Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

Дата публикации: 20.08.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Горбань, С. И. Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи / С. И. Горбань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45407/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается внедрение в профессиональную подготовку будущих художников сакральной живописи инновационного дисциплинарного комплекса для эффективного формирования профессиональной компетентности специалистов данного профиля с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова: инновационный дисциплинарный комплекс, профессиональная компетентность, будущий художник сакральной живописи

The article deals with introduction to training future painters’ of sacred art innovative disciplinary complex for the efficient formation of professional competence of specialists using innovative technologies.

Key words: innovative disciplinary complex, professional competence, future painters of sacred art

Сегодня существует необходимость подготовки высокопрофессиональных специалистов сакральной живописи, уровень которых должен позволять работать в различных стилистических направлениях религиозного искусства и во взаимосвязи с архитектурой храма, что в свою очередь предопределяет необходимость построения учебного процесса таким образом, чтобы он учитывал достижения как светской, так и церковной систем образования.

Но, реалиями сегодняшнего дня являются следующие: существующая система обучения художников сакральной живописи не способна быстро реагировать на современные требования к созданию высокохудожественных произведений сакральной живописи; реальный уровень профессионального мастерства, знаний, умений и навыков в профессионально-творческой, исследовательской и художественно-просветительской деятельности, полученные в процессе обучения являются недостаточными для будущей профессиональной деятельности и не отвечают в полной мере современным требованиям к профессиональной подготовке художника сакральной живописи [1].

Для преодоления обозначенных проблем и эффективного формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи с использованием инновационных технологий считаем необходимым внедрение в профессиональную подготовку специалистов данного профиля разработанный инновационный дисциплинарный комплекс, который был опробован в ходе проведения формировального этапа научного эксперимента.

Под инновационным дисциплинарным комплексом нами понимается совокупность дисциплин — центральных предметов в системе обучения сакральном живописи, спроектированная на основе компетентностного, личностно-деятельностного, контекстного, культорологичного подходов, с учетом возможностей инновационных технологий обучения, который предполагает доступность профессионально-ориентированного обучения путем постепенного наращивания сложности понятий, методов решений и решаемых задач [2].

В состав инновационного дисциплинарный комплекса профессиональной подготовки будущих художников сакральной живописи вошли: обновленное с учетом возможностей инновационных технологий обучения учебно-методическое обеспечение дисциплин «Техника станковой сакральной живописи», «Техника монументальной сакральной живописи», «Христианская иконография», которые преподаются в церковных учебных заведениях; разработанный автором спецкурс «История и теория христианского сакрального искусства». Инновационный дисциплинарный комплекс адаптирован к изучению в светских высших учебных заведениях, которые готовят специалистов по специальности 023 «Изобразительное искусство, декоративное искусство, реставрация» и может быть отражен и в вариативной части содержания образования по выбору Рассмотрим содержание и организационные формы обучение каждой, из выделенных учебных дисциплин, отдельно.

Цель спецкурса «История и теория христианского сакрального искусства» — искусствоведческая подготовка будущих художников сакральной живописи, которые могли бы в своем творчестве опираться на многовековой опыт своих предшественников-изографов, понимали основы формообразования сакрального образа, целесообразность использования техник и стилистики, присущих разным историческим периодам, осознавали особую миссию художника современности — творить искусство, присущее именно нашему времени и нашей стране, а не тиражировать всем известные образы иных времен.

Предлагается изучать спецкурс на 1 и 2 курсах церковных учебных заведений и на 2–3 курсах светских учебных заведений параллельно с учебной дисциплиной «Техника станковой сакральной живописи», предшествовать изучению дисциплины «Техника монументальной сакральной живописи» и стать основной для изучения дисциплины «Христианская иконография».

Для преподавания спецкурса разработаны методические материалы в таких инновационных формах:

1) лекции-беседы (лекции-диалоги) с использованием сторителлинга (от англ. storytelling – рассказывать истории). Использование таких форм лекций позволяет преподавателю направлять внимание студентов на наиболее важные вопросы темы, корректировать темп преподавания учебного материала с учетом особенностей студентов, привлекать их к диалогу с помощью вопросов как информационного так и проблемного характера, и позволяют выяснить уровень знаний студентов и степень их готовности к восприятию нового материала. Методическая специфика лекции-беседы состоит в том, что преподаватель выступает в роли информатора так и в роли собеседника, который направляет ход диалога встречными вопросами;

2) лекции-визуализации, которые предусматривают демонстрацию средствами ИКТ фото- и видео материалов с комментариями преподавателя к каждому из произведений сакральной живописи, просмотр мастер-классов современных иконописцев Украины;

3) лекции-экскурсии «Мозаики и фрески Софии Киевской», «Музей Ханенко: Европейская коллекция и византийские иконы», «Украинская средневековая сакральная живопись»;

