Статья описывает последнюю стадию межэтнического конфликта между сингалами и тамилами на Шри-Ланке в 1983–2009 гг., а также его последствия для экономики, внутренней и внешней политики данного государства.
Ключевые слова: гражданская война, конфликт, конфликтология, межэтнический конфликт, международные отношения, Шри-Ланка, ТОТИ, история, востоковедение, Азия
The article describes the last stage of the inter-ethnic conflict between Sinhalese and Tamils in Sri Lanka in 1983–2009, as well as its consequences for the economy, domestic and foreign policy of the state.
Keywords: civil war, conflict, conflictology, interethnic conflict, international relations, Sri Lanka, LTTE, history, oriental studies, Asia
Межэтнический кризис, возникший в Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка после получения государством независимости от Великобритании в 1948 году, вылился в открытое вооружённое противостояние тамильского меньшинства в лице радикальной группировки «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), выступавшей за создание отдельного тамильского государства Илам, сингальскому правительственному большинству в 1983 году. Война проходила в несколько этапов и суммарно продолжалась на протяжении неполных 26 лет с 1983 по 2009 год. В ходе военных действий армией были пленены или ликвидированы все ключевые фигуры шри-ланкийской ячейки ТОТИ. Смерть последнего из них, Велупиллаи Прабхакарана, в мае 2009 года ознаменовала победу государства над сепаратистами. Несколько позже, в августе 2009 года, власти Шри-Ланки закрепили свой успех, добившись экстрадиции на родину из Куала-Лумпура (Малайзия) и ареста нового интернационального лидера ТОТИ Кумарана Падманадана, тем самым сведя шансы организации на скорое восстановление к минимуму.
Число жертв конфликта существенно разнится в зависимости от источников, однако видится возможным с большой уверенностью сказать, что на момент официального окончания конфликта оно составило 60–100 тысяч человек. Множество шри-ланкийских граждан лишились жилищ и теперь вынуждены вести быт в лагерях беженцев. В особенности это касается тамильской части населения, поскольку основные военные действия проходили на территориях, заселённых преимущественно тамилами.
Затяжная война сказалась на всех основных сферах государственной деятельности. По мнению политических аналитиков, поражение группировки ТОТИ было обусловлено не только численным превосходством шри-ланкийских вооружённых сил, но и просчётами самой организации в тактике выстраивания собственной идеологии. На протяжении всего своего существования ТОТИ ставила единственной целью создание тамильского государства Илам, желая добиться полной автономии от Шри-Ланки, что вызывало жёсткие протесты со стороны официальной власти. Однако, если в начале конфликта бескомпромиссность ТОТИ вызывала воодушевление у угнетённых сингальским большинством тамилов, то, по мере растягивания боевых действий и увеличения числа жертв конфликта в тамильском сообществе, в том числе среди руководителей повстанческих движений, оказывавших содействие ТОТИ, начало появляться всё больше сторонников менее категоричных вариантов решения проблемы, например, реорганизации Шри-Ланки в федерацию и образования из областей, заселённых преимущественно тамилами, автономного округа. Члены ТОТИ же по-прежнему выступали категорически против подобных полумер и отказывались включать их в повестку переговоров с властями, продолжая настаивать на отделении тамильских областей от Шри-Ланки и создании Илама. Попытки властей ликвидировать боевиков ТОТИ любой ценой привели к применению артобстрелов и бомбардировок, повлекших за собой гибель большого числа гражданских тамилов. Это лишило ТОТИ народной поддержки, что в конечном итоге и привело к её поражению. Стоит также отметить, что во многом падению ТОТИ под натиском вооружённых сил Шри-Ланки способствовало невмешательство международного сообщества в конфликт на его последнем этапе. Отсутствие симпатий и, как следствие, помощи из-за рубежа, обусловленное отказом лидеров группировки от любых компромиссных решений и их нежеланием как можно скорее прийти к деэскалации конфликта, предопределило судьбу ТОТИ.
Вновь проявлять интерес к событиям на Шри-Ланке международное сообщество начало уже после объявления победы правительства над повстанцами. Множество сомнений было высказано в отношении дальнейшей политики президента республики Махинды Раджапаксе, сингальца с националистскими взглядами, избранию на пост в 2005 году которого во многом поспособствовала очередная стратегическая ошибка лидеров ТОТИ, призвавших тамилов бойкотировать выборы. Не встретив возражений на этапе развёртывания интенсивных военных действий против боевиков ТОТИ, Раджапаксе и после окончания войны не счёл необходимым прислушиваться к мировым лидерам, призывавшим его «разделить власть с тамилами» для предотвращения новой вспышки тамильского национализма, способной вылиться в очередное вооружённое противостояние. Скорейшего разрешения бытовых проблем 300 тысяч тамилов, оставшихся без крова, а именно восстановления разрушенных в ходе военных действий жилищ и предоставления гуманитарной помощи в необходимых объёмах, на чём особенно настаивали первые лица европейских государств, государственный секретарь США Хиллари Клинтон и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, также не последовало. Всё чаще со стороны Запада стали звучать обвинения шри-ланкийских властей в нарушении прав человека, а специальное заседание Комитета по правам человека ООН классифицировало действия шри-ланкийской армии в ходе гражданской войны как военные преступления наравне с действиями ТОТИ. В связи с этим относительно стабильные ранее отношения Шри-Ланки со странами Запада заметно охладели. Политическая изоляция Шри-Ланки западными и прозападными государствами стала очевидной в 2011 году, когда правительства Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии отклонили заявку Шри-Ланки на организацию на своей территории саммита глав правительств государств, входящих в Содружество Наций.
