Костюмированный бал, Grand bal-parè, Fin d’été, маскарад: театрализация жизни и театрализованный костюм в России второй половины XIX — начала ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 15.07.2017

Статья просмотрена: 787 раз

Библиографическое описание:

Комаревцева, А. А. Костюмированный бал, Grand bal-parè, Fin d’été, маскарад: театрализация жизни и театрализованный костюм в России второй половины XIX — начала ХХ века / А. А. Комаревцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45141/ (дата обращения: 16.12.2024).



С ноября 2014 и до середины сентября 2015 года в Петербурге проходила необычная выставка «Грохочет бал, сияет бал…» (Петропавловская крепость, Инженерный дом), на которой было представлено более 500 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Российской национальной библиотеки. Различные экспонаты — литографии, фотографии, афиши, пригласительные билеты наглядно продемонстрировали разнообразие петербургских бальных торжеств XVIII — начала ХХ века. Нельзя отказать в неиссякаемой фантазии устроителям тематических балов рубежа ХIХ–ХХ столетий: «В снегах», «Бал-монстр», «В аду», «Подводное царство» и др. [1]. В начале февраля 1901 года в Мариинском театре состоялся бал-маскарад «В мире декадентов», организованный Театральным обществом [2, с. 148]. 10 февраля этого же года в Таврическом дворце слушатели Академии художеств устроили «Бал-сказку» с декорациями, «блиставшими «образованным» вкусом». Костюмированные балы часто сопровождались призами за лучший или «злободневный» костюм. На петербургском «сказочном» балу призовыми местами были отмечены костюмы: «сфинкс», декадентский, «махровый мак». Приз зрительских симпатий получили «золото» и «fantaisie»; среди мужских нарядов выделялись «тореадор», «китаец», «Зигфрид» [3, с. 148].

Возрождение моды на костюмированные балы /исторические маскарады связывают с эпохой Александра III. Императрица Мария Федоровна была большой любительницей придворных маскарадов, поэтому не случайно их было так много в ту эпоху (Зеленый (Изумрудный) бал 1888 г., январский маскарад 1889 г. и др.). Однако костюмированные балы, а именно театрализованные шествия в национальных костюмах, входят в моду в царствование императора Николая I. В первую декаду апреля 1849 года в Москве прошли праздничные торжества, связанные с окончанием строительства и освящением нового Императорского Кремлевского дворца. На церемонии освящения «Государыня Императрица, великая княгиня и все придворные особы были в русских торжественных нарядах» [4]. «Русским праздником» назвал С. П. Шевырев первый исторический бал («Англия и Россия»), главной темой которого стал XVI век. Он состоялся 9 апреля этого года в доме генерал-губернатора А. А. Закревского, «в присутствии их императорских высочеств и всего августейшего их семейства» [5, с. 718]. Многие города, в том числе и Екатеринодар, прислали своих представителей для участия в церемонии. Эскизы костюмов народов России к празднику были выполнены известным художником «русского стиля» Ф. Г. Солнцевым [6, с. 35, 37].

C:\Users\Dima\Downloads\Скриншот 2017-07-08 20-25-40.png

Рис. 1. Маскарадные костюмы «Новый Русский базар». 1883. Прил. к № 44

При Александре III эта традиция не только «освящается», но и широко распространяется среди различных слоев населения — от аристократических гостиных / дворцов до клубов «для лиц всякого состояния». В январе 1883 года великий князь Владимир Александрович устроил в своем дворце пышный бал во вкусе XVII века, утвердивший «неорюс в придворной маскарадной моде» [7, с. 376]. На великом князе был костюм русского боярина XVII века — из темно-зеленого бархата, с оторочкой собольим мехом, шапка, кушак и воротник шелковой рубашки расшиты драгоценными камнями; на великой княгине Марии Павловне — праздничный роскошный костюм русской боярыни, дополняемый высоким кокошником новгородского типа (кика новгородская). Кокошник, шубка и ферязь из золотой парчи были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Императрица Мария Федоровна прибыла на бал в одежде русской царицы XVII века. На ней была ферязь из золотой парчи, украшенная драгоценностями; бармы (оплечье) с драгоценными камнями; парчовая шубка с золотыми цветами, отороченная собольим мехом и с разрезными рукавами; шапка-венец, с меховой оторочкой и большими бриллиантами, изумрудами и нитками крупного жемчуга. Костюмы других императорских особ также выполнены в «боярском стиле»: бархатные кафтаны, шапки, кушаки, расшитые драгоценными камнями /жемчугом, у некоторых — отделанные мехом (соболь, горностай). Женщины одеты в костюмы русской боярыни из золотой парчи (меховая шапка с камнями и жемчужной сеткой) или молодой боярышни. Многие знатные дамы были облачены в боярские одежды, осыпанные бриллиантами, рубинами, жемчугом. Князь Лопухин-Демидов был «в живописном и характерном костюме русского пожилого боярина; князь А. С. Долгорукий костюмом и гримировкой напоминал тип Иоанна Грозного»; князь М. С. Волконский — в историческом, фамильном костюме князей Репниных XVII века: белая горностаевая мантия, поверх штофного кафтана — старинный меч и княжеский посох»; директор Императорского Эрмитажа А. А. Васильчиков — «в полном костюме русского боярина; его две дочери — в роскошных голубых с жемчугом нарядах молодых боярышень»; директор Императорских театров И. А. Всеволожский — «в русском боярском костюме, по снимку с костюма Бориса Годунова» [8, с. 64–65].