4) проблемные лекции, на которых предусмотрено: привлечение студентов к поиску путей решения противоречий в суждениях ученых и служителей церкви; спорных вопросов, используя архивные материалы, материалы научно-исследовательских работ и экспедиций, ресурсы сети Интернет; поиск разных вариантов решения проблемы, подбора средств проверки правильности ее решения и выбора и теоретического обоснования оптимального решения;

5) лекции с запланированными ошибками. Эти лекции предполагают закладывание в их содержание определенного количества ошибок в основном смыслового характера о наличии которых преподаватель сообщает в начале лекции и ставит задачу студентам — определить их в ходе преподавания материала. Лекции-провокации носят эмоциональный характер, создают ситуацию которая побуждает студентов к активности, повышают интерес студентов к предмету, который изучается.

Спецкурс «История и теория христианского сакрального искусства» предполагает использование на семинарах: иллюстративных учебных ситуаций — кейсов, связанных с историей церковной живописи, со значением сакральных символов и принципами их использования и художественного воплощения в произведениях сакральной живописи; учебных ситуаций — кейсов с формированием проблемы — связанных с интерпретацией произведений сакрального искусства согласно исторического контекста и авторского замысла, с анализом созданных в различных стилях и техниках сакральных пространств; семинар исследовательского характера, посвящен более основательному изучению материала по узловым темам, на которых предусмотрена преимущественно групповая работа с использованием беседы со свободным обменом мнениями. Такие семинары объединяют имеющуюся у студентов теоретическую подготовку по предмету с элементами научно-исследовательской работы, студенты занимаются не только трансляцией знаний, но и приобретают опыт организации познавательной деятельности [3].

В ходе изучения спецкурса студентам предлагается выполнить информационно-исследовательские и практично-творческие проекты: «Программа росписи памятников раннехристианского или византийского искусства», «История формирования высокого иконостаса», «Эскиз иконостаса и его частей».

В результате изучения дисциплины «История и теория христианского сакрального искусства» студент должен: знать историю развития церковного искусства, его основные произведения и имена исполнителей; уметь определять характерные черты произведений церковного искусства, стилистику и приблизительное время создания; понимать содержание богословской символики произведений сакрального искусства, связь с богослужением и догматами Церкви; понимать проблемы, связанные с изучением, сохранением, реставрацией и восстановлением высокохудожественных памятников церковного искусства; уметь использовать полученные знания в дальнейшей творческой деятельности; быть готовыми к преподаванию дисциплины в воскресных, церковноприходских школах и катехизаторских собраниях.

Указанные знания и умения формируются в процессе параллельного освоения дисциплины «Техника станковой сакральной живописи» и является основой для изучения учебных дисциплин «Техника монументальной сакральной живописи» и «Христианская иконография».

Учебная дисциплина «Техника станковой сакральной живописи» предусматривает: проведение лекционных занятий, на которых студенты получают теоретические знания о технике станковой сакральной живописи, технологии художественных материалов в разные исторические времена происходит в форме лекции-визуализации с использованием мультимедийных презентаций видео материалов — мастер-классов известных художников сакральной живописи; при проведении практических работ с целью овладения техники иконописи. Процесс обучения начинается с выполнения прорисей и знакомства с красочным слоем иконы. Постепенно задания усложняются, подводя студента к созданию иконного образа; выполняются индивидуально-творческие проекты в последовательности, которая соответствует этапу становления и творческому этапу подготовки специалиста: «Парсунний автопортрет или портрет студента», «Письмо праздничной иконы», «Икона в авторской стилистике».

В результате изучения указанных тем и выполнения проектов у студентов формируются знания относительно отличительных признаков различных школ и трактовок, стилистической языка иконы, умения применять полученные знаний для создания икон в копийном и авторском исполнении, умение стилизовать реалистичное изображение, оценивать собственную творческую работу.

Учебная дисциплина «Техника монументальной сакральной живописи» подразумевает: проведение лекций-визуализаций с использованием мультимедийных презентаций, мастер-классов современных художников сакральной живописи для получения теоретических знаний о видах, технологии, техники и особенностей монументальной сакральной живописи в разные исторические времена; для проведения практического занятия по теме «Поэтапное письмо лика (ликов)» используется разработанная программа для выполнения учебных практических упражнений для освоения техники монументальной живописи, визуализированная средствами программного продукта PowerPoint; использование иллюстративных кейсов для проведения семинаров по темам «Техники монументальной живописи в исторической ретроспективе», «Технология различных видов живописи». Цель семинаров — на конкретных примерах обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной профессиональной ситуации; использование мастер-классов ведущих художников монументальной сакральной живописи для проведения семинаров по темам: «Выбор произведения современного монументального сакрального живописи как основы для выполнения реплики», «Тенденции развития монументальной сакральной христианской живописи сер. ХХ — нач. ХХІ веков»; выполнение студентами практически-творческих проектов:

1) индивидуальных «Письмо реплик произведений древней монументальной сакральной живописи» и «Письмо реплик произведений современной монументальной сакральной живописи», которые предусматривают выполнение копии известного произведения сакрального искусства с возможным включением авторских новаций, ассоциаций, реминисценций и т. д.;

2) коллективного «Монументальная роспись сакрального пространства», который предусматривает разработку общей иконографической программы росписи, создание эскизов и утверждение отдельных композиций росписи с учетом общей концепции, выполнение каждым студентом части избранного сакрального пространства в определенной технике.

