Роль предпринимательства в формировании правосознания посредством СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Самсонов, С. В. Роль предпринимательства в формировании правосознания посредством СМИ / С. В. Самсонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46043/ (дата обращения: 25.12.2024).



Статья рассказывает о воздействии средств массовой информации на формирование общественного правосознания. Их значение обусловлено воздействием на социум, зачастую негативным. Отсюда возникает потребность установления законодательных ограничений, которые будут препятствовать деформации правосознания.

Ключевые слова: средства массовой информации, предпринимательство, формирование правосознания, реклама, информирование граждан, массовое сознание, правовое воспитание

Одной из наиболее важных проблем является формирование качественного информационного пространства. Наличие в государстве эффективных и «свободных» средств массовой информации (далее — СМИ) является базисом для построения гражданского общества, — правосознания.

Увеличение значимости деловых отношений в обществе сопровождается включением предпринимательской деятельности в коммуникационную сферу СМИ. За прошедшие 20 лет СМИ в России претерпели значительные изменения, начали развиваться принципы рыночных отношений. Масс-медиа в то время оставалось только выживать. Новый вид прессы стал для предпринимателей важным источником передачи необходимой информации о своей деятельности, товарах и услугах гражданам, то есть потенциальным потребителям, что формировало у них своего рода представление о предпринимательстве. Одним из структурных элементов, который помогает стабильному существованию и развитию современного общества является институт предпринимательства. Так как эта деятельность взаимодействует с другими элементами социальной системы, она находится под воздействием (контролем) внешних факторов. Один из них является общественное мнение, которое в «информационном» обществе испытывает трудности.

Первостепенное внимание предпринимателя уделяется созданию определенного образа, имиджа фирмы, поддержанию ее репутации на местном, общенациональном или международном уровне [5; с. 354–355], а также формированию правосознания как своего, так и граждан государства. Предпринимателю приходится подчиняться публичному регулированию, иметь контакты с органами власти и СМИ; он обязан знать нормы законодательства в данной сфере и принципы регулирования. Контактируя со СМИ, предприниматель участвует в формировании правосознания населения страны.

СМИ в ряде ситуаций действуют вопреки интересам общества. Реклама в СМИ является нередко негативным фактором, влияющим на формирование правосознания граждан: может вводить в заблуждение потребителя, давать недостоверную информацию и т. д. С помощью рекламы можно манипулировать восприятием потребителя, как и в хорошем смысле, так и в неблагоприятном. Имеет место практика, когда в отдельных печатных, радио- или интернет- источниках содержится информация о предпринимательской деятельности отдельного лица или группы лиц, которая нарушает их права и, таким образом, также неблагоприятно влияет на общественное мнение.

Ключевой проблемой функционирования массовой культуры выступает ее включенность в контекст средств массовой коммуникации, что позволяет эффективно осуществлять трансляцию соответствующих идей, стандартов, мифов и стереотипов [3; с.21].

Качественная определенность массовой культуры постиндустриального периода определяется деформациями, происходящими в самом обществе. Масса — совокупность деперсонализированных индивидов, которые интегрированы не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции — информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, единством картины мира и системы ценностей [4].

Отсутствие информационной концепции, частый низкий уровень правовой культуры журналистов значительно исказил информационное поле, в направлении негативного воздействия на психическое состояние людей. Массы СМИ не понимают собственную роль в правовой социализации населения, не имеют концепции подачи материала, соотносимой с правовой культурой и правовым воспитанием.

Возможно констатировать, что правосознание реализуется через средства, просвещение, образование, пропаганду, воспитание, посредством внедрения стандартов и правил нравственно-этического воспитания.

Деформация правосознания выражает искаженную правовую действительность, формирует отрицательное отношение к действующему праву, правосудию, законности, — формирует негативно ориентированную личность. Это подрывает и стабильное развитие предпринимательства. Деформация правосознания со стороны СМИ недопустима, поскольку имеет большую общественную опасность. Недавно крупного российского мецената СМИ обвинили, что он, якобы, оказывает финансовую поддержку криминальному авторитету [9]. Распространению данной информации поспособствовали конкуренты через «черный» PR ход, путем недобросовестной конкуренции.

Людей попросили ответить на вопрос: приходилось ли им сталкиваться с криминальными проблемами и если да, каким образом. 64 % слышали об этом из СМИ [8; с.136]. Целый ряд современных проблем, присутствует как результат того, что был сформирован под воздействием информации из СМИ, ими оказано воздействие на создание эмоционального отношения к проблеме. В силу выгодности вызывания стрессовых эмоций, — повышение рейтинга, и, — уровня прибыли от рекламодателей. Основные механизмы воздействия на психологию в области правосознания: идентификация; внушение посредством формирования особого эмоционального контекста предлагаемой информации; социальная мифология [10].