Самыми роскошными в череде исторических маскарадов великосветского общества стали два костюмированных бала, устроенных Николаем II в феврале 1903 года в Петербурге [9, с. 251; 10, с. 47; 11, с. 139]. Первый бал, состоявшийся 11 февраля в Эрмитажном театре, был посвящен отцу Петра I Алексею Михайловичу. В создании исторического антуража приняли участие историки, этнографы, археологи, художники. Среди последних модный в то время художник С. С. Соломко — знаток русского исторического костюма. Наряды изготавливались в лучших мастерских того времени — Н. П. Ламановой, И. И. Каффи, А. Бризак. Императорская чета — Николай и Александра были одеты в подлинные наряды царя Алексея и его первой жены Марии Милославской, а все остальные — в копии московских боярских нарядов [9, с. 251; 10, с. 47; 11, с. 140–145]. По другим данным, эскизы костюма императора, изготовленного из золотой парчи и бархата, разработали директор Эрмитажа И. А. Всеволожский и художник Санкт-Петербургских Императорских театров Е. П. Пономарев. Для этих целей из Оружейной палаты выписали подлинные предметы царских костюмов XVII века, в качестве дополнения к наряду использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича; пуговицы и нашивки были русской работы XVII века [10, с. 47].

В маскараде участвовало много «персонажей» XVII века — бояре, торжковская крестьянка (великая княгиня Мария Георгиевна), начальник царской охоты (князь Д. Б. Голицын), копейщики, сокольничие и др. «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел, — вспоминал великий князь Александр Михайлович. — Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века» [12, с. 174]. Роскошь национальных костюмов, редкие меха, обилие драгоценностей в старинных оправах — все это создавало поистине сказочное зрелище [13, с. 24–25].

К оформлению особо пышных празднеств привлекались профессиональные художники, в частности костюмы для зимнего бала-маскарада 1914 года у графини М. Клейнмихель выполнил знаменитый мастер театрального костюма Леон Бакст [14, с. 57].

Надо заметить, что во второй половине XIX — начале ХХ века количество общественных увеселений в России заметно возросло. Так только в Петербурге ежегодно устраивались от 200 до 300 балов: от строго регламентированных придворных и великосветских до демократичных частных балов /балов-маскарадов [1]. Костюмированные балы /маскарады проводили Дворянское и Купеческое собрания, различные общества (в том числе благотворительные) и клубы, учебные заведения, землячества, причем не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах /селах. В 1910 году в станице Приморско-Ахтарской (Кубанская обл.), которую даже на карте не всегда можно было найти, в клубе приказчиков устраивались «балы-монстр, ситцевые базары, премированные маскарады, иллюзионы и пр.». [15, с. 348]. В зимние месяцы 1907–1908 годов в столице Кубанской области г. Екатеринодаре (зал 2-его Общественного собрания) прошли благотворительные маскарадные вечера, базар-бал, ситцевый костюмированный бал с призами за лучшие мужские и дамские костюмы, танцевальные вечера с живыми картинками («Сватовство», «Пляска цветов», «В гареме», «Елка не для всех» и пр.), концерт-бал «Find’été» и пр. [16, лл. 15, 123, 138]. В 1911 году в зале 2-го общественного собрания прошел «маскарад Кабаре», причем призами были отмечены оригинальный дамский и мужской костюмы «на злобу дня» [17, лл. 9, 240, 654].