Учебная дисциплина «Христианская иконография» имеет целью ознакомление студентов с основными сюжетами христианского сакрального искусства, историей формирования христианской иконографии, принципами формирования иконографических схем и иконографических программ росписи в контексте той или иной эпохи. С целью реализации поставленной цели внесены доработки:

1) добавлены теоретические знания по теме «Иеротопия — создание сакральных пространств как особый вид творчества», в рамках которой студенты знакомятся с особенностью науки иеротопии как науки о создании сакральных пространств как особом виде творчества, специальной области исторических исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества. По данной теме предусмотрено проблемная лекция;

2) разработаны методические материалы для проведения учебных занятий в таких инновационных формах:

− лекции — визуализации по темам: «Нимб как элемент иконографии», «Жесты в иконографии», «Иконография Спасителя», «Иконография Богоматери» и др..; проблемные лекции по темам «Формирование христианской иконографии и памятники письменности как литературная основа иконографии»; лекция с запланированными ошибками по темам «Иконография «Вселенских соборов», «Иконография Страшного суда»;

− семинары исследовательского характера по темам «Понятие «канон» в сакральном искусстве», «Иконография Воскресения Господня — Сошествия в ад»; семинары с использованием иллюстративных учебных ситуаций — кейсов по разделам темы «Иконография христианских святых»;

3) предусмотрено выполнение индивидуальных проектов: информационно-исследовательского проекта «Иконография христианских праздников», практически-творческого проекта «Создание иконографической программы и эскиза росписи сакрального пространства», практически-творческого проекта «Разработка схемы иконы новопрославленного святого в житии».

Следовательно, реализуя обучение средствами инновационного дисциплинарного комплекса, мы старались выбирать такие инновационные технологии обучения, которые бы поддерживали и стимулировали учебную мотивацию студентов, поощряли их активность и самостоятельность; максимально способствовали привлечению студентов к обсуждению проблемных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, реализации практико-профессиональных задач, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий; развивали навыки самооценки результатов собственного творчества.

Соглашаясь с мнением Н. Белоусова [4], П. Гусевой [5], Е. Серапионовой [6] считаем, что организовать полноценное обучение сакральном живописи в форме только аудиторных занятий довольно трудно. Поэтому наиболее целесообразной формой обучения является использование опыта бригадно-артельной работы в учебном процессе, когда формирование профессиональной компетентности будущего художника происходит непосредственно в совместной деятельности опытного мастера и группы помощников (студентов), в реальных условиях коллективной работы на объекте. Работа на объекте позволит будущему специалисту «вжиться» в произведение сакрального искусства, воспитываться на ценностях православной культуры, а их воспитание будет духовно ориентированным [4].

Так, одной из внеаудиторных форм формирования профессиональной компетентности будущего художника сакральной живописи, является работа студентов в художественно-творческой мастерской, работа в которой сближает учебную деятельность с профессиональной, способствует развитию самостоятельности и творческой активности студентов. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов происходит и во время прохождения практики.

В ходе выполнения индивидуальных и групповых проектов, подготовки к семинарам и проблемным лекциям, работы в художественно-творческой мастерской происходит постепенное формирование у студентов как предметных (личностно-индивидуальной, художественно-эстетической, художественно-практической), так и надпредметных (исследовательской, информационной, коммуникативной) компетенций.

Итак, содержательно-организационная составляющая предложенной модели предполагает конструирование целостного педагогического процесса с использованием разработанного инновационного дисциплинарного комплекса, который обеспечивает формирование профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи через внесение педагогических инноваций в содержание подготовки будущих специалистов, обогащение форм и методов их обучения.

Литература:

1. Николай Чернышев, свящ. Церковное и нецерковное в современном облике православных храмов // Церковное искусство, его восприятие и преподавание: Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов: Москва, 11–12 мая 2006 г. — C. 134–151.