Следует отметить успешный опыт использования СМИ, например, для разъяснения широкой общественности особенностей реализации тех или иных норм и необходимости соответствия высоким стандартам поведения [7; с.94–98]. СМИ играют полезную роль в повышении правосознания граждан, воспитании в обществе негативного восприятия негативной практики [2; с.228]. Есть данные, где позитивный характер статей в большей степени присущ региональным СМИ: 47,8 %, против 21,3 % у федеральных. Они подчеркивают, что больший процент позитивной информации на региональном уровне там, где существует завуалированная рекламная информация, связанная с расширением спектра услуг, улучшением качества обслуживания или с изменением в управлении предприятием [6]. СМИ не должны забывать воспитывать уважение к закону, правопорядку формировать позитивный образ представителя власти, правовых норм.

Система правового воспитания — совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. Механизм же правового воспитания — внутреннее устройство правовоспитательного процесса, обеспечивающего перевод идей, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых субъектов [1; с.491–492]. По сути — это процесс целенаправленного систематического воздействия на сознание и поведение граждан с целью формирования у них сознательного отношения к праву и правовому регулированию. Формами такового являются правовое обучение, пропаганда знаний о праве и юридической практике, самообразование.

Основная задача правового воспитания состоит в ликвидации юридической неграмотности, преодолении правового нигилизма и иных негативных явлений правосознания и культуры, обеспечение формирования у граждан и должностных лиц уважительного отношения к праву, законности и социальной ценности прочного правового порядка. Такие меры могут быть предприняты, посредством выстраивания корректной работы как извне, так и внутри СМИ. Сообщения СМИ должны быть четкими, правдивыми, своевременными. Вся предоставляемая информация СМИ, в том числе и о предпринимательской деятельности должна быть нацелена на позитивное восприятие, формирование корректного (адекватного) правосознания. Она не должна содержать фрагменты явлений, которые могут оказывать на общественность неблагоприятное воздействие, чтобы не вызвать население к побуждению совершения общественной опасности. Следует отметить также, что необходимо определить роль средств массовой информации в правовой социализации населения на законодательном уровне, сформировать концепцию в подаче правового материала. Таким образом, вся информация СМИ обязана быть грамотно составлена и проверена на наличие ложных или не законных сведений.

Литература:

  1. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание//Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.491–492.
  2. Бутков, А. В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан/А. В. Бутков//Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 1. с.225–232.
  3. Карнаушенко, Л. В. Генезис массовой потребительской культуры в России 1990-х-2000-х годов и проблема деформации правосознания/Л. В. Карнаушенко//Общество и право. — Вып. № 4(50). — 2014. С.20–25.
  4. Климова Л. Е. Массовая культура и идентифиции: культурно-философский апект: дисс....док.фил.наук, Ставрополь, 2005. С.26.
  5. Предпринимательство: учебник / А. Н. Романов, В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк и др.; под ред. В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 687 с.
  6. Ручин А. В., Дюндина М. А. Репрезентация предпринимательства в российских СМИ/ А. В. Ручин, М. А. Дюндина// Вестник Саратовского государственного технического университета.2013.№ 1(69).
  7. См., напр.: Xiaoli. Anti-corruption Education Launched du Using Mobile Internet//Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2014. No.2. Pp.94–98.
  8. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений/ А. М. Столяренко. — М.: Изд-во Проспект, 2003. С.136.
  9. Федоров Леонид. Ложь пошла гулять/Л.Федоров // Российская газета — Федеральный выпуск № 7068 (200).-2016.
  10. Цеева, С. К. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения/ С. К. Цеева//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2008. — Вып.№ 2.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, массовая информация, СМИ, деформация правосознания, предпринимательская деятельность, массовая культура, общественная опасность, общественное мнение, общественное правосознание, правовая социализация населения.


Похожие статьи

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высок...

Совершенствование института интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов

Статья рассматривает место и роль народных художественных промыслов в системе современных общественных отношений — экономике, социальной сфере, культуре и искусстве. Как элемент данных отношений, НХП становится объектом правовых отношений, в частност...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

Правовая культура влияет на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достиж...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Похожие статьи

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высок...

Совершенствование института интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов

Статья рассматривает место и роль народных художественных промыслов в системе современных общественных отношений — экономике, социальной сфере, культуре и искусстве. Как элемент данных отношений, НХП становится объектом правовых отношений, в частност...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

Правовая культура влияет на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достиж...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Задать вопрос