В статье приведены результаты анализа такого явления, как террор во время Гражданской войны в России.
Ключевые слова : история России, Гражданская война, красный террор, белый террор, насилие.
В этом году исполняется 100 лет со дня окончания Гражданской войны в России. Стоит отметить, что это только одна из точек зрения историков, по другому мнению, война закончилась в 1921 году. Этот период в истории нашей страны является одним из самых ужасных и жестоких, потому что это время хаоса и насилия, время, когда брат шёл на брата, когда в людях просыпались их самые низменные качества.
Начало XX века было тяжелым временем для России, имелся ряд нерешенных проблем, например, остро стоял вопрос о наделении крестьян землей. Противостояние в обществе началось в феврале 1917 года, но серьезные столкновения начались после Октябрьской революции.
Военные действия в период Гражданской войны существенно отличались от предыдущих периодов. Тогда нужно было проявить своеобразное военное творчество, ломающее стереотипы управления войсками, системы комплектования армии и военной дисциплины. Побеждал тот, кто использовал все средства для достижения поставленной задачи. Главной чертой Гражданская войны было то, что она была маневренной, сплошных линий фронта не было: города, села, станицы по нескольку раз могли переходить из рук в руки. Поэтому решающее значение получали активные, наступательные действия, вызванные стремлением перехватить инициативу у противника. [1]
После начала Гражданской войны большевики и сторонники монархического строя начали бороться друг с другом, сметая всё на своём пути. С целью борьбы с противником каждая сторона организовала свои репрессивные механизмы, ставшие террором.
Террор (лат. terror — страх, ужас) — устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства. Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Большевики использовали государственный террор — массовое физическое устранение политических противников, используемое властью страны для устрашения и усмирения населения. [2]
На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами. В период Гражданской войны в России террор получил широкое распространение из-за царившего в стране хаоса, а также необходимости победить любой ценой.
Террор использовался всеми сторонами, принимавшими участие в Гражданской войне, но самым обсуждаемым является противостояние красных и белых. Существуют многочисленные споры о причинах террора и его масштабах, но историки стараются оценивать это явление как можно объективнее. Изучая различные данные, я пришла к следующим выводам.
Средства и формы выражения террора не имели принципиальных отличий у разных сторон, все использовали как аресты и расстрелы, так и более изощрённые способы подавления своего противника. К тому же у каждой стороны находились люди, желавшие просто убивать и зверствовать, не имея за этим никаких идеологических или индивидуальных принципов и идей. Но, несмотря на ряд сходств, красный и белый террор имеют множество принципиальных отличий.
Для красных террор в первую очередь был средством утверждения своей власти на территории страны. Он был выведен на государственный уровень и превращён в идею истребления врагов революции, что заставило людей считать террор самим собой разумеющимся, когда речь идёт о защите идей социализма. Большевики ставили перед собой чёткую цель, ради достижения которой и использовали террор. Этой целью было укрепить диктатуру пролетариата, создать для него образ «настоящего» врага, то есть разжечь в обществе классовую борьбу. «Верхушка» советской власти одобряла действия «низов», порождая развитие террора снизу — массы были готовы на «классовое убийство». Но стоит отметить, что красные арестовывали и расстреливали тех, кто открыто проявлял крайние насилие и садизм. Наиболее обсуждаемыми сторонами красного террора являются такие события как создание ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и расстрел семьи императора Николая II. Считалось, что в ВЧК служила «неуравновешенная молодежь с грабительскими инстинктами», а возле неё «группировались разные пьяницы и продавцы самогонки». Люди боялись чекистов, что было далеко не беспочвенно, ведь в их рядах находились те, кто позволял себе безграничное насилие и садизм в отношении других людей. Убийство царской семьи было гораздо грязнее, примитивнее и безнравственнее, чем это может казаться. Нет однозначного мнения о том, последовал ли приказ о расстреле именно от Ленина, но при этом нельзя молчать о том, что высшее руководство, в частности Ленин и Свердлов, были более чем довольны, тем, что классовая борьба и красный террор шел снизу и с удовольствием встречали «революционную инициативу». Террор большевиков был безличностно механистичен, он понимался ими не столько как средство возмездия, подавления и устрашения, сколько универсальный инструмент и средство утверждения сверхценного идеала.
Для белых же террор не был системным и контролируемым явлением. Часто он проявлялся как ответ на действия большевиков, а также желание части добровольцев отомстить за разрушенную страну. Чётко определённой системы террора не существовало. Основную часть белого террора совершали молодые эмоциональные люди, которые в условиях Гражданской войны превращались в тех, кто был готов мстить за свою страну любыми способами. Также террором занимались бандиты, сумевшие попасть в Добровольческую армию в силу простоты этого процесса. К тому же не стоит забывать, что на стороне белых были казаки, известные своими нравами. Одной из особенностей было то, что грабежи, совершённые белыми, проводились часто с целью самообеспечения, так как белое движение не имело такого же снабжения и надёжного тыла как Красная армия. Также белые использовали террор как превентивную меру для устрашения населения и установления своей власти. Террор не смог обеспечить для белых достижения их целей т. к. не был централизованно контролируемым. Белые не одобряли зверства своих людей, но не могли остановить или же контролировать поднявшийся в их движении террор, что было связано с особенностями самого движения и его руководства.
Таким образом, можно говорить о том, что красный террор был тесно связан с самой идеологией большевиков, имел системность и руководство. Белый же террор был явлением гораздо более сложным в причинах своего возникновения, сложился под действием большого количества разных факторов, не был контролируемым, из-за чего не смог помочь белому движению в достижении его целей.
Существовали также террористы-перебежчики. Это люди, которые не имели никаких конкретных политических убеждений, они хотели только одного — зверствовать, поэтому перебегали от одной стороны противостояния к другой. Рядом с идеалистом почти всегда вставал изувер, который сражался за власть, а не идею или какие-либо моральные ценности. Такой человек дискредитировал свою сторону, издевался над её идеей, превращая её в средство для достижения его личных целей. К тому же жестокость гражданской войны пробудила в людях звериное желание насилия, которое в мирное время не проявлялось, что в своей степени повлияло на распространение террора.
Но все ужасы и красного, и белого террора меркнут на фоне ожесточения крестьянской массы. Война сделала крестьян крайне озлобленными. Во многом этому поспособствовала революционная песенная культура с превознесением «крови» и «жертвы». Со временем все насильственные действия каких-либо сторон слились в сознании крестьян в единый ряд насилия «чужих» над деревней, что породило ответное насилие со стороны народных масс ко всем «чужим». В ряде случаев самосуды проводились по инициативе мирных граждан, среди которых встречались и беременные женщины. Поэтому необходимо различать властный террор и стадный стихийный садизм, жертв последнего было больше. [3]
Гражданская война всегда влечёт за собой разрушение общественных устоев и волну насилия. Нельзя винить в терроре какую-либо одну сторону, защищая другую. Необходимо понимать, что это было время, когда насилие уже невозможно было остановить. Нам остается только знать ошибки прошлого и не повторять их снова.
Литература:
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/grazhdanskaia_voina_v_rossii_1917_1922_gg
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8820
- Булдаков В. П. Б90 Красная смута: Природа и последствия революционного насилия / В. П. Булдаков. — Изд. 2-е, доп. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. — 967 с. — (История сталинизма).