Авторы: Жане Сусанна Рамазановна, Жане Азамат Рамазанович, Ильницкая Любовь Игоревна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Жане С. Р., Жане А. Р., Ильницкая Л. И. К вопросу о признаках и принципах правосудия в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 23-26.



Статья 10 Российской закрепляет которому власть в Федерации яется на разделения на исполнительную и Органы исполнительной и власти

В государстве власть исполнительная и Все власти быть так если станет то граждан во произвола. судебная будет с то получит стать

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. [1]

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков:

‒ первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть — это вид государственной власти;

‒ второй признак — судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (пункт 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации);

‒ третий судебной власти — Полномочия, предоставленные власти, предоставляются ей. Никакие органы не дублировать судебную ни при обстоятельствах;

‒ четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность

‒ пятый признак — особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП, КАС);

‒ шестой признак — подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам.

На основании приведенных признаков можно сформулировать определение судебной власти: судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для разрешения правовых вопросов, отнесенных в их компетенции.

Правосудие — это деятельность специальных государственных органов — судов — по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении закона.

Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудие у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное правосудия уточнить образом: — это судов по и рассмотрению и гражданских, арбитражных и дел, в процессуальном при соблюдении и Российской

Правосудие сообразуясь с принципами. их конституционными правосудия, — В виде принципы можно вать как Конституцией Федерации или из ее норм правовые организацию и дея государственных осуществляющих власть. Эти идеи построение их

Принципы — это идеи степени определяющие и в и органов

Решая при правосудия о действия того или принципа необходимо во-первых, на ч. 1 ст. 15 содержащей правила о том, что: а) Российской имеет юридическую б) ее имеют действие на всей России; в) и правовые принимаемые в Федерации, противоречить России.

Каждый характеризует грань В же правосудия систему, в входят

‒ законности;

‒ осуществления правосудия только судом;

‒ независимости судей;

‒ осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

‒ обеспечения права на судебную защиту;

‒ участия граждан в осуществлении правосудия;

‒ гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

‒ защиты законных интересов личности;

‒ состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

‒ родного (национального) языка производства. [2]

Принцип законности — универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает высшей юридической силой.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию. [3]

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами — судами. Никакие другие государственные органы не в праве вершить правосудие.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого — как прямого, так и косвенного — давления.

Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в статье 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрении его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно статье 32 Конституции, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или как арбитражные заседатели.

Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в зарытых судах допускается только в случаях предусмотренных законом.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (статья 123). Согласно статье 15 Уголовно-процессуального кодекса, уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнении сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. [4]

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, водящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

Судебная система — понятие конституционное. В соответствии с Основным Законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда и Верховного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. ст. 125–127). [5]

Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях. В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

‒ установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

‒ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

‒ применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

‒ признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

‒ законодательного закрепления единства статуса судей;

‒ финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия. Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Литература:

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов — 5-е издание.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2010. — 164 с.
  2. http://www.e-reading.ws/chapter.php/97526/14/Polyakov,_Fedulov_-_Pravoohranitel'nye_organy_Rossiiiskoii_Federacii__kratkiii_kurs_lekciii.html — Система принципов правосудия
  3. Топорнин, Б. Н. Развитие судебной власти в России: общие подходы: учеб. пособие / Б. Н. Топорнина, И. Л. Петрухина. — М.: Изд-во Норма, 2001. — 185 c.
  4. Судебная система России: учеб. пособие / С. А. Батова [и др.]; под ред. О. Н. Ведерникова, В. В. Ершова. — Москва.: Дело, 2000. — 336 с.
  5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, судебной власти, судебная власть, судебной системе, Российской Федерации судебных, граждане Российской Федерации, судебной системы, Конституцией Российской Федерации, органы Российской Федерации, отправлении правосудия, признак судебной власти, судебных органов, договоров Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, системы Российской Федерации, судами Конституции Российской, осуществлении правосудия, Принцип осуществления правосудия, Принцип законности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос