Пути оптимизации процесса адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Хаустова А. И. Пути оптимизации процесса адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 78-79. — URL https://moluch.ru/archive/174/45857/ (дата обращения: 23.02.2019).



Адаптация молодого педагога в трудовой коллектив является довольно сложным и многоступенчатым процессом. Значительно ускорить его могут мероприятия, направленные на личностные характеристики педагога, а также на трудовой коллектив учебного учреждения в целом.

Проведение мероприятий по адаптации молодого педагога — это залог быстрого включения новых сотрудников в производственный и межличностный процесс, обеспечивающий стабильность работы и, как следствие, повышение показателей эффективности педагогической деятельности.

В задачи руководителей образовательных учреждений входит разработать совместно со специалистами кадрового отдела оптимальную программу введения принятого на работу сотрудника в должность, оградив его от нежелательного психологического дискомфорта и трудностей при выполнении своего круга обязанностей.

Особо эффективным методом оптимизации адаптации молодых педагогов может быть система наставничества, когда за таким педагогом закрепляется опытный педагог-наставник и показывает ему все особенности работы. Зачастую наставничество реализуется еще во время педагогической практики студентов.

Помимо наставничества, существуют другие формы введения молодого специалиста в должность. В ряде организаций действуют специальные обучающие семинары для новых сотрудников, в ходе которых освещаются основы философии организации, перспективы развития, положение на рынке. В том случае, если компания не располагает средствами для проведения подобных программ адаптации, используются информационные бюллетени, материалы рекламного характера, призванные ознакомить нового работника с деятельностью организации, ее историей и миссией, партнерами и учениками, действующими правилами внутреннего распорядка. Одной из наиболее важных форм адаптации является восполнение недостающих профессиональных знаний.

Обучение сотрудников является одним из главных направлений работы с молодыми специалистами, призванных расширить возможности педагога, углубить его знания по выбранной специальности в соответствии с собственными потребностями и требованиями организации к квалификации [18, c. 22–29].

Специалисты выделяют два вида обучения: корпоративное и индивидуальное.

Корпоративное обучение предполагает совместное обучение сотрудников организации по одной или нескольким учебным программам, учитывающее как внутренние, так и внешние изменения.

Индивидуальное обучение направлено на конкретного сотрудника и призвано расширить его знания по специальности. По форме различают очное и дистанционное обучение. Очное обучение проводится в традиционном виде, предполагающем непосредственное взаимодействие сотрудников с лектором.

Дистанционное обучение возможно в двух вариантах: онлайн и оффлайн. Обучение онлайн позволяет изучать программу в режиме реального времени под контролем куратора благодаря системе интерактивного общения. Обучение оффлайн предполагает самостоятельную подготовку через просмотр видеоматериалов, обращение к учебным компьютерным курсам, скачивание Интернет-файлов.

Многие организации предлагают молодым педагогам не только получить теоретические сведения о профессии, но и приобрести бесценный опыт трудовой деятельности и взаимодействия с коллегами в ходе стажировки. Как правило, программа адаптации предполагает следующие пункты:

– прохождение производственной и функциональной практики в подразделениях учреждения образования;

– социальная адаптация потенциального молодого педагога, предполагающая встречу с руководителем стажировки и утверждение индивидуального плана адаптации;

– профессиональная адаптация на рабочем месте, которая включает стажировку под руководством наставника;

– участие в научных советах и конференциях;

– участие в научной и творческой работе и выполнение заданий руководителя на рабочем месте и, как результат, анализ профессиональной адаптации и включение в резерв, в ходе которого оценивают потенциал специалиста и его индивидуальный вклад, возможность профессионального выдвижения [2, c. 29–32].

Коллективные мероприятия также направлены на адаптацию молодых педагогов, на сплочение коллектива, формирование командного духа. Как правило, данные мероприятия приурочены к важным датам — праздникам, событиям в стране. Однако подобные мероприятия могут проводиться с единственной целью — позволить новым сотрудникам почувствовать себя частью коллектива и настроить их на работу в организации. К ним относятся так называемые «team-building мероприятия» (веревочные курсы, ролевые игры, спортивные командные состязания и т. д.) и походы в кино, театры, спортивные мероприятия, туристические поездки и экскурсии. Становится очевидным, что в данном случае объединяются люди со схожими интересами.

Общение с единомышленниками является залогом укрепления командного духа. Несомненным «плюсом» проведения корпоративных мероприятий является возможность донести до новых молодых педагогов информацию о месте их работы. Все корпоративные мероприятия можно объединить в группы в зависимости от поставленных задач:

– корпоративные мероприятия как эффективный способ сплотить коллектив,

– корпоративные мероприятия как способ выделить лучших работников,

– корпоративные мероприятия как способ наладить взаимодействие между руководством и подчиненными,

– корпоративные мероприятия как способ ознакомить сотрудников с изменениями (реорганизация, назначение новых сотрудников и т. д.) [1, c. 123–127].

