К вопросу о психофизиологическом обеспечении трудовой экспертизы лиц старших возрастных групп | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахметели, Г. Г. К вопросу о психофизиологическом обеспечении трудовой экспертизы лиц старших возрастных групп / Г. Г. Ахметели, Т. А. Мартирова, О. С. Иванов, А. В. Шувалов. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12028/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: трудовая экспертиза, половозрастные группы, демографическая ситуация в России, индивидуальное здоровье, психофизиологическое обеспечение

В настоящее время как в России, так и в западноевропейском мире в результате увеличения средней продолжительности жизни происходит увеличение процентного соотношения лиц пожилого возраста [3].

В «до индустриальном» и «индустриальном» обществе пожилые лица, которые уже не могли заниматься производительным физическим трудом по состоянию своего здоровья, выполняли важные социальные функции. Они присматривали за подрастающим поколением, освобождая время на производительный труд родителям этого поколения, а также передавая последующим поколениям свой, во многом ценный, повышающий социальную адаптивность молодых людей, жизненный опыт. В постиндустриальном укладе жизни, характерном для так называемого цивилизованного мира — развитых стран, подавляющее большинство лиц пожилого возраста становятся односторонними ресурсопотребителями [3, 11]. Такое состояние ставит под угрозу стабильное развитие общества, провоцирует рост риска социальных катаклизмов [3].

Вопрос об увеличении пенсионного возраста периодически обсуждается и в России [8]. Однако в нашей стране продолжительность жизни в целом, и срок активного долголетия в частности, короче, чем в экономически развитых странах Европы и Северной Америки [3]. Тем не менее, обоснованными представляются прогнозы, согласно которым экономическое оздоровление страны приведёт к ещё большему увеличению лиц старших возрастных групп со всеми вытекающими социально-экономическими следствиями [3, 8].

В силу многокомпонентного комплекса эколого-географических и социально-психологических причин в России люди предпенсионного и пенсионного возрастов имеют очень разный уровень индивидуального физического и психического здоровья. У двух разных людей из одной половозрастной группы паспортный возраст может быть одинаковым, а биологический — разительно отличаться. В этой связи одни люди старших возрастных групп могут продуктивно выполнять свои трудовые функции и по достижении пенсионного возраста, другие — могут их выполнять с ограничениями разного уровня, третьи — не могут работать по своей специальности, но могут по другой.

Конституирование трудовых отношений в современной России унаследовано в основном от советского периода. А в тот период не стоял вопрос продления трудового стажа сверх установленных возрастных ограничений. Профессиограммы и функциональные обязанности по каждой специальности разрабатывались, исходя из реалий того времени.

Сегодня требования времени диктуют необходимость корректировки/разработки профессиограмм, учитывающих психофизиологические возможности лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.

Разработка профессиограмм, учитывающих кроме нагрузки от выполнения функциональных обязанностей ещё и уровень здоровья и сохранность адаптационных возможностей у лиц старших возрастных групп представляется социально значимой и потому актуальной. Одним из частных элементов при разработке профессиограмм является разработка комплекса методик психофизиологического обследования и, что важно для работы с обозначенным контингентом, мониторинга психофизиологического состояния лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.

Таким образом, решение задачи о разработке системы трудовой экспертизы пожилых лиц как самостоятельного вида экспертизы целесообразно выделить в актуальное научно-прикладное направление.

Кроме непосредственно трудовой экспертизы по отношению к данной категории населения необходим мониторинг и прогнозирование их трудоспособности, в том числе и в аспекте безопасности труда. Главным принципом является соблюдение соответствия функциональных возможностей организма пожилого человека требованиям, предъявляемым к нему характером и условиями труда.

Основными задачами экспертизы профессиональной пригодности пожилых лиц для любого вида трудовой деятельности являются:

  1. Предотвращать продолжение работы пожилым человеком по специальности, в которой он не способен осуществлять деятельность по состоянию своего здоровья, либо в связи с повышенным риском возникновения нештатной ситуации, обусловленной особенностями «человеческого фактора»;
  2. Определять для допуска к работе по данной профессии людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  3. Определять уровень и диапазон потенциальных возможностей пожилого человека продолжать трудовую деятельность по заданным специальностям. Из этого пункта следует задача профессиональной ориентации пожилых лиц и разработка подсистемы трудового мониторинга и прогнозирования.

