Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз" заключается в том, что дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося
Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся, имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.
Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школа – технический ВУЗ» создан лицей при ЧитГУ, с целью обеспечить взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, по которым проводят предметные олимпиады. Поэтому, в процессе совместной практической работы школы и вуза были сформированы классы, спрофилированные на конкретный институт. Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении вступительных экзаменов, заинтересованные в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в ВУЗ молодых людей с разным уровнем школьной подготовки и неодинаковыми материальными возможностями семьи.
Для того чтобы помочь учащимся разобраться в своих наклонностях и способностях, уменьшить количество ошибок, совершаемых ими и их родителями при выборе будущей профессии без учета индивидуальности, во многих взаимодействующих образовательных учреждениях было введено психологическое тестирование в старших классах. Система довузовской подготовки вызвана стремлением упорядочить различные организационные формы работы с абитуриентами. Таким образом, осуществляется организация и координация учебной, учебно-методической, воспитательной работы, которую систематически проводят в средних общеобразовательных школах. Главным принципом организации системы «школа - ВУЗ» выступает личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности в целом и формировании компетентности как условия успешности социально- профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне.
Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе. Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях.
Опыт работы многих вузов свидетельствует о том, что подготовительные курсы и отделения в традиционном их понимании нацеливают будущих абитуриентов на сдачу вступительных экзаменов. Однако многие слушатели таких подготовительных структур, успешно их сдавших, оказываются не готовыми к учебе в ВУЗе, у них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения. Фундаментальной основой разрешения этого противоречия – взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. Повышение качества образования, возможность его успешного продолжения на последующих ступенях, неизбежное в юности самоопределение, профессиональная ориентация – вот неполный перечень проблем, решаемых в системе «Школа – ВУЗ». Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого-физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона. Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи. Негативные последствия реформирования общеобразовательной школы в последние годы особенно актуализировали вопросы подготовки школьников к поступлению в ВУЗ. При этом возросла роль дополнительного образования в период перехода от среднего к высшему профессиональному. Основными задачами довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. К основным функциям довузовской подготовки относятся следующие:
· компенсирующая – занятия с опытными преподавателями в малых по численности группах, направленные на ликвидацию пробелов в обязательных результатах среднего образования;
· развивающая – смысл которой в том, чтобы дать возможность учащемуся развить свои способности, удовлетворить интеллектуальные потребности личности;
· адаптирующая – имеющая целью облегчить приспособление школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и содержанию образования;
· корректирующая – приведение достигнутого уровня школьного образования в соответствие с требованием ВУЗа;
· воспитательная – способствующая становлению личности слушателей, повышению их уровня развития личности, социальной адаптации.
Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов. Необходимость адаптационного обучения обусловлена тем, что в последние годы сильно сдала позиция система среднего образования по естествознанию. В докладе министра образования РФ отмечалось, что снижение качества образования связано и с тем, что около половины учащихся школ не осваивают необходимого содержания по естественнонаучным дисциплинам. Дифференцированное обучение в школах привело к снижению качества образования по предметам, не являющимся необходимым в момент поступления в ВУЗ. Из-за недостатка часов по физике в инвариантной части базисного плана ухудшилась подготовка по предмету переводом этой дисциплины во «второстепенную»; по которой необязательно сдавать выпускные экзамены. Совместная работа школы и ВУЗа решает проблемы психологической адаптации к новым условиям и особенностям обучения, к непривычным методикам преподавания, к восприятию издержки школьного образования. Вообще, модное в настоящее время деление учащихся на гуманитариев и инженеров означает, что, как те, так и другие не способны усвоить общей суммы знаний за курс средней школы и в этом случае можно говорить об их общем, но никак не среднем (полном) общем образовании. В настоящее время возникла проблема получения высшего образования малообеспеченными слоями населения. Высшее образование стало превращаться в принадлежность элитарных категорий граждан. Поэтому сегодня, когда получение образования становится все более зависимым от уровня благосостояния граждан, для создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия школьного и вузовского образования должны быть решены следующие задачи:
· обеспечение достаточного уровня знаний в общеобразовательных учреждениях;
· привитие навыков самообразования;
· повышение мотивации на получение образования;
· обеспечение бесплатного качественного образования.
Выходом из создавшейся ситуации является организованное взаимодействие средних образовательных учреждений и вузов, готовящих учащихся по предметам обучения на основе единых требований и стандартов, совместная работа учителей и преподавателей.
В соответствии с новыми жизненными реалиями в стране изменился образовательный интерес учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство, вызывая к жизни новые аспекты функционирования и развития средних и высших образовательных учреждений, в том числе их взаимодействие.
Взаимодействие лицея и ЧитГУ диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителя школы, администрации школы и преподавателей вузов это взаимодействие, в основном, диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимания необходимости постоянного пополнения знаний (хотя нельзя отрицать некоторых меркантильных интересов со стороны отдельных образовательных учреждений).
Обобщение опыта взаимодействия школы и ВУЗа позволило сделать выводы:
· об устойчивости и стабильности данного направления в развитии системы образования;
· об эффективности этого направления, т.к. организованное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет не только социально адаптироваться, но и социально защищать учащихся, учитывая при этом их мотивацию;
· об активном процессе формирования системы непрерывного образования в рамках взаимодействия «школа – вуз».
Цикл математических и естественнонаучных дисциплин является основой высшего технического образования. Его освоение направлено на углубление познания окружающей действительности, вскрытие обще энергетических законов и закономерностей, необходимых в дальнейшем для восприятия профессиональных аспектов образования.
Для освоения инженерной деятельности, особенно ее, производственно -технического и научного направлений, необходима фундаментальная физико-математическая подготовка, которая находит своё профессиональное развитие в общеинженерном и специальном циклах дисциплин. Математические и естественнонаучные дисциплины, как базис подготовки специалиста, изучаются концентрированно на первых - вторых курсах обучения, предшествуя изучению дисциплин технического профиля. Уровни профессионального образования в рамках его направления имеют доминирующее влияние на отбор содержания и планирования обучения по учебному предмету.
Студенты при дифференцированном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному уровню, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.
Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования. Наряду со знанием общих методов обучения преподаватель должен владеть всей совокупностью методов и приемов, характерных для программированного, дифференцированного и проблемного обучения.
Успешность применения тех или иных методов обучения и воспитания находится в прямой зависимости от того, насколько учитель владеет в научном и педагогическом плане своим предметом, понимает его образовательные и воспитательные возможности. Следовательно, вооружение глубокими и активными знаниями означает усиление профессионально-педагогической направленности педагога.
Надо отметить и то, что учебные планы вузов недостаточно своевременно реагируют на модернизацию содержания и методов школьного образования, а новое содержание высшего образования не всегда учитывает специфические особенности обучения в школе. В настоящее время идет работа по пересмотру школьных программ и учебников с тем, чтобы разгрузить их от чрезмерно усложненного и второстепенного материала и сконцентрировать внимание на основополагающих понятиях. При этом имеется в виду не снижение научно-теоретического уровня подготовки школьников, а его усиление. Не подлежит сомнению, что аналогичную работу по совершенствованию содержания высшего образования следует проводить одновременно и параллельно.
Принимая это во внимание, необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения обучаемых, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастание возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи студентам. Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого студента является дифференциация по проектированию профессии. Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация. Дифференцированная организация учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся в личностно-ориентированном образовательном процессе в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз".
Литература:
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей./А.К.Колеченко. – СПб: КАРО, 2002.- 368 с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 192 с.
- Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В 2-х частях. / Министерство образования РФ. - М.: Готика, 2003. - 206 с. (1-я ч.); 240 с. (2-я ч.).
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей./В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2000.-368с.