий декора и технологий, мастера ведут поиск новых средств художественного выражения.

Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставляет незавершенным один завиток — по народному поверью, полностью законченная...

Похожие статьи

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой...

Иногда плети плели из конских волос.

Технология изготовления и обработка кожаных изделий, синтезирует опыт поколений народных мастеров.

Теоретические основы декоративного плетения из лозы

В настоящее время плетение из лозы развивается в сторону поиска новых технологий и материалов, появляются замены классического ивового прута, например, плетение из бумажных трубочек.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №1 (3) январь 2017 г.

В гардеробе современного человека редко встречаются предметы одежды народного костюма и вещи с

Их основой стала старинная русская техника плетения жемчугом и ремесло золотого шитья [4].

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса. Народные куклы «Мартинички».

Из истории вышивки. Вековая канитель | Статья в сборнике...

Слово канитель одно, а видов материала множество.

А плетение бывает многоуровневое, его еще называют ребристым, или фигурное, напоминающее металлический ажур.

Современная технология изготовления аналогична, но автоматизирована.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

– пешонабанд — налобная повязка

В богатом конском уборе золотым шитьем украшали чепраки — зинпуш, попоны — даури, и небольших размеров покрышки на седло — йолпуш.

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства...

Технология изготовления корпуса парогенерирующего агрегата

Это решение обусловлено возможностью отказа от мощного оборудования для выплавки и ковки, штамповки и обработки деталей больших размеров.

Технология изготовления подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов.

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

При использовании традиционной формы изделий декора и технологий, мастера ведут поиск новых средств художественного выражения.

Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставляет незавершенным один завиток — по народному поверью, полностью законченная...

Задать вопрос