Наряду с дидактическими единицами, несущими в себе только знания, можно выделить дидактические единицы, которые несут в себе как знания, так и умения. Оценка данных дидактических единиц, по сравнению с единицами знания, становится более сложной задачей.
Данные дидактические единицы мы выбираем сами. В теории можно каждую дидактическую единицу знания углубить до дидактической единицы умения. Таким образом, появляется управление дидактическими единицами, т. е. в зависимости от того, что нам необходимо получить для освоения компетенции, мы можем углублять дидактические единицы до необходимого уровня, и оценивать их освоение в соответствии с данным уровнем.
Определив дидактические единицы, которые будут являться дидактическими единицами, несущими в себе как знания, так и умения, выделим типы тестов для их оценки. Вопрос типизирования тестов можно рассматривать с двух сторон. Содной тестирование проводится независимо по знаниям и умениям. Такой подход можно назвать обособленным. Сдругой стороны можно проводить смешанное тестирование, в котором будут вопросы, как на выявление знаний, так и на определение умений.
В обособленное тестирование, входят все те типы тестов, что определены для выявления знаний по дидактическим единицам, которые несут в себе только знания. Т. е. мы предполагаем, что дидактические единицы, несущие в себе как знания, так и умения, обладают всеми типами знания, что и дидактические единицы, несущие в себе только знания.
Вторым большим разделом тестов, входящих в обособленное тестирование являются тесты для определения умений. Среди данных тестов можно выделить тесты, которые определяют автоматическое умение. Например, если взять таблицу умножения, то при ее изучении мы получаем умение умножать простейшие числа. Данное умение не имеет множества вариаций. Оно имеет четкие границы, когда учащийся изучает таблицу умножения, он имеет четкий набор цифр от 0 до 9, которые перемножаются между собой, при этом все результаты также известны. Все, что необходимо обучающемуся, это запомнить и понять, как числа перемножаются между собой. Для оценки этого умения, можно составить тест, в котором будет множество вопросов, связанных только с жесткими границами, т. е. множество примеров с перемножением чисел от 0 до 9, с множеством ответов, при этом необходимо ограничить время на тестирование, так как данное умение должно быть освоено учащимся до автоматизма. Ограничение во времени и множество вариаций вопросов с комбинацией множества ответов, сведут к минимуму шанс угадать ответ. Поскольку данная дидактическая единица несет в себе жесткое умение, то тест будет считаться успешным только при 100 % ответе. Такую группу тестов можно назвать как тесты автоматического умения.
Как и ДЕ знания, ДЕ умения могут не требовать 100 % автоматизации выполнения задачи. В любой профессиональной деятельности имеется область «около знания», когда знаний и умений специалиста не всегда хватает для 100 % скорости выполнения. Такие случаи характерны для не типовых задач или «исключительных» задач. Выполнение таких задач сложно довести до автоматизма, так как их разнообразие и появление носит редкий характер. В таком случае студент должен применить свои умения в области поиска пути решения данной задачи, умение сориентироваться в какой области (месте), произвести поиск необходимых не достающих знаний или умений.
Для оценки таких ДЕ необходимо применить тесты, которые будут отслеживать не столько правильность ответа, сколько правильность мысли. Возможно, применить не один из имеющихся видов, но с продуманными под данный тип ДЕ вопросами, а создать новый вид или тип теста, который будет тестировать студента в игровой форме. Под игровой формой подразумевается создание программы, или компьютерной игры, в которых будет представлена задача, требующая умения принимать правильное направление в расширении текущих умений и знаний. В таком тестировании оценка будет смещаться с правильного ответа на ход мысли человека, т. е. человек изначально попадает в ситуацию, в которой он, скорее всего, не знает ответ на 100 %, поэтому ему необходимо с помощью уже имеющихся умений найти примерный вектор решения задачи. Оценка зависит от того, насколько близко совпал вектор мысли с правильным ответом. Такой тип тестирования умений можно обозначить как тесты расширения умений.
Схему тестирования умений с помощью тестов расширения умений, можно представить как:
Рис. 1. Схема тестирования с тестами расширения умений, где:
‒ УП — блок тестов для тестирования умений;
‒ УУ — управляющее устройство, которое сравнивает полученные результаты теста с идеалом, и производит корректировку или воздействие, и подает данные воздействия на блок УП;
‒ преобразованные ДЕ умения;
‒ управляющее воздействие на основные умения;
‒ текущий результат тестирования;
‒ желаемый результат тестирования.
Схема тестирования, мало чем отличается от обычных схем с блоком управления. Меняется смысловое наполнение. Желаемый результат представляет собой диапазон или вектор с пограничными значениями:
Equation Section (Next)(1)
Желаемый результат заключается в некотором интервале, и должен быть между максимальным и минимальным значением данного результата.
