В рамках исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы возникает множество проблем и правовых коллизий, возникших из-за юридических пробелов в доктрине права, которые связаны с реализацией принципов уголовно-исполнительного права. Данная проблематика возникает в связи с несоответствием части действующих уголовно-исполнительных норм существующим принципам; а также с необоснованным включением дополнительных положений в систему пенитенциарных принципов.
Для успешного достижения целей пенитенциарного процесса, законодательно закрепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации, принципы образуют совокупность правовых начал. Структура принципов уголовно-исполнительного законодательства определена не только как стратегия и направление развития уголовно-исполнительного закона в целом, его отдельных институтов, но и как правовой регулятор общественных отношений, возникающих после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, который назначает наказание в виде лишения свободы лицу, совершившему общественно опасное деяние, а в последующем и во время исполнения наказаний. Данный регулятор также отражает содержание классификации международно-правовых стандартов и правил по их обязательности применения в пенитенциарной системе Российской Федерации, разделяя их на обязательные нормы — принципы, и на конкретные стандарты — рекомендации, не носящие обязательного характера. На сегодняшний день существует множество международных норм, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденным, которые исполняются в уголовно-исполнительной системе России. В этой совокупности принципы уголовно-исполнительного права, в частности можно выделить принципы дифференциации и индивидуализации наказания, определяют направленность реформирования всей уголовно-исполнительной системы в целом, что подтверждается положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.
Соблюдение законности процесса исполнения наказаний достигается реализацией всех принципов, закрепленных в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Значение каждого принципа обусловлено не только собственным содержанием, но и содержанием совокупности всех принципов в рамках функционирования системы, где нарушение хоть одного приводит к нарушению других принципов, в связи с этим цели наказания не достигаются в полной мере и полном объеме, как предполагалось законодателем. [1]
Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», и т. д. В толковом словаре В. И. Даля «принцип» определяется как «научное или нравственное начало, правило, основа, от которой не отступают». Именно поэтому принципы должны носить общеобязательный характер, их исполнение должно быть безоговорочно.
Общая теория государства и права нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы, и прежде всего отраслевые, не соответствуют целям, задачам, функциям, методам, учитывая, что последние могут выступать и закрепляться в законе как «руководящие идеи», их роль не тождественны роли общественно — правовых принципов. Принципы представляют собой руководящие идеи и положения применительно к общественным отношениям, в том числе и урегулированным нормами права. Правовые принципы, к которым относятся принципы уголовно-исполнительного права, обладают свойствами нормативности и общеобязательности.
Принципы уголовно-исполнительного права как основополагающие, руководящие начала, требования пронизывают все уголовно-исполнительное законодательство и право, выражают его социально-политическую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования исполнения наказания, характеризуют уголовно-исполнительное право в качестве самостоятельной отрасли права. Правовая теория определяет, что правовое требование становится принципом только при условии, если оно отражает в целом свойство права и «пронизывает всю юридическую форму общественных отношений». [2]
Принципы пенитенциарного права объективны по своей природе и наполнению в силу их обусловленности закономерностями развития общества и системы исполнения наказаний.
Также, объективность принципов определяется их внутренним содержанием, т. е. основополагающие идеи, отражающиеся в них, обязательны к исполнению и реализации как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их несоблюдение повлечет негативные последствия, которые проявляются в нарушениях прав и свобод граждан, что является высшей ценностью государства, в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации. Только на принципах, как на основополагающих началах, должна быть построена политика государства в области исполнения пенитенциарных наказаний, им обязаны соответствовать все нормы уголовно-исполнительного права.
Превалирующим источником формирования принципов уголовно-исполнительного права является уголовно-правовая политика государства и доктрина уголовного права. При этом следует учесть влияние на данную сферу в целом, во-первых, общеполитических принципов, во-вторых, принципов, на которых выстроена политика по борьбе с преступностью в стране, в том числе и принципов уголовной политики.
