О повышении долговечности подшипниковых узлов центробежных насосов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 17.07.2017

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Батиров, Ш. Г. О повышении долговечности подшипниковых узлов центробежных насосов / Ш. Г. Батиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45177/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье затронуты и рассматриваются некоторые теоретические аспекты повышения долговечности подшипниковых узлов центробежных насосов применением полимерной композиции — анаэробного герметика АН-6.

Водное хозяйство Республики Узбекистан — это сложный комплекс ирригационных систем, обслуживающих около 4,3 млн.га орошаемых земель, включающий более 180000км сети каналов, 140000 км коллекторно-дренажной сети, около 160000 сооружений, из которых свыше 800 крупных, 1588 насосных станций годовой мощностью 8,0 млрд. кВт, 55 водохранилищ общей емкостью 19,8 млрд.м3 и более 4100 скважин [1].

В каждой области региона созданы и функционируют управления насосных станций (УНС), включающие предприятия по контролю эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию самих насосов. По всей стране их насчитывается порядка двадцати управлений. Основной задачей этих управлений является непрерывность функционирования насосных станций в заданном регионе согласно нормативным и техническим требованиям.

На сегодняшний день в Республике Узбекистан функционируют более 70 тысяч фермерских хозяйств. На каждое фермерское хозяйство в среднем приходится 80 га орошаемой земельной площади.

Известно, что в настоящее время во многих этих хозяйствах широко применяются водяные насосы центробежного типа различных модификации, мощностей и производительности. Продолжительность функционирования этих насосов во многом зависит от своевременного проведения планово-предупредительных работ (ППР) и ремонта в ходе их эксплуатации.

Практика эксплуатации центробежных насосов показывает, что большая его часть теряет работоспособность не вследствие поломок, а в результате износа отдельных деталей.

Проведенный анализдефектов и выявления причины повышенной вибрации центробежных насосов и износа подшипниковых узлов, поступивших в АО «Сувмаш» показал, что основными факторами являются: несоосность и дисбаланс (Рис. 1) [1].

Рис. 1.Основные причины повышенной вибрации

центробежных насосов

Из диаграммы видно, что несоосность, неточности геометрии машин (параллельность, перпендикулярность валов и направляющих), дисбаланс валов в большинстве случаев может в совокупности достигать 80 %.

Анализ дефектов подшипниковых узлов центробежных насосов проведенных в ОАО «Сувмаш» показывает, если зазор между обоймой и шариком превышает 0,1 мм при его ø50 мм; 0,2 мм — для подшипников ø50 … 100 мм; 0,3мм — для диаметров более 100 мм, то эти подшипники восстановлению не подлежат, а требуют замене [2].

Посадочные места под подшипники скольжения с эллипсностью и конусностью менее 0,04 мм рекомендуется восстанавливать до уменьшения номинального диаметра на 2–3 %.

Существует гипотеза, утверждающая, что при работе механизмов и машин осуществляется два процесса: схватывание металлического сплава и окисление пластически деформированных поверхностных слоев с образованием растворов и химических соединений кислорода с материалами деталей по поверхности их взаимного контакта. Допуская, что изнашивание всей поверхности детали происходит равномерно, число циклов до разрушения, необходимое для аналитической оценки интенсивности износа, может быть определено из уравнения [3]:

(1)

где:b, v — параметры кривой опорной поверхности;

ɛ- относительное сближение поверхностей;

hmax– высота максимального выступа истирающей поверхности;

ξ — коэффициент, учитывающий влияние на величину площади фактического контакта упругих деформаций (0,5< ξ>1);

ηс- относительная контурная площадь, участвующая в процессе трения;

d– средний диаметр единичного пятна контакта;

n — число циклов до разрушения.

В ряде случаев считают, что понятие усталостного износа как вида разрушения, при котором материал подвергается повторному действию сил, приводящих к накапливанию в нем повреждений, может быть использовано и для анализа процесса, который классифицируется как адгезионный износ [3].

