В статье исследовано такое понятия финансового права как эквайринг. Особенность этой статьи заключается в анализе нормативно-правового регулирования данного договора, а также его тарифов в различных банках и доступности для субъектов предпринимательства. Автор делает вывод о необходимости применения мер государственного регулирования тарифов эквайринга путем нормативного закрепления.
Ключевые слова: эквайринг, «средний чек», расчетные (дебетовые) карты, кредитные карты, кредитные организации, Центральный банк РФ
В последние несколько лет во множестве торговых сетей и магазинов у граждан появилась возможность совершать и оплачивать свои покупки с помощью расчетных (дебетовых) или кредитных карт. Развитие пластиковых карт как платежного инструмента начало интенсивно происходить в течение последних десяти лет. С одной стороны данный способ оплаты характеризуется своей простотой и удобством, однако при его совершенствовании необходимо учитывать особенности рынка пластиковых карт того или иного субъекта РФ.
Покупателю трудно представить тот факт, что вроде бы столь лёгкий способ оплаты его покупок приносит очень много затруднений и проблем продавцу. Для того чтобы провести операцию с платёжной картой, продавцу, поставщику услуг необходимо первоначально открыть расчетный счет и заключить договор на обслуживание с кредитной организацией.
Данный договор называется эквайрингом, согласно которому на территории Российской Федерации кредитные организации осуществляют расчёты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платёжных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций. Данное понятие содержится в Положении Центрального Банка «Об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» [1]. К сожалению данное положение, призванное регулировать эквайринг, не регламентирует все нюансы по организации современного рынка пластиковых карт, и почти не урегулирован подробно вопрос о договорных отношениях между банком-эквайрингом и организацией торговли. Данный пробел необходимо как можно быстрее восполнить.
На официальном сайте Центрального банка РФ можно найти статистику с 2008 года по 2017 год по количеству кредитных организаций, которые оказывают услуги по эквайрингу [3]. Проведя анализ данных за этот период, можно проследить уменьшение количества как в общем кредитных организаций, так и тех, что оказывают услуги по эквайрингу.
Итак, начиная с 1.01.2008 по 1.01.2017 количество кредитных организаций сократилось на 48 %. Начиная с 1.01.2017 по 1.07.2017 данный же показатель сократился на 5 %. Что же касается кредитных организаций, которые оказывают услуги по эквайрингу то их численность уменьшилась за период с 1.01. 2008 по 1.01.2017 на 38 %, а с 1.01.2017 по 1.07.2017 на 6 %.
Данное сокращение численности организаций, которые могут предложить торговым организациям заключить договор эквайринга, приведет к уменьшению конкуренции. Из этого следует вывод о том, что небольшое количество кредитных организаций просто не будет предлагать и разрабатывать все более выгодные условия данного договора, что приведет к удорожанию цены услуг.
Возвращаясь к содержанию договора эквайринга, необходимо разобраться, как и с помощью чего происходит оплата банковскими (платежными) картами. При заключении данного договора Банк предоставляет торговой организации POS-терминал, с помощью которого производятся операции по оплате покупок. POS-терминал это Point of Sale, что в переводе с английского означает «точка продажи». Итак, POS-терминал представляет электронное программно-техническое устройство для приема к оплате платёжных карт. Как правило, кредитная организация предоставляет свой терминал для пользования торговой организацией. Многие банки, например «Сбербанк России», «ВТБ 24», «Тинькофф Банк» являются собственниками POS-терминала и предоставляют их торговым организациями. Более того, на сайте «Сбербанк России» можно ознакомиться с приложениями к договору эквайринга, в которых содержится подробное описание со схемами того, как правильно проводить все операции с терминалом. А официальный сайт «Бинбанка» предоставляет также информацию о стоимости терминала (17500 рублей) и о рассрочке (5000 рублей в месяц).
Многие авторы в своих научных статьях выделяют такую проблему эквайринга, как высокая цена обслуживания по данному договору. Для того, чтобы разобраться с данной проблемой, необходимо провести анализ несколько показателей статистики.