По отношению к юридическим принципам основополагающие требования пенитенциарной политики имеют определяющее значение, поскольку становление политизированных принципов находится в тесной взаимосвязи с перспективой развития общественных отношений, составляющих основу для изменений в области политики, в частности в сфере исполнения наказания, в виде лишения свободы. Будучи прямо определенными и закрепленными в законе, принципы уголовно-исполнительной политики, не изменяя и не теряя своей политической сущности, становятся правовыми, юридическими приобретают значительную стабильность и самостоятельное значение как элементы правовой системы. [3]
Принципами (лат. principium — основание) являются основополагающие установки, начала, базисы правовой системы. Существенной особенностью и преимуществом действующего УИК РФ является то, что в нем, в отличие от предшествовавших ему отраслевых законов, в частности ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 гг., закреплена и четко сформулирована система принципов. Данные принципы берут свое начало из задач пенитенциарного законодательства, а те, в свою очередь прямо предопределены целями уголовно-исполнительного закона.
Современные реалии международной, общественной, государственной жизни закономерно выразились в нормативном закреплении принципов уголовно-исполнительного законодательства в качестве существенных начал, отправных идей, исходных положений, определяющих суть и содержание всего отраслевого законодательства, его задачи и цели, а также порядок реализации соответствующей системы норм. Применительно к принципам уголовно-исполнительной отрасли законодательства (права) существенными являются определенные требования. [4]
В основе принципов уголовно-исполнительного законодательства находятся нормы международно-правовых актов, в частности Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также общечеловеческие ценности, моральные устои общества, нравственные постулаты, закрепленные в законодательстве.
Изначально принципы пенитенциарного законодательства основаны на общих принципах права, принципах отраслей права, которые регулируют борьбу государства с преступностью, а также на принципах политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В своем базисе система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на правилах и установках обращения с осужденными, закрепленных в ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых документах. [5]
Принципы — это сложная категория, обладающая объективными и субъективными признаками. Их объективность выражена в том, что они отражают существующие закономерности развития общества в целом, нарушение приводит к причинению значительного нравственного вреда государству, обществу, гражданину, нарушениям исконных прав и свобод человека.
Сегодня состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, вызывают глобальную озабоченность, что, в свою очередь, требует кардинальных мер организационного порядка, и в том числе серьезной корректировки уголовно-исполнительной политики. Правовая база в вопросах обеспечения основных направлений пенитенциарной политики требует совершенствования.
Главной проблемой реализации принципов в уголовно-исполнительном праве является несовершенство деятельности правоохранительных органов, а также наличие пробелов и коллизий в законодательстве. [6]
Для того, чтобы обеспечить достижение целей уголовно-исполнительного законодательства и задач оказания осужденным к лишению свободы помощи в постпенитенциарной адаптации представляется целесообразным повысить в исправительных учреждениях, вне зависимости от типа и режима, и воспитательных колониях профессиональный уровень воспитательной и психологической работы с осужденными, на основе принципов гуманизма и законности.
Согласно ч. 4 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей».
Следует отметить, что принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации разрешило многие вопросы, возникающие у мирового сообщества относительно уголовно-исполнительного законодательства России. Однако этого недостаточно, необходимо в практической деятельности следовать всем его предписаниям и стремиться к соответствию международным требованиям.
Литература:
- Первозванский В. Б., Антипов А. Н., Строгович Ю. Н. К вопросу о принципах уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 5. С. 22–25.
- Середа И. М., Загайнова Ю. В. К вопросу о понятии и признаках принципов уголовно-исполнительного права // Российский следователь. 2014. N 10. С. 45–47.
- Бабаян С. Л. Современное состояние и перспективы развития поощрительных институтов уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 3. С. 5–8.
- Юнусов Э. А., Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России // Юридический мир. 2015. N 5. С. 46–49.
- Первозванский В. Б., Антипов А. Н., Строгович Ю. Н. К вопросу о принципах уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 5. С. 22–25.
- Южанин В. Е., Горбань Д. В. Принцип прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы // Lex russica. 2017. N 2. С. 123–134. DOI: 10.17803/1729–5920.2017.123.2.123–134 (www.doi.org).