Таким образом, гражданская война спровоцировала кардинальную переориентировку шри-ланкийской внешней политики на укрепление отношений со странами Азии и Ближнего Востока. Ещё во время проведения военных операций против ТОТИ Шри-Ланка обращалась за непосредственной военной поддержкой к Ирану, Пакистану и КНР, и за экономической помощью к Ливии, Ирану, Японии, КНР и Российской Федерации. Вскоре после окончания войны шри-ланкийское правительство взяло курс на укрепление двусторонних отношений с КНР, Ливией, Иорданией, Мьянмой и Вьетнамом.
Внутренняя политика Шри-Ланки в первые послевоенные годы не претерпела существенных изменений. На завершающем этапе войны шри-ланкийское правительство пообещало тамильской части населения и международному сообществу провести ряд реформ, направленных на улучшение положения тамилов, непосредственно после того, как силы ТОТИ будут разгромлены. В качестве подтверждения своих слов правительство выразило намерение сохранить готовившийся к расформированию комитет Тиссы Видараны, образованный в 2006 г. для поиска консенсуса по тамильскому вопросу. Однако, после того, как комитет предложил внести изменения в конституцию с целью децентрализовать власть на Шри-Ланке, он был жёстко раскритикован правительством за несоответствие текущему политическому курсу страны. С тех пор комитет не выдвигал конструктивных предложений. Ничего продуктивного для тамильского сообщества не сулили и досрочные президентские выборы 26 января 2010 года, проведение которых было инициировано самим текущим президентом Раджапаксе. Основной причиной, по которой президент назначил досрочные выборы, аналитики называют его желание повторно избраться на пост со значительным преимуществом голосов, дабы воодушевить и объединить начавшее распадаться на фракции после завершения войны сингальское большинство в парламенте: это помогло бы Раджапаксе продолжать свою политику, не включавшую в число основных целей улучшение жизненных условий тамилов. Арест отставного генерала Саратха Фонсеки, возглавлявшего шри-ланкийскую армию во время гражданской войны и выставившего свою кандидатуру на пост президента в 2010 году с целью провести реформы, направленные на разрешение межэтнического конфликта, немногим позже переизбрания Раджапаксе подкрепляет вышеупомянутое предположение.
Экономически война, вне всякого сомнения, истощила Шри-Ланку. По данным, приводимым в различных источниках, несмотря на то, что в 2000-х годах Шри-Ланка была хорошо интегрирована в международную экономику, её экономические трудности в конце вышеуказанного периода связаны не столько с мировым экономическим кризисом, сколько с высокими расходами на оборону: в 2008 году они составили 2 миллиарда долларов, превысив ожидаемые на 390 миллионов долларов. В 2009 году реальные расходы на оборону вновь значительно превзошли запланированные (1,7 миллиарда долларов). При этом Центральный банк Шри-Ланки спрогнозировал крайне низкий уровень экономического роста: 2,5 % при ожидавшихся 6 %. Данные обстоятельства поставили Шри-Ланку на грань экономического кризиса. Ещё больше ситуацию осложняет напряжённость в отношениях со странами Запада, ранее являвшимися основным источником зарубежного финансирования Шри-Ланки. Даже несмотря на то, что в 2009 году, вопреки протестам со стороны США, Международный валютный фонд одобрил для Шри-Ланки предоставление займа в 2,6 миллиарда долларов для стабилизации экономической ситуации, она остаётся нестабильной и сегодня.
Гражданская война на Шри-Ланке оказала существенное влияние на внешнюю политику и экономику страны, в то время как внутренняя политика в первые послевоенные годы не претерпела изменений, необходимых для предотвращения нового конфликта между сингалами и тамилами, как и для возмещения ущерба, нанесённого военными действиями. В ближайшие годы шри-ланкийским властям предстоит разбираться с последствиями затяжного внутригосударственного конфликта, пытаясь одновременно выстроить отношения с новыми союзниками, и искать способы снятия напряжённости между двумя основными народами в государстве.
Литература:
- Sri Lanka — Armed forces // Encyclopedia of the Nations URL: http://www.nationsencyclopedia.com/Asia-and-Oceania/Sri-Lanka-ARMED-FORCES.html (дата обращения: 04.09.2017).
- Тигры освобождения Тамил Илама террористическая сепаратистская организация // Игорь Игоревич Хохлов эксперт ИМЭМО РАН URL: http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016ltte3.htm (дата обращения: 01.09.2017).
- В. Кондрашев Шри-Ланка: затяжной конфликт // Известия. 1987. 8 апреля.
- Война в Шри-Ланке превзошла по потерям операцию США в Ираке // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/news/2009/05/22/losses/ (дата обращения: 23.08.2017).