Исходя из задач профессиональной пригодности пожилых лиц — основным результатом трудовой экспертизы становится разделение рассматриваемой группы работников на отдельные категории:

  1. Годные к продолжению трудовой деятельности по данной специальности или ранее выполняемой профессии без существенной потери трудоспособности и ущерба для трудового процесса в течении некоторого периода (расчёт по годам).
  2. Условно годные к продолжению работы по специальности или ранее выполняемой профессии с незначительным ущербом для трудового процесса или в течении непродолжительного периода (расчёт по полугодиям).
  3. Годные к работе с переводом на работу с менее напряженными условиями труда или сокращением рабочего времени.
  4. Негодные к продолжению работы.

Решения данных вопросов позволяет сохранять относительно высокий уровень индивидуального здоровья и творческой активности в пожилом возрасте [2, 5, 7]. Увеличение процентного соотношения лиц пожилого возраста, имеющих относительно высокий уровень сохранности трудовых способностей приведёт не только к снижению социального напряжения в обществе, но и способно повысить качество и продолжительность жизни самих лиц пожилого возраста [9, 10, 13].

Исходя из вышеизложенного, разрабатывается вариант психофизиологической методики, для комплексной оценки психофизиологического состояния лиц пожилого возраста, направленной на определение (оценку и выявление) лиц, способных продуктивно выполнять трудовые функции по той или иной профессии в постпенсионном (пенсионном) периоде.

В основу заявленной работы положено понимание о необходимости содержания в методике двух взаимосвязанных модулей, разработка которых призвана решить вопрос о способности личности пожилого возраста продуктивно продолжать дальнейшую профессиональную деятельность по некоторым специальностям.

Такими модулями являются:

– психофизиологический мониторинг психического здоровья лиц пожилого возраста;

– функциональный (медицинский) мониторинг уровня биологического здоровья лиц пожилого возраста.

Модуль психофизиологического мониторинга лиц пожилого возраста должен затрагивать вопросы количественной оценки: сопричастности к надличным целям, личной мотивации к продолжению трудовой деятельности и общего жизненного тонуса. Слагающими такого состояния следует признать уровень удовлетворенности базовых потребностей, которые включают в себя потребности материального достатка, безопасности, признания и самовыражения. Также важным является уровень межличностных отношений и отношений в семье и коллективе, отношение пожилых лиц к смыслу жизни и вопросам собственной самореализации.

Модуль мониторинга физиологического здоровья пожилых лиц должен содержать выверенную методику не только оценки физиологической нормы и степени сохранности трудовой функции, но и прогнозировать период возможной профессиональной деятельности после выхода на пенсию.

На уровне общественно-трудовых отношений конгруэнтные актуальной ситуации в стране решения обозначенных в настоящем исследовании вопросов предоставят возможности более широкого вовлечения пожилых лиц в дальнейшую общественно-трудовую деятельность даже по выходу данной категории граждан на пенсию. А это, в свою очередь, позволит снизить нагрузку на систему социального обеспечения при повышении уровня благосостояния работающих пенсионеров. Это одна из актуальных правительственных задач: поиск допустимого решения проблемы снижения необходимых финансовых выплат из федерального бюджета [8].

Литература:

  1. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии: монография. М.: Институт психологии РАН, 2006. — 516 с.
  2. Бетина Е. М. Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса: Дис. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук (19.00.07). — Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2007. — 177 с.
  3. Вишневский А. Г. Избранные демографические труды: в 2 т. Том 1. Демографическая теория и демографическая история. М.: Наука, 2005. — 368 с.
  4. Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 112 с.
  5. Головей Л. А., Стрижицкая О. Ю., Криулина А. В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 9. URL: http://psystudy.ru.
  6. Дубовик Ю. Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.04.2016).
  7. Клюева Н. В. Пожилой возраст: подготовка к смерти или продолжение жизни. // Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова // Психология зрелости и старения. — 2012. — № 3. — С. 60–76.
  8. Кондакова Н. И., Иванкова Э. В. Трудовая занятость пенсионеров // Социологические исследования. — 2001. — № 11. — С. 47–50.
  9. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! (изд. 2, стереотип.): Пер. с англ. // Под ред. Б. Ф. Ванюшина. — М.: Мир, 1987. — 223 с.
  10. Савенко М. А. Детерминанты активного долголетия людей пожилого возраста. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук (14.00.53). / Савенко Марина Анатольевна; ФГБУ СПбНИИФК. — СПб., 2009. — 40 с.
  11. Тойнби А. Д. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002. — 640 с.
  12. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 348 с.
  13. Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. — 129 с.
  14. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, пенсионный возраст, Россия, трудовая деятельность, продолжение работы, продолжительность жизни, трудовая экспертиза, индивидуальное здоровье, пожилой человек, трудовой процесс.

Ключевые слова

трудовая экспертиза, половозрастные группы, демографическая ситуация в России, индивидуальное здоровье, психофизиологическое обеспечение

Похожие статьи

Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Похожие статьи

Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.