Работа посвящена анализу нового законопроекта, смысл которого состоит в передаче части государственных и муниципальных социальных услуг в исполнение отдельным физическим и юридическим лицам на особой конкурсной основе. Дана краткая характеристика нормативно-правового регулирования в отношении расширения финансирования социально-ориентированных некоммерческих организаций как субъектов социальной политики. Раскрыт ряд сущностных особенностей представленного законопроекта в контексте развития диалога государства и институтов гражданского общества.
Ключевые слова: социальная политика, государственный заказ, муниципальный заказ, сертификат на получение государственной услуги, гражданское общества, НКО, СОНКО
Современная тенденция государственного и муниципального управления характеризуется направленностью на выстраивание диалога и консолидации усилий власти, бизнеса и некоммерческого сектора для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и роста гражданского самосознания. В этой связи возрастает значение социально ориентированных некоммерческих организаций, которые реализуют услуги, направленные на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России [1].
В наши дни российские СОНКО участвуют в решении многих социальных проблем, которые характерны для различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер; проблемы материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации и многие другие [2]. Кроме того, реализуются задачи дальнейшего развития некоммерческого сектора и межсекторального партнерства; актуализируются стратегии государственной поддержки СОНКО в субъектах РФ, в том числе в ДФО. При этом целью государственной политики в данной сфере как на федеральном, так и на уровне субъекта является обеспечение наиболее эффективного использования возможностей СОНКО в решении задач социального развития территорий.
Однако при всей активности и возрастающей значимости СОНКО следует понимать, что их эффективное функционирование невозможно без финансовой поддержки со стороны государства и бизнес-структур. На сегодняшний день законодательством РФ предусмотрены два механизма передачи бюджетных средств СОНКО. В качестве одного из подобных механизмов выступает закупка услуг у СОНКО для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках функционирования контрактной системы с предоставлением им ряда преимуществ, установленных федеральным законом № 44-ФЗ по аналогии с субъектами малого предпринимательства. В свою очередь второй механизм передачи бюджетных средств СОНКО связан с предоставлением субсидий на оказание социальных услуг. В частности, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 1 апреля 2015 г. № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» СОНКО были предоставлены субсидии на оказание услуг в размере 4,228 млрд. рублей [3]. В свою очередь на уровне Хабаровского края по аналогии с распоряжением Президента действует Постановление Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2016 г. № 114-пр [4].
В контексте расширения бюджетного финансирования некоммерческого сектора особый интерес представляет проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», представленный Минфином России 4 августа 2016 года. В свою очередь сам федеральный закон согласно проекту вступит в силу с 1 января 2018 года [5]. Основная идея рассматриваемого законопроекта заключается в расширении числа исполнителей государственных и муниципальных услуг на условиях конкурентного отбора. Вследствие чего проект федерального закона призван решить сразу две важнейшие задачи государства: развитие институтов гражданского общества, представленных социально ориентированными некоммерческими организациями, и улучшение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
Решение вышеуказанных задач в рамках данного законопроекта достигается путем внедрения ряда новаций. Одна из таких новаций связана с обеспечением расширения линейки исполнителей государственных муниципальных услуг, где на сегодняшний день существует всего лишь один субъект, представленный в виде многофункциональных центров. В свою очередь за этим стоит возможность для СОНКО попасть в число исполнителей государственных муниципальных услуг. Кроме того, данная новация создаст своеобразную конкуренцию для исполнителей государственных и муниципальных услуг, что должно гарантировать справедливый выбор победителей конкурентного конкурсного отбора, способных обеспечить наиболее качественно, профессионально, оперативно, с учетом запросов и удобства для потребителей предоставление государственных и муниципальных услуг.