  1. Гурська О. В. Дидактичні умови реалізації інноваційних форм навчальної діяльності студентів коледжів у процесі вивчення суспільствознавчих дисциплін: дис. на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук 13.00.09 — Теорія навчання Полтава — 2015–284 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М.: Смысл, 2005. — 431 с.
  3. Белоусов М. Р. Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 — Москва — 2007. — 20 с.
  4. Гусева П. В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. на соискание науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Гусева Полина Вадимовна. — Санкт-Петербург — 2012. — 183 с.
  5. Серпионова Э. Н. Проблемы подготовки современного иконописца / Э. Н. Серпионова // Виховання і культура. — 2014. — № 1 (36). — С. 24–28.
Основные термины (генерируются автоматически): сакральная живопись, инновационный дисциплинарный комплекс, станковая сакральная живопись, монументальная сакральная живопись, студент, будущий художник, инновационная технология обучения, профессиональная компетентность, сакральное искусство, христианское сакральное искусство.


Ключевые слова

профессиональная компетентность, инновационный дисциплинарный комплекс, будущий художник сакральной живописи

Похожие статьи

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов. Предлагаются этапы обучения основам копийного мастерства.

Горбань Сергей Иванович — Информация об авторе

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. №33 (167) август 2017 г. Авторы: Горбань Сергей Иванович. Рубрика: Педагогика.

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Первые русские художники, основоположники станковой живописи в Узбекистане, приехавшие в Туркестан, — это офицеры, православные

Другой — придерживался иного взгляда на мир, иной идеологии, где приоритет получили меланхолические, сакральные интонации.

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

- традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития.

Технологии масляной живописи, акварели, темперы, пастели появившись как инновационные, давно уже стали традиционными.

Механизм формирования профессиональной компетентности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи.

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Монументальное искусство рассматривается не только в контексте господствующего социалистического реализма, но и особенностей

Именно в 3 периоде (1928–1941 гг.) активно развивается монументальная живопись, взаимодействуя с новыми архитектурными объектами.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: С. Петрушевский, Г. Щегаль...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов. Предлагаются этапы обучения основам копийного мастерства.

Горбань Сергей Иванович — Информация об авторе

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. №33 (167) август 2017 г. Авторы: Горбань Сергей Иванович. Рубрика: Педагогика.

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Первые русские художники, основоположники станковой живописи в Узбекистане, приехавшие в Туркестан, — это офицеры, православные

Другой — придерживался иного взгляда на мир, иной идеологии, где приоритет получили меланхолические, сакральные интонации.

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

- традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития.

Технологии масляной живописи, акварели, темперы, пастели появившись как инновационные, давно уже стали традиционными.

Механизм формирования профессиональной компетентности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи.

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Монументальное искусство рассматривается не только в контексте господствующего социалистического реализма, но и особенностей

Именно в 3 периоде (1928–1941 гг.) активно развивается монументальная живопись, взаимодействуя с новыми архитектурными объектами.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: С. Петрушевский, Г. Щегаль...

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих социальных работников.

Похожие статьи

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов. Предлагаются этапы обучения основам копийного мастерства.

Горбань Сергей Иванович — Информация об авторе

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. №33 (167) август 2017 г. Авторы: Горбань Сергей Иванович. Рубрика: Педагогика.

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Первые русские художники, основоположники станковой живописи в Узбекистане, приехавшие в Туркестан, — это офицеры, православные

Другой — придерживался иного взгляда на мир, иной идеологии, где приоритет получили меланхолические, сакральные интонации.

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

- традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития.

Технологии масляной живописи, акварели, темперы, пастели появившись как инновационные, давно уже стали традиционными.

Механизм формирования профессиональной компетентности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи.

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Монументальное искусство рассматривается не только в контексте господствующего социалистического реализма, но и особенностей

Именно в 3 периоде (1928–1941 гг.) активно развивается монументальная живопись, взаимодействуя с новыми архитектурными объектами.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: С. Петрушевский, Г. Щегаль...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов. Предлагаются этапы обучения основам копийного мастерства.

Горбань Сергей Иванович — Информация об авторе

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. №33 (167) август 2017 г. Авторы: Горбань Сергей Иванович. Рубрика: Педагогика.

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Первые русские художники, основоположники станковой живописи в Узбекистане, приехавшие в Туркестан, — это офицеры, православные

Другой — придерживался иного взгляда на мир, иной идеологии, где приоритет получили меланхолические, сакральные интонации.

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

- традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития.

Технологии масляной живописи, акварели, темперы, пастели появившись как инновационные, давно уже стали традиционными.

Механизм формирования профессиональной компетентности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи.

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Монументальное искусство рассматривается не только в контексте господствующего социалистического реализма, но и особенностей

Именно в 3 периоде (1928–1941 гг.) активно развивается монументальная живопись, взаимодействуя с новыми архитектурными объектами.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: С. Петрушевский, Г. Щегаль...

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности...

Создание инновационного дисциплинарного комплекса как средства формирования профессиональной компетентности будущих художников сакральной живописи. Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих социальных работников.

Задать вопрос