Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в детском саду, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдокимова, Е. Н. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в детском саду, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива / Е. Н. Евдокимова, Н. И. Пузикова, Т. П. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46609/ (дата обращения: 16.12.2024).



На основе практического опыта – коллектива авторов: педагога высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкальных руководителей высшей категории Пузиковой Натальи Ивановны и Новиковой Тамары Павловны, разработана концепция инновационной деятельности в области здоровьесбережения и здоровьеформирующих технологий в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», которая создаёт оптимально – благоприятные условия для индивидуализации образовательной деятельности при реализации проекта «Здоровый ребенок – здоровая нация!»

Ключевые слова: здоровьесозидающие технологии, здоровьесозидающие технологии, арт-технологии.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Цель разработки концепции: «Обеспечение процесса сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения посредством инновационной деятельности педагогического коллектива».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» – определение Всемирной организации здравоохранения.

«Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – воспитанников и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это показатель того, «взимается» или нет с воспитанников, без их согласия, плата за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью» [1, С.121].

Помочь решить эту проблему может использование инновационных технологий здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности.

Рождение проблемы. «Берегите здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Наш инновационный продукт в форме проекта «Здоровый ребенок – здоровая нация!» соответствует стратегическому курсу развития нового стандарта в образовании. Стратегическая идея заключается в переходе от принципа, желаемого «сохранения здоровья в детском саду» к принципу необходимого и обязательного «Сохранения здоровья в детском саду». Указанное направление включает темы: создание комфортной среды обучения, через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной среды; здоровье тела и духа; снижение рисков профессионального выгорания педагогов.

Наш проект информационно-творческий, коллективный. Срок его реализации шесть месяцев. Участниками проекта стали педагоги, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, родители, дети подготовительной группы. Цель – результат проекта: создание поэтического, музыкального спектакля «Великие холода» по сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», и создание журнала «На улице искусств».

Основными идеями нашего проекта стали: сохранение и охрана духовного здоровья детей, использование новых технологий в решении этого проекта (кейс – метод, арт-технологии, коммуникативно – диалоговые (развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному самоопределению дошкольников, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству).

Для работы мы определили задачи проекта.

В области театрального искусства:

1. Установить взаимосвязь между общественной жизнь России и её культурой. (Взаимоотношения между родственниками, отношение к родителям).

2. Использование инновационных технологий здоровьесбережения: коммуникативно – диалоговых, которые усиливают включенность, участников в групповое обсуждение проблемы.

3. Развивать творческое воображение, актерские способности, навыки: импровизации и навыки сценического взаимодействия, при создании спектакля.

В области хореографии:

1. Использование инновационных технологий здоровьесбережения: арт-технологии (то есть использовании техник разных видов искусств пения, танцев, рисования, как средства творческой самореализации и способа личностного развития).

2. Расширять знания в области современного хореографического искусства.

3. Привить любовь к танцу, сформировать танцевальные способности, выразительность, художественный вкус, интерес выражение собственных ощущений, используя язык хореографии.

В области музыкальной деятельности:

1. Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа

2. Сформировать основы музыкальной культуры нашего народа.

3. Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

В области художественной деятельности

1. Развивать у детей воображение, фантазию, творческий поиск в использовании инновационных арт – технологий в изобразительной деятельности

2. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых положены декоративные образы.

3. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, желание участвовать в оформлении спектакля.

В области воспитания:

1. Экология души, содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка; развивать чувство гармонии, жить в согласии с собой.

2. Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности.

Принципы нашего проекта:

1. Последовательность и системность — один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

2. Доступность и индивидуализация — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий;

3. Постепенное повышение требований — заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения является чередование D:\ФОТОМОНТАЖ\ФОТО 2017-2018\1.jpgнагрузок с отдыхом;

4. Сознательность и активность — для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе;

5. Повторяемость материала — только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей, создает положительные эмоции;

6. Наглядность — безукоризненный практический показ движений педагогом;

7. Детоцентризм — превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе, взаимного уважения.

D:\ФОТОМОНТАЖ\ФОТО 2017-2018\мам\DSC_0570.JPGМузыкальный спектакль дело коллективное. Спектакль не может быть интересным без музыки и хореографии. Создание декорации тоже является немаловажным для постановки спектакля.

Как следствие была организована творческая группа: Руководитель театральной студии Евдокимова Е. Н., музыкальный руководитель Пузикова Н. И., хореограф Новикова Т. П., руководитель студии по изобразительной деятельности Дородникова В. Д., учитель-логопед Жидкова Л. В. и воспитатель группы № 3 Ковшина Е. В.

Актерами нашего театра стали дети подготовительной группы № 3.

