Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фадеева, Е. В. Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность / Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, И. А. Любащенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45927/ (дата обращения: 17.12.2024).



Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не развита познавательная активность, слабая ориентировочная деятельность — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга.

Многие учёные (М. Г. Блюмин, С. Я. Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость, отсутствие инициативы.

А самое главное, что все эти особенности приводят не только к затруднению познания детьми с интеллектуальной недостаточностью окружающего мира, но и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации.

Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является их социальная адаптация. Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объёме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи — сенсомоторное развитие ребёнка.

Поэтому мы — педагоги центра, ставим перед собой задачи коррекции, компенсации и восстановления нарушенных функций. А также создавать такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

‒ возникновению желания познавать окружающий мир;

‒ развитию их социального поведения;

‒ овладению всеми, возможными средствами коммуникации;

‒ формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил.

Для реализации задач по сенсомоторному развитию воспитанников мы разработали программу внеурочной деятельности по направлению «Познавательное развитие для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, которая называется «Обследуем, играем, изучаем» для младшего, среднего школьного возраста.

Целью разработки данной программы является развитие индивидуальных познавательных интересов и способностей ребёнка путём систематического и целенаправленного воспитания у них зрительных, слуховых, тактильно-двигательных восприятий через ознакомление воспитанников с объектами, явлениями природы.

Программа предусматривает решение следующих задач:

‒ содействовать исправлению недостатков развития общей и мелкой моторики;

‒ способствовать возникновению желания познавать окружающий мир;

‒ формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи;

‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

‒ развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребёнка с умственной отсталостью.

Наш коллектив педагогов определил тематику на каждую неделю учебного года, связав её с образовательными задачами раздела

«Познавательное развитие». Объектами обследования стали:

‒ игрушки: пластиковые, деревянные, меховые;

‒ природный материал: шишки, листья деревьев, камешки, вода, песок;

‒ рукотворные материалы: ткань, мех, вата, бумага, фольга;

‒ предметы быта: одежда, обувь, мебель, посуда и пр.

Для данной работы применяем два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Общая схема обследования предполагает определённый порядок, поэтому мы разработали алгоритм последовательности этого метода:

1) восприятие целостного облика предмета;

2) выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

3) определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже и т. д.);

4) выделение мелких деталей и определение их величины, расположения и т. д.;

5) повторное целостное восприятие предмета.

Что касается другого сенсомоторного метода — сравнения, этот метод дидактический.

И сравнение может идти путём:

‒ сопоставления предметов или их частей друг с другом;

‒ наложения предметов друг на друга или приложения друг к другу;

‒ ощупывания предметов;

‒ группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов.

Можно сделать вывод, что обследование и сравнение способствуют формированию правильных представлений о предметах, создают основу для обобщения и систематизации знаний.

Для организации обучения и воспитания наших воспитанников очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы сенсорные дидактические игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определённый сенсорный опыт. Конечно, игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка.

Предлагаем ребятам подборку игр и игровых упражнений по основным разделам сенсорного воспитания:

‒ тактильно-двигательное восприятие;

‒ восприятие формы, величины, цвета;

‒ зрительное восприятие;

‒ слуховое восприятие;

‒ восприятие свойств, предметов и определение их величины, расположения и т. д.

Приведём примеры игр по разделам сенсорного воспитания, в которые мы играем с детьми конкретно на развитие познавательной активности: «Найди окошко для фигурки» (соотносить форму деталей с формой отверстия), «Поющие и плавающие предметы», «Снег-вода», «Песок и вода», «Превращения воды» (игры с красками), «Коробочки с секретом» (слуховое восприятие), «Домики для кукол» (восприятие формы и величины), «Купание куклы» (представление о холодной и тёплой воде), «Волшебные шарики» (выделять свойства ваты), «Камешек-пластилин» (эксперименты) и другие.

Очень важно, чтобы окружающий мир детей был обогащён развивающей предметной средой. Для этого мы изготавливаем, разрабатываем игрушки и игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Также учитываем силу цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социо-эмоционального взаимодействия. Для познавательной активности детей мы, воспитатели, время от времени пополняем ассортимент «загадочных» предметов и игрушек, так называемые с секретами и сюрпризами. Действуя путём проб и ошибок, воспитанники видят неожиданный эффект (раздаётся внезапно звук, появляется игрушка, картинка и т. п.), который вызывает у них интерес, яркие эмоции (удивление, радость), подкрепляет исследовательскую деятельность.

Действуя с такими игрушками, дети познают скрытые свойства предметов. Это могут быть музыкальные шкатулки, детские бинокли, лупы, механические заводные игрушки со световыми и звуковыми эффектами; разнообразные наборы игрушек, которые можно приводить в движение самостоятельно, нажав кнопку, например, самолётику и у него заработал пропеллер. Представляем игру, направленную на развитие познавательной активности, которая называется «Лупа».

Цель: развивать любознательность, понятие «большой-маленький», воспитывать очерёдность.

Материалы: лупа, игрушка заяц, машинка маленькая, кубик маленький, красная коробочка.

Ход игры.

Педагог (показывает зайца). Зайчику на день рождения подарили красную коробочку, в которой лежит вот такая лупа (рассматривают лупу). Правда, интересная? А как играть с ней, Зайка не знает. Он просит, чтобы мы с вами ему показали. Ребята, в этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь лупу на какую-нибудь игрушку.

Дети рассматривают по очереди через лупу маленькую машинку, затем кубик.

Воспитатель: Какой стала машинка: большой или маленькой? А кубик?

Дети: Большая машинка, большой кубик.

Воспитатель (переворачивает двустороннюю лупу): А какие теперь игрушки?

Дети: Маленькая машинка, маленький кубик.

Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу собственные ладошки, пуговицы на рубашке и т. д.

В нашу программу мы включаем Монтессори-терапию в сенсомоторном развитии. Очень интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе, которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, предметы-головоломки и др.). Мы в своей работе используем такие материалы М. Монтессори для игр и упражнений как «Розовая башня» (количество, величина), «Коричневая лестница» (количество, величина), «Красные штаны» (количество, величина), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, количество, величина), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Металлические (пластмассовые) вкладыши (форма, величина), «Шершавые и гладкие доски и шероховатые таблички».

А главное, система Марии Монтессори направлена на общую социализацию ребёнка, подготовку его к самостоятельной жизни, что очень важно для «особых» детей, с которыми мы работаем.

Итак, сделаем вывод, что последовательная и правильная организованная коррекционная работа по развитию познавательной сферы детей с ОВЗ через сенсомоторную деятельность, способствует формированию основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формирования системы представлений об окружающем мире; развивает психические процессы и познавательную активность детей, располагает к формированию коммуникативных навыков.

Литература:

  1. Богуславский М. В., Корнетов Г. В., М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. — М.: ИД «Карапуз», 2004.
  2. Катаева А. А., Стребелева Е. Л. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6
  4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 2.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  6. Упражнения с Монтессори-материалом. Педагогический центр «Эксперимент». — Рига-Москва, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, величина, игрушка, лупа, красная коробочка, Маленькая машинка, познавательная активность, познавательная активность детей, умственная отсталость.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Задать вопрос