Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (164) июль 2017 г.

Дата публикации: 30.07.2017

Статья просмотрена: 1424 раза

Библиографическое описание:

Александрова, И. В. Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков / И. В. Александрова, Н. Н. Кубарькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 67-75. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45270/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков

У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. Что в будущем может помешать овладению процессами чтения и письма.

Для организации коррекционного процесса по развитию фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков, для его эффективности, сокращении времени на подготовку к образовательной деятельности мы предлагаем использовать бланки.

Мы предлагаем 17 бланков для диагностических и коррекционных целей. Бланки для обследования фонематического слуха составлены на основе методики Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного развития» (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2009г.).

Бланки для коррекционных целей помогут решать несколько задач: автоматизация шипящих звуков и закрепление умения делить слова на слоги.

Применение бланков, существенно экономит время образовательного процесса и позволяет разнообразить ее, а также эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу, с сохранением результатов обследования.

Внедрение бланковых методик в коррекционно-образовательный процесс развивает внимание и мышление дошкольника, а также в рамках преемственности с начальным общим образованием, ребенок умеющий работать с бланками, будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, мониторингах, олимпиадах, и конкурсах.

Использование бланков в диагностических целях

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка ________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ш] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б6.jpg

Карточка № 2 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка _________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ж] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б7.jpg

Карточка №3 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ч] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б8.jpg

Карточка №4 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [щ] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б9.jpg

Карточка № 5 Определение звуков в словах (I вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько окошек у ракеты, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:шапка, дом, ваза, карандаш.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б14.jpg

Карточка № 6 Определение звуков в словах (II вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько игрушек на елке, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:Ум, мак, шуба

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б15.jpg

Использование бланков для развития фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Карточка № 1. Автоматизация звука [Ш] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _________________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 2. Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _____________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 3. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 4. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 5. Автоматизация звука [Ж] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 6. Автоматизация звука [Ж] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 7. Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 8. Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 9. Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 10. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Карточка № 11. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Литература:

  1. Кузьмина Е. В. Бланковые методики в работе логопеда. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  2. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Просвещение, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): имя ребенка, автоматизация звука, предмет, слово, Дата, задание, карточка, слог, фамилия, фонематический слух.


Ключевые слова

фонематический слух, бланки, автоматизация шипящих звуков

Похожие статьи

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств

В статье приводится опыт работы воспитателя ДОО по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Формирование фонетических навыков у детей-инофонов на уроках русского языка в 5-м классе

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка

В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.

Учёт интерференции гласных при обучении итальянцев русскому произношению

Данная статья посвящена анализу фонетической интерференции гласных звуков в русской речи носителей итальянского языка начального этапа обучения. В работе сравниваются вокалические системы русского и итальянского языков. На основании сравнения приводя...

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Похожие статьи

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств

В статье приводится опыт работы воспитателя ДОО по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Формирование фонетических навыков у детей-инофонов на уроках русского языка в 5-м классе

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка

В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.

Учёт интерференции гласных при обучении итальянцев русскому произношению

Данная статья посвящена анализу фонетической интерференции гласных звуков в русской речи носителей итальянского языка начального этапа обучения. В работе сравниваются вокалические системы русского и итальянского языков. На основании сравнения приводя...

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Задать вопрос