Прочитав сказку С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», мы так увлеклись её постановкой, что закончили спектакль уже в феврале. Премьера нашего спектакля состоялась 10 февраля.

Чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания детей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью.

Необыкновенно добрая, волшебная, трогательная сказка Софьи Прокофьевой о мальчике Васе, который обидел маму, о великих холодах, которые наступили из-за этой обиды и, самое главное, о прощении – как о той самой силе, которая заставляет отступить великий холод и растопить лед в сердце. Одно слово «Прости» оказывается таким легким и таким спасительным. А еще сказка о том, что лучше одной единственной, самой любимой, доброй, красивой мамы не найти больше на свете. И не заменят ее ни четыре мамы сразу, ни мороженщица, ни лисичка, ни медведица.

И хотя у нас не мальчик Вася, а девочка Василиса мы постарались передать все эмоции этой сказки – доброту, грусть, трогательность, искренность, душевность, одиночество и радость прощения.

В задачи подготовительного этапа входило: собрать и проанализировать актуальную информацию о здоровьесберегающих технологиях, пути их внедрения в жизнь детского сада. Подобрать литературный, музыкальный, художественный материал на тему здоровьесбережение. Изучить и внедрить новые инновационные здоровьесозидающие технологии при создании спектакля «Великие холода». Подготовить эскизы реквизита, декорации, подобрать музыкальные характеристики героям, сочинить хореографические композиции к спектаклю используя арт – технологии.

D:\ФОТОМОНТАЖ\ФОТО 2017-2018\мам\DSC_0606.JPGПровести диагностику творческих способностей детей, используя технологию «Открытая трибуна». Обсуждение темы спектакля, используя технологию «Круглый стол». Обсуждение сверхзадачи спектакля, используя технологию «Волшебный стул». Мотивация детей на создание спектакля, используя технологию «Кейс – метод». Распределение ролей в спектакле, используя новую технологию «Техника аквариума». Напечатать сценарий для учителя – логопеда для работы над звукопроизношением. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, фотографий. Привлечь родителей к изготовлению журнала.

Второй основной этап включал в себя работу с детьми.

«Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир» [2, с.2].

Мы начали работать над спектаклем. Прочитав сказку С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», посмотрели мультфильм, созданный по этой сказке, обсудили сценарий, созданный по сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощенья», используя метод «Круглый стол». Это одна из организационных форм познавательной деятельности для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных».

Обсуждали проблемы по содержанию спектакля, используя технологию «Техника аквариума» – это разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения.

C:\Users\Metodist\Pictures\img755.jpgОпределяли сверх задачи спектакля «Великие холода», используя технологию «Открытая трибуна» – способ вывести дошкольника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. Что я хочу сказать этим спектаклем? Моя гражданская позиция. Соблюдается принцип добровольности. Участвовать могут все. Педагоги, родители и дети.

Распределяли роли в спектакле «Великие холода», используя технологию «Волшебный стул»- социально – психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать интерес к самому человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно – ориентированная и игровая деятельность. На волшебный стул приглашаются все желающие. И как только ребенок садится, присутствующие поочередно произносят все положительные стороны личности. И предположение подходящей роли для этого актера.

C:\Users\Metodist\Pictures\img756.jpgРазучивали музыкальные и хореографические композиции, изготавливали атрибуты к спектаклю, изготовили журнал «На улице Искусств», разучивание текста с детьми, работали над звукопроизношением. А потом репетировали спектакль.

Заключительным – этапом нашего проекта стала премьера спектакля. Наш спектакль дети показали для детей детского сада, для своих родителей, а также на сцене Родительского университета в городе Волжском 1 апреля 2016 года для педагогов и родителей города.

По окончании проекта мы провели анкетирование детей, родителей, педагогов группы № 3, № 9, музыкального руководителя, хореографа, педагога по изобразительной деятельности, которые рассказали о пережитых чувствах, полученных эмоциях…

Выводы: Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.

C:\Users\Metodist\Downloads\Новая папка\DSC_0671.JPGТолько здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми в детском саду, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

В результате работы над проектом выявлена высокая физическая активность детей, умение разрешать реальные педагогические проблемы; создается атмосфера благоприятного социально-психологического микроклимата индивидуально для каждого ребенка; формируются взаимоотношения семьи и детского сада по воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе детского сада, позволил сохранить и укрепить здоровье детей.

Литература:

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.; АПК и ПРО. – 121с.
  2. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О. Ф.Горбуновой. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, Великое, спектакль, здоровый ребенок, изобразительная деятельность, создание спектакля, укрепление здоровья детей, дошкольный возраст, здоровая нация.


Ключевые слова

арт-технологии, здоровьесозидающие технологии

Похожие статьи

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учрежден...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Похожие статьи

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учрежден...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Задать вопрос