Следовательно, все проводимые в организациях коллективные мероприятия тем или иным образом затрагивают такую категорию сотрудников, как молодые специалисты, которые имеют уникальную возможность не только познакомиться с новыми коллегами, но и изучить «изнутри» порядки, принятые в компании.

Неформальное общение играет большую роль в адаптации молодых педагогов, т. к. в первое время молодой специалист испытывает трудности в налаживании контактов с людьми, в формировании ценностных установок работы в коллективе. Неофициальное общение позволяет наилучшим образом познакомиться с неписанными правилами организации, оценить свои возможности в плане профессионального и карьерного роста, понять, на какие показатели необходимо ориентироваться при выполнении определенного круга задач. К тому же, беседы с коллегами способствуют снятию психологического напряжения, возникновению чувства комфорта на новом рабочем месте.

Таким образом, наиболее эффективными методами адаптации являются прикрепление наставника из числа более опытных коллег и специалистов отдела кадров, работа по профориентации, организация специальных вводных семинаров и/или подготовка информационных материалов для молодых специалистов, обеспечение «подготовительных процедур» и в дальнейшем «обратной связи», обучение работников для приобретения необходимых профессиональных знаний, в т. ч. в ходе стажировки на предприятии, содействие неформальному общению и проведение общефирменных мероприятий, направленных на постепенное сплочение разных категорий педагогов.

Литература:

  1. Володина, Н. А. Особенности адаптации: от рабочего до руководителя / Н. А. Володина // Справочник кадровика. — 2011. — № 3. — С. 123–127.
  2. Сингур, А. А. Влияние адаптации работников на качество их труда / А. А. Сингур, В. В. Ефимов // Качество. Инновации. Образование. — 2010. — № 4. — С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): мероприятие, рабочее место, адаптация молодых педагогов, дистанционное обучение, командный дух, молодой педагог, молодой специалист, профессиональная адаптация, трудовой коллектив.


Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, профессиональная адаптация, рабочее место, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, молодой учитель, государственная программа...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Основополагающей задачей руководителя образовательной организации является адаптация молодого специалиста. Эффективное решение данной задачи предполагает формирование профессионального наставничества.

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Профессия «учитель» — одна из самых древних профессий. Она будет востребована всегда, и от нее зависит благосостояние и развитие любого общества.Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Важной задачей администрации школы является адаптация молодого педагога. Решение этой задачи состоит в создании профессионального школьного наставничества. В настоящее время образовательной организации нужен профессионально-компетентный...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Период трудовой адаптации молодого педагога предполагает прохождение следующих стадий

Содействовать эффективной и успешной адаптации молодых педагогов должны следующие органы

Адаптация молодых специалистов на предприятиях...

испытательный срок, молодой специалист, адаптация, предприятие, работник, рабочее место, топливно-энергетический комплекс, детальное ознакомление, адаптация специалистов, адаптация персонала.

Факторы адаптации педагогических работников...

Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих факторов. Их можно классифицировать по различным группам в зависимости от разных классификационных признаков.

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

В современном обществе процесс осознания смысла жизни у молодых людей затягивается, уровень социальной активности снижается. В связи в этими условиями назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых педагогов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, профессиональная адаптация, рабочее место, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, молодой учитель, государственная программа...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Основополагающей задачей руководителя образовательной организации является адаптация молодого специалиста. Эффективное решение данной задачи предполагает формирование профессионального наставничества.

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Профессия «учитель» — одна из самых древних профессий. Она будет востребована всегда, и от нее зависит благосостояние и развитие любого общества.Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Важной задачей администрации школы является адаптация молодого педагога. Решение этой задачи состоит в создании профессионального школьного наставничества. В настоящее время образовательной организации нужен профессионально-компетентный...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Период трудовой адаптации молодого педагога предполагает прохождение следующих стадий

Содействовать эффективной и успешной адаптации молодых педагогов должны следующие органы

Адаптация молодых специалистов на предприятиях...

испытательный срок, молодой специалист, адаптация, предприятие, работник, рабочее место, топливно-энергетический комплекс, детальное ознакомление, адаптация специалистов, адаптация персонала.

Факторы адаптации педагогических работников...

Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих факторов. Их можно классифицировать по различным группам в зависимости от разных классификационных признаков.

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

В современном обществе процесс осознания смысла жизни у молодых людей затягивается, уровень социальной активности снижается. В связи в этими условиями назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых педагогов...

Задать вопрос