Несмотря на выше приведенные показатели о том, что уменьшается количество кредитных организаций, прослеживается рост операций по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт. Данную информацию можно найти на официальном сайте Центрального банка РФ [4]. Итак, начиная с 2008 года по 2016 год количество операций с использованием платежных карт увеличилось на 96 %, а объем потраченных средств на 94 %. Если же провести анализ 2017 года, то по сравнению с I и II кварталами 2016 года, то количество операций выросло на 27 %, а объем потраченных средств на 23 %. Данная тенденция свидетельствует о том, что возрастает роль и значение эквайринга, как инструмента оплаты товаров и услуг.
С одной стороны, показатели демонстрируют повышение объема безналичных расчетов, но с другой стороны происходит тренд снижения «среднего чека». Российский независимый холдинг «Ромир», который специализируется на различных исследованиях, в мае 2017 года опубликовал показатель «среднего чека» [2]. Данный холдинг подробно изучил, какую сумму потратил среднестатистический российский гражданин за один поход в магазин. «Средний чек» в сентябре составил 524 рубля, что свидетельствовало об его снижении по сравнению с прошлым годом на 0.8 %. Данная тенденция свидетельствует о том, что россияне сокращают свои расходы в поисках вариантов борьбы с кризисом. Более того, необходимо обратить внимание на тот факт, что произошло увеличение количества кредитных карт, эмитированных кредитными организациями. На основании статистики, которая приведена на сайте Центрального Банка РФ видно, что с 1.07.2008 по 1.07.2017 количество кредитных карт выросло на 72 %. Безусловно, данный рост был постепенным, а резкий скачок произошёл в 2011 году, когда количество кредитных карт выросло на 41 %. Последние три года данный показатель держится примерно на одном уровне.
Если же посмотреть предложения банков по использованию кредитных карт, то можно заметить, что весьма выгодно оплачивать покупки в торговой сети с помощью POS-терминала, т. к. кредитные организации предоставляют баллы (например, «ВТБ 24» — до 4 % баллов за любые покупки, «Тинькофф Банк» — до 30 % баллов за любые покупки).
Поэтому, торговый эквайринг безусловно необходим в этих реалиях, иначе торговые сети могут потерять большое количество покупателей.
Проанализировав данные показатели, можно прийти к выводу о том, что при низкой средней покупательной способности граждан эквайринг не всегда приемлем как для больших торговых организаций, так и для маленьких. Это можно подтвердить условиями, которые предлагают банки. К сожалению немногие кредитные организации предоставляют на своих официальных сайтах подробные тарифы договора эквайринга.
Первым банком, который размещает достаточно подробную информацию об эквайринге на своем официальном сайте, является «ВТБ 24». Здесь можно узнать достаточно детально о преимуществах услуг, предоставляемых данным банком, проект соглашения о проведении платежей с использованием карт МИР, проект соглашения о проведении платежей с использованием карт платежных систем UNIONPAY INTERNATIONAL и AMERICAN EXPRESS, а также тарифы на обслуживание. По сравнению с другими банками «ВТБ 24» предлагает не настолько распространенные платежные системы.
Итак, что же касается тарифов, то комиссия по операциям по картам UNIONPAY INTERNATIONAL составляет 1,8 %, а по картам AMERICAN EXPRESS — 3,5 % от суммы каждой операции, совершенной с использованием платежной карты. Например, сумма покупки составила 2000 рублей, следовательно, торговая организация оставит себе 1964 рубля и 36 рублей «ВТБ 24» (UNIONPAY INTERNATIONAL) или 1930 рублей себе и 70 рублей «ВТБ 24» (AMERICAN EXPRESS).
Что же касается следующего банка, то он использует другую методику расчёта тарифа. На официальном сайте «Тинькофф Банк» также имеется вкладка о счетах индивидуальных предпринимателей, в которой можно найти информацию о тарифах по торговому эквайрингу. Существуют три варианта пакета услуг: простой, продвинутый и профессиональный. Данные пакеты отличаются суммой возмещения, а также процентом комиссии. Все пакеты обладают двумя видами платы за услугу «Торговый эквайринг»: процентная схема начисления и пакетная схема начисления. Также под суммой возмещения подразумевается общая сумма по всем операциям, которые прошли за календарный месяц.