Управляющее воздействие, преобразованные ДЕ умения, и конечный результат можно выразить в виде некоторых функций:
Equation Section (Next)(2)
Equation Section (Next)(3)
Equation Section (Next)(4)
где:
‒ верхняя граница вектора;
‒ нижняя граница вектора.
Умения студента могут зависеть не только от его знаний, но также и от других, косвенных умений. Под косвенными умениями понимаются умения, которые были получены студентом от других дисциплин, предметов, бытовых взаимодействий с приборами, людьми, умения жизненного опыта. Например, решение теста через компьютер, требует владение умением работы на компьютере, знать, где у него кнопка включения, как пользоваться клавиатурой, мышью, конкретной операционной системой. То есть, если студент не будет владеть данными умениями, это повлияет на успешность решения основного теста на умения. Поэтому имеет смысл провести тест на косвенные умения, для определения допуска студента к основному тесту. Так как, если студент не знает, как включать компьютер, и пользоваться операционной системой, то он даже не сможет начать проходить основной тест, что приведет к отрицательному результату.
Косвенное тестирование умений можно использовать, как начальную точку допуска студента к основному тестированию, так и для определения предварительного процента погрешности в основном тестирования, т. е. уровень влияния внешнего воздействия на успешность прохождения теста на основные умения. В данном тестировании важно определить круг тех умений, которые могут косвенно или напрямую повлиять на тест основных умений, т. е. определить внешнюю среду для основных умений.
Рис. 2. Схема тестирования умений, косвенный тип тестирования, где:
‒ — тестирование;
‒ Y — косвенные умения;
‒ h — влияние косвенных умений;
‒ Z — умения по тестируемому разделу изучаемой дисциплины, или основные умения;
‒ X — результат по тестированию основных умений.
‒ Данный график можно представить в виде некоторой функции, которая будет характеризовать результат тестирования основных умений:
Equation Section (Next)(5)
Поскольку тестирование представляет собой некоторое устройство проверки (УП), то схема, представленная на рис. 2. может быть представлена с помощью системного анализа, в виде нескольких структур управления косвенным тестированием, с двумя УП и одним УУ, и с двумя УП и двумя УУ, в зависимости от выбранной стратегии тестирования:
Рис. 3. Схема косвенного тестирования с одним УУ
Рис. 4. Схема косвенного тестирования с двумя УУ
где:
‒ УП1 блок тестов для тестирования косвенных (внешних) умений;
‒ УП2 — блок тестов для тестирования основных умений;
‒ УУ — управляющее устройство, которое сравнивает полученные результаты теста с идеалом, и производит корректировку или воздействие, и подает данные воздействия на блок УП;
‒ управляющее воздействие на косвенные основные умения;
‒ управляющее воздействие на косвенные умения;
‒ управляющее воздействие на основные умения.
На основе Рис. 3 можно представить следующую функцию:
Equation Section (Next)(6)
На основе Рис. 4 можно представить следующую функцию:
Equation Section (Next)(7)
Управляющее воздействие на Рис. 3 стремиться свести к максимальной итоговой оценке теста основных умений. Для этого результаты тестирования подвергаются анализу, на основе анализа создается решение, или рекомендация, которые должны повлиять как на косвенные умения, так и на основные. После того как создано решение, оно применяется на объекте проверки, студенте, после чего происходит повторное тестирование, данный цикл повторяется до тех пор пока результат тестирования не будет соответствовать желаемому результату.
В данной статье представлена общая логика рассмотрения взаимосвязи тестов с различными видами дидактических единиц. Представленная взаимосвязь, является не законченной, и в настоящее время ведется работа по углублению знаний, по данной взаимосвязи.
Литература:
- В. Е. Пешкова. Педагогика Часть 4. Теория обучения (дидактика) учеб. пособие для студ. вузов. — 2010: Майкоп, 2010. — 149 с.;
- Карчевский Е. М., Карчевский М. М. Лекции по линейной алгебре и аналитической геометрии Учеб. пособие. — 2012: Казанский Университет, 2012. — 303 с.;
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — 2004: М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.;
- В. В. Конев Векторная алгебра: учеб. пособие для студ. вузов. — 2008г: Томский политехнический университет, 2008г. — 34 с.;
- В. Е. Пешкова. Педагогика Часть 6. Педагогическая информатика (дидактика) учеб. пособие для студ. вузов. — 2010: Майкоп, 2010. — 151 с.;
- Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 422–437;
- М. В. Кондурар. Понятие компетенция и компетентность в образовании // 2011. — 2011. — № 2(5). — С. 212–220.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 9.10.2016);
- Дидактическая единица // Дистанционное обучение ВСГАКИ. URL: http://cdo.vsgaki.ru/mod/glossary/showentry.php?courseid=1&concept= %D0 %94 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F+ %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0 (дата обращения: 10.01.2017).