Возраст как продукт социального конструирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Татарко, К. И. Возраст как продукт социального конструирования / К. И. Татарко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45840/ (дата обращения: 07.11.2024).



Возрастные характеристики усваиваются людьми в процессе социализации. Представляют собой ориентир в выстраивании межличностных взаимоотношений с представителями социальных групп. Помогают выбрать определенную модель поведения относительно лиц различного возраста. Важную роль в формировании знаний и отношения человека к возрасту и процессам, происходящим в определенный возрастной период, играет общество и социальные установки.

Полноценное развитие индивида — результат социализации и включения в общественную жизнь. Характеризуется усвоением норм, ценностей и социального опыта. Общество формирует мироощущение, мировосприятие, мировоззрение и поэтому создает реальность. Однако общественное мнение «…неосязаемо, оно всегда иллюзорно и мгновенно исчезает — “ничто”, которое в качестве “ничто” большого числа людей становится на мгновение уничтожающей и возвышающей силой» [12, с. 44]. Необходимо отметить, что знакомство человека с окружающим миром возникает в процессе взаимодействия с различными социальными группами (возрастными, профессиональными, гендерными, этнонациональными и т. д.), институтами (семья, религия, школа, СМИ и т. д.) и организациями (государственными, научными, коммерческими и т. д.). Контакт с некоторыми из них (например, семья) начинается с самого рождения. С возрастом их количество для индивида расширяется, и он со временем выбирает те группы, которые отвечают его потребностям и вызывают положительные эмоции.

Социальная действительность тождественна ролевой игре, однако характеризуется более усложненной структурой, взаимоотношениями и вариантами поведения. Известна цепочка действий, транслируемая в обществе. Но индивид может ей следовать; может преобразовать, создавая новые правила и новые смыслы; а может отказаться от нее. Социум предоставляет личности различные варианты функционирования: детский сад — школа — учреждения высшего образования — брак — работа — дети — пенсия; школа — работа — хобби — путешествия; высшие учебные учреждения — брак — дети и т. д. Наделяет информацией, оценкой и моделями поведения относительно социальных групп, объектов и ситуаций [14]. Вследствие этого у человека появляется возможность гармонично выстраивать отношения с элементами окружающего мира.

В свою очередь, возраст относится к социальным конструктам, обеспечивающим ориентировку человека в межличностных отношениях. Помогает узнать роль, отличительные черты, выбрать модель поведения относительно представителя возрастной группы. Распределяет ресурсы между людьми разного возраста, определяет господствующую возрастную категорию. Таким образом, возрастные характеристики упорядочивают жизнь индивида, делают ее предсказуемой и стабильной. Поэтому они находятся под пристальным вниманием общественности и относятся к средствам построения социальной реальности. Необходимо отметить, что характер эпохи человеческого развития определяет содержательную составляющую элементов социума, в том числе и возрастную. Например, рассмотрим произведения русских классиков. В своих работах они транслировали взгляды, существовавшие в их время в отношении определенного возраста. Так, в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» одному из главных героев (Макару Девушкину) ориентировочно 46–47 лет. Автор наделил его такими признаками как старик, плохое самочувствие, седые волосы, проблемы со здоровьем. В конце романа его персонаж осознает конец собственной жизни [4]. Персонажи Л. В. Толстого в романе «Война и мир», которым ориентировочно 40 лет, слабы здоровьем и чувство оживления для них является неприличным [1]. Таким образом, мы наблюдаем условность возрастных границ в зависимости от социального контекста.

Следовательно, отнесение человека к конкретной возрастной группе, репродуктивный возраст женщины, конфликтность в подростковом возрасте, начало трудовой деятельности, выход на пенсию — все это подлежит изменениям в силу влияния социальных факторов. В частности, в Республики Беларусь первоначально мужчины, достигшие 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при стаже не менее 20 лет, могли рассчитывать на государственной обеспечение. Однако эти цифры с 1 января 2017 года постепенно будут увеличиваться [8]. В результате пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, для женщин — 58 лет. Это связано с изменением социально-демографической ситуации как в стране, так и в мире.

Что касательно влияния общественных факторов на функционирование возрастных групп, то оно иллюстративно проявляется на категории пожилых людей.

