Глобальный финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия. Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Узбекистана. По предварительной оценке, если рост ВВП в 2008 году составил 9 %, то в 2013 году этот показатель составил 8,0 %; инфляция на конец года — 7,8 % и 6,8 %
Рис. 1. Динамика ВВП и инфляции за 2007–2016 гг., % [1]
Все это привело в последующие годы изменение ситуации на мировых рынках, в частности, осложнения и последствия для отечественной экономики, что носило негативный характер. На мировых товарных рынках сохранились низкие цены на основные экспортные позиции Узбекистана. В этих условиях экономическая политика была направлена на смягчение последствий глобального финансово-экономического кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране. Главным целями политики Правительства и Центрального Банка Республики Узбекистан были обеспечение социальной стабильности и поддержка макроэкономической сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и деловой активности. В 2013 году рост ВВП составил 8 %, уровень безработицы снизился до 4,8 %
Рис. 2. Динамика занятого населения (в % к предыдущему году) [2, 3]
Инфляция на конец 2014 года прогнозируется на уровне 6,8 %. Одним из главных инструментов достижения указанных целей стали реализация принятых Правительством, Центральным Банком и Центром по координации и развитию рынка ценных бумаг осуществление совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2008–2016 годы, при помощи которого решались и решаются задачи по стабилизации финансового сектора, поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерских хозяйств, развитие рынка недвижимости, дальнейшей диверсификации экономики, обеспечению занятости и поддержке социально уязвимых слоев населения. Правительство, Центральный Банк Республики Узбекистан обеспечили стабильное функционирование отечественной финансовой системы и создали необходимые условия для кредитования реального сектора экономики. Правительство обеспечило дополнительную капитализацию системообразующих банков, т. е. коммерческих банков, на уровне отдельных коммерческих банков стабилизирующие меры Правительства в контексте реализации антикризисных мер. Центральный Банк и Правительство Республики Узбекистан будут вести постоянный мониторинг состояния платежного баланса и обменного курса национальной валюты сума во избежание ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда значительная доля активов и обязательств экономики приходится на иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков. Несомненно, при этом действия Центрального Банка Республики Узбекистан впредь должны быть направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса сума по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах. Это также приведет к ориентации деятельности Правительства на оздоровление экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста, способствует заложению основ для перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально-экспортно ориентированных секторах экономики. Все масштабные меры по стимулированию экономической активности будут направлены на формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний. Обоснование полученных научных результатов. Правительство страны для стабилизации рынка недвижимости должно продолжить работу по защите прав участников долевого строительства и вместе с тем приступить к реализации социальной программы ипотечного кредитования. В 2014–2016гг. основным приоритетом в деятельности Правительства были обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения. Размеры профицита бюджета будут поддерживаться на приемлемом уровне, т. е. 0,3 % к ВВП с учетом необходимости достижения макроэкономической сбалансированности. При этом Правительство Республики Узбекистан совместно с Минфином Республики Узбекистан ужесточит контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию антикризисных мер. Для эффективной реализации заявленных мер Правительство, Минфин РУзб и ЦБ РУзб будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики и принимать необходимые корректирующие меры. При этом, как нам представляется, Центральный Банк Республики Узбекистан принять решение и определить основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2016–2018 годы и по мимо этого особое внимание должно уделяться комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы. В связи с этим рекомендуется рассматривать 2 сценария развития отечественной экономики: базовый и пессимистичный. При базовом сценарии можно опираться на ожидаемое сохранение незначительного дефицита по текущим операциям (свыше 3 млрд долл. США). При этом предполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, если срок погашения наступит в 2016 и 2017 годы. Предполагается, что в этих условиях внешние активы банков могут сократиться. В рамках данного сценария предусматривается, что ожидаемый реальный рост ВВП в 2017 году составит 8,1 % [6], а в 2018 году — предусматривается сохранить этот рост. В этих условиях замедление темпов экономического роста приводит к снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса. Как следствие в 2017 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Центрального Банка Республики Узбекистан на уровне 2016 года и стабильность номинального обменного курса сума. Таким образом, при выполнении предположений, сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса, может произойти сокращение денежного предложения в экономике, безусловно, за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, со ответственно, оттока депозитов. Итак, основной целью денежно-кредитной политики Центрального Банка Республики Узбекистан на 2017–2018 годы будет удержание годовой инфляции в пределах 6,8–7,0 % при реализации как первого, так и второго сценариев, что способствует сохранению среднегодового уровня инфляции в пределах 6,9 %. Следует также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели будут пересмотрены, то прогноз инфляции так же будет пересмотрен. Кроме того, показатели денежного предложения и другие индикаторы денежно-кредитной политики являются индикативными, т. е. необязательными к достижению в случае изменения условий функционирования экономики. При реализации пессимистичного сценария меры денежно-кредитной политики должны способствовать значительному снижению существующих нормативов минимальных резервных требований. Наряду с этим Центральный Банк Республики Узбекистан должен выработать и активно использовать механизмы поддержания банковского сектора с использованием различных косвенных инструментов (секьюритизация активов, операции с облигациями и акциями банков, предоставление ликвидности через финансовые институты и др.). Центральный Банк, учитывая существенный дефицит ликвидности в иностранной валюте, и угрозу внезапного оттока капитала из страны, при необходимости должен принимать жесткие меры по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, для чего им могут быть предприняты меры по ограничению оттока ка питала и повышению объемов предложения иностранной валюты, в том числе посредством временного введения валютных ограничений [1].
Литература:
- http://fp.cibs.ubs.edu.ua/files/1403/14zzrprg.pdf
- http://fp.cibs.ubs.edu.ua/files/1403/14zzrprg.pdf
- https://www.gazeta.uz/ru/2016/03/23/employment/
- http://fp.cibs.ubs.edu.ua/files/1403/16zrprg.pdf
- Банковское дело / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 374 с.30. Банковское дело: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2010.- 672 с.
- Беляков А. П. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. / А. П. Беляков. — М.: БДЦ-пресс, 2011. — 261 с.
- Брагинский С. В. «Кредитно-денежная политика в Японии» М., ИНФРА, 2004 г- 972 с.
- Дегтярев О. И. Биржевое дело: Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2005. -680 с.
- Долан Э. Дж Макроэкономика: учебное пособие.- М: Санкт-Петербург Оркестр, С-Пб, 1994 -410 с.