Еще одно нововведение предусматривает определенные преференции в адрес исполнителей данных услуг. В частности, государственный и муниципальный заказ, о котором идет речь, обеспечивается за счет лимитов бюджетных обязательств. Так же в рамках данного проекта федерального закона предусматривается формирование и расширение реестра государственных и муниципальных заказов на оказание государственных и муниципальных услуг в социальной сфере (реестра заказов), что приведет к росту предложения со стороны государства, создав более благоприятные условия для исполнителей, в том числе и в виде социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, путем расширения реестра государственных и муниципальных заказов и линейки соответствующих исполнителей предполагается решение сразу двух задач: повышение качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере и развитие институтов гражданского общества.
Так же законопроектом предусмотрены три формы отбора исполнителей: конкурс на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве, аукцион на оказание социальных услуг и отбор исполнителей обозначенным в сертификате потребителем услуг из реестра исполнителей. Сертификат на получение государственной или муниципальной услуги в социальной сфере представляет собой именной документ, удостоверяющий право потребителя социальных услуг получать от выбранного им из соответствующего реестра исполнителя государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях. После оказания государственной (муниципальной) социальной услуги выбранный исполнитель принимает от потребителя соответствующий сертификат, который в данном случае обеспечивает право исполнителя на оплату, оказываемой им услуги за счет средств бюджета (субъекта; местного). В условиях свободного выбора каждым отдельным потребителем наиболее предпочтительного исполнителя социальной услуги, рассматриваемое нововведение будет способствовать увеличению конкуренции между последними, что непосредственно приведет к позитивному изменению качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Контрольные функции, направленные на соблюдение договорных обязательств со стороны исполнителя призван осуществлять соответствующий уполномоченный орган. Основные критерии оценки качества предоставляемых социальных услуг отражены в соответствующем государственном (муниципальном) заказе, в целях исполнения которого и заключается договор (соглашение). После исполнения заказа уполномоченный орган составляет соответствующий отчет, который в обязательном порядке включается в реестр заказов. Таким образом, оценка в сфере государственного (муниципального) заказа является не только методом контроля деятельности исполнителя государственной (муниципальной) услуги, но и выступает в качестве инструмента информационного обеспечения выбора наиболее успешных исполнителей.
Еще одной немаловажной особенностью проекта ФЗ «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» является определение системы планирования, предусматривающей поступательное повышение объема государственных и муниципальных социальных услуг, включенный в государственный или муниципальный заказ. Так в течение 2018 года отбор исполнителей услуг будет осуществляться в целях исполнения не менее 20 % от объема государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, включенного в государственный и муниципальный заказ. К 2020 году отбор исполнителей услуг будет осуществляться в целях исполнения не менее 60 % от вышеуказанного объема. Это очень важный показатель, с ростом которого будут расти и лимиты бюджетных обязательств уполномоченных органов, что в свою очередь отразится на уровне бюджетной поддержки исполнителей социальных услуг (СО НКО, субъекты малого бизнеса, а также физические лица).
В заключение целесообразно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие механизмов передачи бюджетных средств некоммерческому сектору, путем вступления в силу соответствующего федерального закона, закрепляющего конкурентные способы отбора исполнителей государственного и муниципального заказа в социальной сфере не только приведет к повышению качества государственных и муниципальных социальных услуг, но также будет способствовать и развитию некоммерческого сектора — одного из основных институтов гражданского общества.
Литература:
- Гражданские инициативы и модернизация России: [сборник статей] / Л. И. Никовская, В. Н. Якимец, М. А. Молокова. — Москва: Ключ-С, 2011. —С. 56.
- Великая Н. М., Голосеева А. А. Роль институтов гражданского общества в общественном диалоге в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2009. — № 2. С. 28–49.
- Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: распоряжение Президента РФ от 01.04.2015 г. № 79-рп -. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39569
- О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края[Электронный ресурс]: постановление Правительства Хабаровского края от 29.04.2016г. № 114-пр -. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465332406
- Экономика и жизнь. Законопроекты: О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесение изменений в отдельные законодательных акты Российской Федерации: [Электронный ресурс]: -. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/document/law/321032/