Из-за увеличения продолжительности жизни и развития информационных технологий, функция индивида преклонного возраста становится размытой и неясной. Затруднение в определении социальной функции пожилых чувствует общество и сами представители данной группы. Роль мудрости и опыта как характеристики этого возраста минимизируются. Это продемонстрировали результаты исследования Т. В. Смирновой. Респонденты определяли собственное отношение к социальным ролям людей третьего возраста: родственник, врач, друг, коллега, подчиненный, руководитель, депутат, продавец и т. д. Отрицательные отзывы пришлись на позицию «депутат», «подчиненный», «руководитель», «коллега» [9]. Таким образом, относительно людей поздней взрослости наблюдается их исключение из общественной жизни, а также сложность и размытость их роли в мире технологий и глобализации.

В настоящий момент общество ориентировано на молодость, активность, энергичность [2], т. к. эти параметры отвечают запросам существующей реальности. Несомненно, характер отношения социума к людям конкретного возраста определяет господствующую возрастную группу и обеспечивает баланс между ними. Однако минимизация роли и возможностей пожилых людей не в полной мере отражает действительность. Например, в позднем возрасте индивиды могут сохранить ясность ума, участвовать в общественной жизни, продолжать трудовую деятельность, не иметь заболеваний, влияющих на качество их существования и т. д. При условии нетрудоспособности по состоянию здоровья, могут больше времени уделять близким и собственным увлечениям. Могут делиться опытом, самореализовываться. Эта информация требует пересмотра оценочных суждений относительно данной категории людей. Во Всемирном докладе о старении и здоровье отмечено, что «дороже всего обществу обойдутся не расходы, которые делаются для содействия функциональных способностей, а преимущества, которые могут быть упущены, если мы не внесем соответствующие изменения и не сделаем соответствующие инвестиции» [3, с. 4].

Следовательно, особенности и роль возрастных групп в обществе непосредственно влияет и определяет благосостояние, функционирование, этап развития государства.

Отметим, что в психологической литературе выделяют хронологический и условный возраст. Условный возраст характеризуется совокупностью закономерностей биологических, психических изменений и нормативно-ролевых характеристик [7].

Биологический компонент возраста определяется состоянием обмена веществ и качеством функционирования организма. Внешний вид и деятельность физиологических систем организма человека принадлежит к критериям отнесения его к конкретной группе. При восприятии внешности индивида установлено, что устойчивые компоненты внешнего облика (особенности лица, шеи, рук, ног, фигуры) являются главными индикаторами определения возраста по внешнему виду. В свою очередь, из устойчивых компонентов именно лицо имеет преобладающее значение в процессе приписывания воспринимаемого человека к определенной возрастной группе [11].

Психический компонент возраста — уровень психического развития индивида (умственного, эмоционального, характеристики личности, динамика творческой продуктивности, выносливости) [7].

Социальный компонент представляет степень социального развития человека (овладение установленным набором социальных ролей) [7].

Но перечисленные составляющие не являются догмой. Информация об особенностях конкретной возрастной группы транслируется в обществе в упрощенном виде и не включает индивидуальные особенности человека. Поэтому не отражает истинное положение вещей. Неточное понимание различных возрастных групп приводит к ухудшению взаимоотношений между ее представителями, ограничению в правах лиц определенного возраста, игнорированию их потенциала, что может неблагоприятно отразиться на развитии государства.

Необходимо отметить, что конструирование моделей поведения, роли представителей определенного возраста осуществляется посредством социальных установок. Состоят из оценки (предубеждения), моделей поведения и обобщенного образа (стереотипа) относительно социальных групп, в частности возрастных. Тем самым, они организуют жизнедеятельность индивида, наделяют его существование смыслом. Следовательно, характеризуются устойчивостью. Но как отмечает О. А. Гулевич, содержание социальных установок с течением времени может измениться, однако те черты, которые были их ядром, характеризуются стабильностью [5].

Соответственно, возникает вопрос: если определенное содержание социальных установок было усвоено человеком в процессе социализации, может ли он усвоить новую информацию, либо изменить содержание существующих у него социальных установок при организованном воздействии. Например, при предоставлении информации, которая опровергает его стереотип относительно социальной группы [5–7]. Данное предположение, на первый взгляд, выглядит рациональным, т. к. социальные стереотипы помогают индивиду ориентироваться в ситуации, чувствовать себя комфортно в окружающем мире. Однако контрстереотипная информация не всегда приводит к подобным результатам. Люди могут ее игнорировать и трактовать как уникальный случай [5, 6]. Устойчивость обобщенного образа под воздействием контринформации объясняется следующим: использование социального стереотипа раньше приводило к положительному результату; постоянность сохраняется благодаря наличию у человека механизмов их защиты [5].