При упругом насыщенном контакте все микронеровности, которые расположены на контурной площади контакта, образуют зоны контакта. Условие реализации упругого насыщенного контакта имеет вид [3]:

(2)

где:PCH — упругость насыщенного контакта;

E -модуль упругости;

-безразмерный комплекс, характеризующий шероховатость поверхности;

Rmax — наибольшая высота неровностей профиля, мкм;

r — приведенный радиус неровности, мкм;

v, b — параметры, зависящие от вида обработки;

μ — коэффициент Пуассона;

ατ — коэффициент, учитывающий напряженное состояние в зоне контакта и кинематические особенности взаимодействия твердых тел. При упругом контакте (ατ=0,5);

HB — твердость материала (полимерной композиций на основе АН-6).

Относительное сближение при насыщенном упругом контакте можно определить по формуле [3]:

(3)

Подставим в формулу (2) вместо PC левую часть выражения PCH (1) получим формулу для определения относительного сближения:

=

= (4)

Деформация покрытия полимерной композиций на основе анаэробного герметика АН-6в вертикальном направлении определяется из выражения [4]:

= h=N/2, (5)

Где N — натяг покрытия полимерной композиций на основе АН-6.

Относительное сближение ε определяют по формуле [3]:

ԑ=h/Rmax, (6)

где h — глубина внедрения неровности;

ԑ — относительное сближение при насыщенном упругом контакте.

С учетом формул (5) и (6) получим выражение для определения натяга покрытия полимерной композиций на основе анаэробного герметика АН-6:

N= 2h = 2ԑRmax(7)

Минимальный натяг покрытия, обеспечивающий упругий насыщенный контакт? определим по формуле:

(8)

Выводы:

Из полученной формулы (8) следует, что величина натяга, обеспечивающая упругий насыщенный контакт, зависит только от параметров обработки b, v и шероховатости поверхности Rmax подшипникового узла центробежного насоса. После отвердения полимерной композиций на основе АН-6 увеличится площадь контакта, кроме того увеличатся фрикционные параметры. Рост фактической площади контакта снизит контактные напряжения в покрытии полимерной композиций на основе АН-6 при ее нагружении.

Литература:

  1. Р. А. Мамутов. Отчет НИР Проекта МСВХ РУз и ПРООН «План интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения в бассейне реки Зарафшан». г. Ташкент. -2015 г.
  2. Отчет НИР по Гранту № КХА-3–2015 «Сувхужалигидакулланиладиганмарказданкочма насос деталлариресурсинитиклаштехнологиясинимодернизациялаш», -Ташкент, -2015 г. -160 с.
  3. Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, -1977. -525 с.
  4. Ли Р. И. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами. Дисc… докт. техн… наук. Москва. -2001 г. -250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полимерная композиция, относительное сближение, анаэробный герметик, насос, упругий насыщенный контакт, PCH, зона контакта, насыщенный упругий контакт, натяг покрытия, Узбекистан.


Похожие статьи

О преимуществе комбинированных методов при восстановлении деталей центробежного насоса

В данной статье рассматриваются прогрессивные методы восстановления деталей центробежного насоса. В частности, представление о ультразвуковой обработке. Приведены краткие теоретические предпосылки оценки эффективности технологии ультразвуковой обрабо...

Методы исследования рабочих органов шнекового распределителя при транспортировании сыпучих материалов

В статье приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований машинного агрегата с вращающими механизмами, с учетом инерционных свойств и производительности машин. Приведена новая методика определения частоты вращения вращающих органо...

Технология изготовления подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов

В статье рассмотрены вопросы применения подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов в рабочих органах комплекса машин и механизмов хлопкоочистительного производства.

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности тормозных накладок микроавтобусов семейства ГАЗ

В работе приведены результаты расчета режимов торможения микроавтобусов ГАЗель ГАЗ 3221 (маршрутных такси) для ускоренных стендовых испытаний фрикционных накладок передних тормозных механизмов.

