Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание / М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46415/ (дата обращения: 19.10.2024).



Проводя воспитательную работу с учащимися, мы должны постоянно помнить, что рано или поздно ребенок вступит в самостоятельную жизнь. В течение обучения в школе рядом должны быть педагоги, отвечающие за жизнь и здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение.

Не смотря на большую работу, проводимую педагогическим коллективом, выход в самостоятельную жизнь, означающую необходимость самому ухаживать за собой, общаться с чужими, вести деловые переговоры, принимать самостоятельные решения, отсутствие поддержки за спиной и многое другое, приводит выпускника в состояние фрустрации (растерянности) в той или иной мере.

Большинство выпускников образовательных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

— это отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения, трудности в общении, непонимание материальной стороны жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений, недостаточное развитие индивидуальности, отсутствие навыков защиты себя, плохое состояние здоровья. Все это осложняет их пребывание и без этого неустойчивом и сложном современном мире.

Но жизнь их может стать еще сложнее, если они не будут знать законов, которые оберегают их, которые помогают решать многие проблемы, которые должны стать спутником. Потому что именно выпускники чаще всего становятся жертвами бюрократического произвола, обмана, угроз и шантажа. Поэтому мы должны понимать важность правового воспитания в подготовке к самостоятельной жизни наших воспитанников. Может оно поможет им лучше ориентироваться в нашем обществе, в результате чего будет меньше судебных дел, меньше конфликтных ситуаций, меньше сломанных судеб.

В настоящее время разработано уже много пособий, в которых речь идет о правах выпускника и механизм из реализации. Это, прежде всего, пособие, которое выпускается несколько лет подряд «Выпускнику образовательных учреждений». Оно составлено как методическое справочное пособие по правам детей, льготам, предоставляемым государством, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь можно найти нормативные документы, практические советы специалистов (юристов, психологов, педагогов) для тех, кто выпускается в самостоятельную жизнь. Материал подобран так, чтобы помочь выпускникам применить полученные сведения в повседневной жизни, сориентироваться в сложной ситуации. В пособие входят следующие разделы: жизнь, жилье, образование, работа, участие в гражданско-правовых отношениях, экологическая жизнь, семья, здоровье, правопорядок.

Пособие построено на следующих идеях:

— воспитанник имеет право как человек, как ребенок, как гражданин России.

Для того, чтобы это пособие стало нужным каждому выпускнику, работало на него, необходимо с его помощью проводить следующую работу с выпускниками:

— учителю, социальному педагогу помочь школьнику научиться ориентироваться в нормативно-законодательной базе, научить заполнять по образцам различные документы, а также организовывать встречи с руководителями различных служб, с которыми придется взаимодействовать выпускникам в жизни. Рассмотрение этих вопросов как раз и предусматривает программа, по которой мы работаем. На своих занятиях на тему: «Знания и их необходимость» учимся оформлять различные документы (заявление, доверенность, объяснительная записка, докладная, автобиография, переводы, телеграммы и т. д.), ознакомились с основными законами РФ (УК РФ, Конституцией), а также о трудоустройстве, поступлении и обучении в учебные заведения.

Также разыгрывать и обсуждать на занятиях типичные ситуации: «Я — безработный», «Мы в Сбербанке», «Закончились деньги. Что делать?», «Вызов врача на дом», «Я заболел и не могу пойти на работу», «Конфликт на рабочем месте» и т. п.; составлять структуру бюджета или использования сберегательной книжки, проводить различные конкурсы.

Потому что наиболее распространенные проблемы, возникающие у выпускников, приводящие к потере работы, это:

‒ конфликт на рабочем месте;

‒ трудности в общении с новыми людьми;

‒ заболел и не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

‒ проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

‒ сложно, не понял объяснения. Раздражение по поводу монотонности работы, усталость;

‒ не умеет работать самостоятельно (отсутствие самоконтроля).

Организовывать встречи с руководителями различных служб, с которыми придется взаимодействовать выпускникам в жизни.

Вместе с психологом необходимо проводить занятия по формированию психологической готовности к защите своих прав, навыков делового общения на темы: «Социальное давление на старшеклассников», где дети ознакомятся со способами оказания противостояния различным видам насилия, и «Трудовое право и подросток». Проводить индивидуальную работу по планированию жизни вне школы и дома, опираясь на собственные возможности, права и обязанности, личностный потенциал, оценку возможных препятствий и т. п.

Но школьники должны знать, что у человека не бывает прав и льгот без обязанностей, так же, как не бывает обязанностей без прав. Поэтому прилежная учеба, добросовестный труд, здоровый образ жизни, налоги, законопослушание и др. — обязанности каждого выпускника.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, жизнь, пособие, работа, рабочее место, ребенок.


Похожие статьи

Развитие навыков самоорганизации через трудовое воспитание

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни

Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Похожие статьи

Развитие навыков самоорганизации через трудовое воспитание

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни

Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Задать вопрос