Существует точка зрения, что при условиях контакта между представителями различных социальных групп, индивид может отказаться от социальных установок или может их изменить, в связи с тем, что общение приводит к увеличению знаний друг о друге, люди начинают лучше понимать друг друга [5,10]. Но совместное взаимодействие также как и контринформация, может не привести к изменению социальных установок [6, 13]. Во-первых, человек может отнести своего партнера по общению к нетипичному представителю стигматизированной группы, может игнорировать информацию, которую предоставляет ему другой или не будет готов с ним взаимодействовать. Однако ученые выделяют несколько условий, в результате которых контакт между представителями групп может привести к изменению их социальных установок и к уменьшению напряженности между группами:

‒ взаимодействие поддерживается местными властями;

‒ у представителей возрастных групп одинаковый социальный статус;

‒ контакт проходит на индивидуальном уровне;

‒ взаимодействие направлено на достижение общей цели;

‒ общение должно предоставлять участникам положительные результаты [6].

Следовательно, задача изменения социальных установок непростая, т. к. индивид не только усваивает существующие образы, отношение и модели поведения относительно социальных объектов. Но и знакомится с последствиями и результатами использования социальных установок и начинает понимать их преимущество, целесообразность их использования. Например, трансляция в обществе негативных социальных установок в отношении поздней взрослости может положительно отразиться на жизнедеятельности представителя другой возрастной группы. Им предоставляется власть и господствующее положение над людьми третьего возраста. Они могут быстрее и легче реализовать собственные профессиональные амбиции, т. к. пожилые люди в соответствии с социальными установками не являются для них конкурентами в профессиональной деятельности, например. Преимущества и возможности, которые предоставляют людям социальные установки, относятся к причинам возникновения сложностей при их изменении.

Таким образом, возрастные характеристики принадлежат к тем параметрам, которые создают и организуют социальную действительность. И в зависимости от целей и политики государства будет зависеть содержательная составляющая функционирования возрастных групп и их положение в обществе, отношение к представителям определенного возраста.

Литература:

1. Блинкина, М. М. Возраст героев в романе «Война и мир» // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 1998. — Т. 57. — № 1. — С. 18–27.

2. Бобылева, Е. В. Индивидуально-психологические особенности представлений о старости у людей разного возраста // Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: матер. межд. науч. конф. молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. — СПб.: Скифия-принт, 2015. — С. 28–30.

3. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о старении и здоровье. — 2015. — 34 с.

4. Гальцова, М. В. Сколько лет Макару Девушкину? (антиномия старость-молодость в структуре характера героя) // Филология и человек. — 2012. — № 3. — С. 122–129.

5. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 432 с.

6. Кенрик, Д., Нейберг, С., Чалдини. Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник») — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. — 336 с.

7. Микляева, А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. — СПб.: Речь, 2009. — 160 с.

8. О совершенствовании пенсионного обеспечения указ № 137 от 11 апреля 2016 г. / Официальный Интернет портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-137-ot-11-aprelja-2016-g-13449. — Дата доступа: 11. 09. 2017.

9. Смирнова, Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования.‑ 2008. — № 8. — С. 49–55.

10. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. — Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С 242–250.

11. Шкурко, Т. А., Николаева, Т. А. Компоненты внешнего облика в структуре восприятия визуальных презентаций возраста // Социальная психология и общество. — 2015. — Т. 6. — № 4. — С. 78–90.

12. Ясперс, К., Ж. Бодрийар. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007. — 272 с.

13. Plous, S. The Psychology of Prejudice, stereotyping, and Discrimination: An Overview // S. Plous (Ed.), Understanding Prejudice and Discrimination. — New York: McGraw-Hill, 2003. — P. 3–48.

14. Schneider, D. J. The psychology of stereotyping. — New York; London: Guilford, 2004. — 704 p.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастная группа, группа, модель поведения, возраст, установка, общественная жизнь, общество, окружающий мир, внешний вид, поздняя взрослость.


Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте

Удовлетворенность жизнью, психическое благополучие — это одна из самых важных ценностей современного мира, которая является важной целью государственной политики и стремлением каждого человека. Удовлетворенность является важным фактором, определяющим...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности. Личность безопасного типа необходимо...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте

Удовлетворенность жизнью, психическое благополучие — это одна из самых важных ценностей современного мира, которая является важной целью государственной политики и стремлением каждого человека. Удовлетворенность является важным фактором, определяющим...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности. Личность безопасного типа необходимо...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Задать вопрос