Научное прикладное применение силового расчета плоских рычажных механизмов в промышленности.

В статье автор исследует и обосновывает научную важность силового расчета плоских рычажных механизмов в машиностроении и других отраслях промышленности, рассматривает основные его этапы и рассматривает его актуальность.

Комплексные показатели качества полимерных композиций для низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом и жарком климате.

Разработка методов и средств повышения эффективности элементов газовоздушного тракта тепловозных дизелей

Статья посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности элементов газовоздушного тракта тепловозных дизелей. Основное внимание уделяется разработке электродинамического метода очистки воздушных и газовых сред от твердых загрязнителей. Разр...

Разработка комплексных показателей качества для материалов низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом жарком климате.

Перспективные эпоксидные клеевые композиты для строительства

В статье рассматриваются возможности получения и свойства перспективных клеевых материалов и связующих для строительства на основе модифицированной эпоксидиановой смолы ЭД-20 и аминного отвердителя. Приведены экспериментальные результаты определения ...

Разработка и исследовательские испытания механических свойств экспериментальных образцов двухкомпонентного композиционного материала

Данная статья посвящена исследованию влияния наноразмерных наполнителей на физико-механические свойства АБС-пластика. В статье описан метод изготовления образцов для проведения испытаний, в основе которого лежит 3D-прототипирование. Результаты испыта...

Похожие статьи

О преимуществе комбинированных методов при восстановлении деталей центробежного насоса

В данной статье рассматриваются прогрессивные методы восстановления деталей центробежного насоса. В частности, представление о ультразвуковой обработке. Приведены краткие теоретические предпосылки оценки эффективности технологии ультразвуковой обрабо...

Методы исследования рабочих органов шнекового распределителя при транспортировании сыпучих материалов

В статье приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований машинного агрегата с вращающими механизмами, с учетом инерционных свойств и производительности машин. Приведена новая методика определения частоты вращения вращающих органо...

Технология изготовления подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов

В статье рассмотрены вопросы применения подшипников скольжения на основе древесно-композиционных материалов в рабочих органах комплекса машин и механизмов хлопкоочистительного производства.

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности тормозных накладок микроавтобусов семейства ГАЗ

В работе приведены результаты расчета режимов торможения микроавтобусов ГАЗель ГАЗ 3221 (маршрутных такси) для ускоренных стендовых испытаний фрикционных накладок передних тормозных механизмов.

Научное прикладное применение силового расчета плоских рычажных механизмов в промышленности.

В статье автор исследует и обосновывает научную важность силового расчета плоских рычажных механизмов в машиностроении и других отраслях промышленности, рассматривает основные его этапы и рассматривает его актуальность.

Комплексные показатели качества полимерных композиций для низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом и жарком климате.

Разработка методов и средств повышения эффективности элементов газовоздушного тракта тепловозных дизелей

Статья посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности элементов газовоздушного тракта тепловозных дизелей. Основное внимание уделяется разработке электродинамического метода очистки воздушных и газовых сред от твердых загрязнителей. Разр...

Разработка комплексных показателей качества для материалов низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом жарком климате.

Перспективные эпоксидные клеевые композиты для строительства

В статье рассматриваются возможности получения и свойства перспективных клеевых материалов и связующих для строительства на основе модифицированной эпоксидиановой смолы ЭД-20 и аминного отвердителя. Приведены экспериментальные результаты определения ...

Разработка и исследовательские испытания механических свойств экспериментальных образцов двухкомпонентного композиционного материала

Данная статья посвящена исследованию влияния наноразмерных наполнителей на физико-механические свойства АБС-пластика. В статье описан метод изготовления образцов для проведения испытаний, в основе которого лежит 3D-прототипирование. Результаты испыта...

Задать вопрос