Так, например, пакет «простой» при процентной схеме начисления составляет 2,2 %, а при пакетной — 1990 рублей, сумма же возмещения равна 100 000 рублей. Следующий пакет — это «продвинутый» при процентной схеме начисления составляет 2,0 %, а при пакетной — 2690 рублей, сумма же возмещения равна 150 000 рублей. И пакет «профессиональный» при процентной схеме начисления составляет 1.8 %, а при пакетной — 7990 рублей, сумма же возмещения равно 500 000 рублей.
Например, при расчете пакета «простой» торговой организации придётся заплатить за месяц при процентной схеме начисления составляет 2200 рублей, а при пакетной — 2690 рублей при обращении в размере 100.000 рублей.
Торговый эквайринг, предлагаемый «Тинькофф Банк», отличается суммой возмещения, которая необходима при расчете тарифов, т. е. для использования услугой данного банка необходимо иметь определенный денежный оборот.
Если же сравнивать тарифы с «ВТБ 24» с «Тинькофф Банк», то при сумме 100 000 рублей, торговой организации придется заплатить комиссию по операциям по картам UNIONPAY INTERNATIONAL в размере 1800 рублей, а по картам AMERICAN EXPRESS — 3500 рублей. Как видно из данных расчетов, то предложение «ВТБ 24» является с одной стороны более выгодным.
Еще также хотелось бы привести тарифы «Бинбанка», который предлагает еще один вариант условий по заключению торгового эквайринга. Процент, который будет взыматься с каждой покупки является фиксированным и зависит от сферы деятельности: 1,35 % — рестораны быстрого питания, 1,6 % — пассажирские перевозки, такси, 1,7 % — АЗС и супермаркеты, 1,8 % — прочие сферы деятельности, 1,5 % — при открытии расчетного счета в ПАО Бинбанк. Даже самый максимальный процент, который предоставляется данной кредитной организации, не сравнится с предложениями «ВТБ 24» или «Тинькофф Банк». Для того, чтобы получить тариф в 1,8 % в «Тинькофф Банке» необходимо иметь выручку в 500 000 рублей, а в «Бинбанке» такое условие отсутствует.
Вышеперечисленные расчеты действительно подтверждают тот факт, что для торговой организации, особенно с небольшим денежным оборотом, пользоваться услугами договора торгового эквайринга не всегда экономически целесообразно. Однако в сложившиеся ситуации, которая характеризуется увеличением выпуска расчетных (дебетовых) или кредитных карт, хозяйствующие субъекты должны прибегать к использованию услуг торгового эквайринга, несмотря на тот факт, что для получения большей выручки им необходимо расставаться с частью прибыли.
Таким образом, средняя величина тарифа, с учетом комиссионных банку на снятие средств со счета, составляет 2,5–4 %. С одной стороны размер комиссии может показаться не таким большим, однако торговая организация помимо этих затрат, также несет еще множество других издержек (например аренда помещений, заработная плата работников и т. д.). Более того вследствие включения всех этих затрат растет и цена товаров и услуг.
В 2014 году у Центрального банка РФ были идеи по ограничению тарифов на торговой эквайринг, однако Министерство финансов не поддержало эту идею, аргументировав это тем, что рынок должен сам отрегулировать этот процесс.
На наш взгляд, было бы верным ввести ограничение на тарифы по торговому эквайрингу и установить его в размере 1–1,5 %, а именно за снятие денег с карт и зачисление на счет продавца. Также было бы более выгодным предоставлять POS-терминалы в аренду без платы за их обслуживание.
Для того, чтобы осуществить данное нововведение, необходимо подготовить более подробную нормативную базу, которая бы регулировала все вопросы, касающиеся торгового эквайринга.
Это было бы более верным в момент снижения платежеспособности граждан и уменьшения общей выручки продавцов. Более того, это бы способствовало бы развитию небольших торговых сетей.
Литература:
- Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» // Вестник Банка России. — 2005. — № 17.
- Индекс «среднего чека» за сентябрь 2017 года // Исследовательский холдинг Ромир. — Режим доступа: http://romir.ru/studies/965_1507755600/.
- Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet012.htm&pid=psrf&sid=itm_29579.
- Операции, совершенные на территории России и за ее пределами с использованием платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по видам клиентов // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=p_sys/sheet014_1.htm&pid=psrf&sid=ITM_48796.