В г. Ростов-на-Дону костюмированные балы приняли особый блеск, или столичный шик. В феврале 1897 года Ростовский коммерческий клуба устроил для своих членов и гостей костюмированный бал с премиями — бриллиантовыми, золотыми и серебряными «вещами». «Начало бала в 9 ½ час. вечера. Плата за вход в клубе и на хоры на костюмированный бал с гг. членов клуба и их семейств по 55 коп. с персоны, с посторонних гостей: дамы — по 1 руб. 10 коп., мужчины — по 2 руб. 10 коп. с включением сбора в пользу ведомственных учреждений Императрицы Марии. Гости и маски входят по личной рекомендации гг. членов. гг. танцующие не костюмированные должны быть во фраке» [18]. В феврале следующего года местные газеты оповестили о первом «Grand Bal-parèpour les ingénieurs», «обещавшего быть образцовым и очень интересным» [19]. Как видно, провинция старалась не отстать от столичной моды в части жанрово-тематического репертуара увеселительных мероприятий.

Палитра маскарадных костюмов была очень широка и разнообразна, судя по выпускавшимся многочисленным приложениям к модным изданиям («Дамский маскарад», 1899; Альбом маскарадных костюмов, 1910) и картинкам (с описаниями), публиковавшимся в «зимних» номерах модных журналов («Модный свет», «Новый русский базар» и др.). «Множество маскарадных костюмов, имеющихся у нас в моде, не исключает однако же необходимости создавать новые типы и тем более, что большинство маскарадных костюмов как то пригляделось и утратило свое прежнее значение. Всему этому во многом способствовала также и наша современная мода, руководствующаяся историческими костюмами при составлении новых фасонов» [20, с. 29]. Модные журналы публиковали рисунки маскарадных нарядов в флореальном, ориентальном, национальном стилях («осень», «василек», «чайная роза», «восточный наряд», «сфинкс», «венгерка», «черногорский», «французская крестьянка» и т. п.), в стиле историцизма («костюм тридцатых годов», «во вкусе прошлого столетия», «во вкусе Людовика XIV») и т. п. [21, с. 445; 22, с. 12]. В период историзма в европейской моде приобретают популярность исторические /национальные формы костюма. «Большая часть модисток и портних охотно снимают копии с нарядов разных исторических эпох, начиная от средневекового периода и кончая второй империей» [23, с. 492]. В великосветском обществе в качестве маскарадного утверждается костюм в «боярском стиле», среди городских слоев населения — в «русском стиле» / стиле «рюс» / «малороссийском стиле».

C:\Users\Dima\Downloads\Скриншот 2017-07-08 20-27-01.png

Рис. 2. Маскарадные костюмы. «Новый Русский базар». 1885. № 46

Всепоглощающая /всепроникающая театральность становится главной особенностью русской художественной действительности этого периода. Театральное начало глубоко проникает не только в искусство, культуру, но и быт, примером чему являются различные развлекательные формы проведения досуга (балы, маскарады, общедоступные маскарадные /танцевальные вечера и др.) не только горожан, но и сельских жителей. Следы этого «шквала театральности», театрализации жизни сохранили не только афиши, фото, модная пресса, но и фотографии, запечатлевшие детей /взрослых в костюмах «в национальном стиле», театрализованные двух и многофигурные сценки (бытовые /праздничные) из сельской жизни.

Литература:

1. Музей истории Петербурга. Выставка «Грохочет бал, сияет бал…" [Электронный ресурс] URL: http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/47383/ (дата обращения: 06.07.2017 г.)

2. Театр и искусство. 1901. № 7.

3. Театр и искусство. 1901. № 8.

4. Освящение нового московского Дворца в Кремле // Московские ведомости. 1849. № 44; Торжественные празднества в новом Императорском Кремлевском Дворце // Московские ведомости. 1849. № 46; Шевырев С. П. Русский праздник, данный в присутствии их императорских величеств 9-го и 11-го апреля 1849 г. // Московские ведомости. 1849. № 48.

5. Русский костюмированный бал в Москве в 1849 г. /статья С. П. Шевырева, сообщ. А. С. Наставин // Русская старина. 1883. Т. 37. № 3.

6. Аксенова Г. Русский стиль: Гений Федора Солнцева. М., 2009.

7. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи: Эпоха Александра II и Александра III. М., 2012.

8. Костюмированный бал у Великого Князя Владимира Александровича // Новый русский базар. 1883. № 6.

9. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700–1917 /пер. с англ. М., 2011.

10. Блом Ф. Романовы: последние годы династии: Фотографическое путешествие по императорской России (1855–1918) /Ф. Блом, В. Бакли; пер. с англ. М., 2014.

11. Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы: Каталог / авт.-сост. А. А. Петрова. М., 2010.

12. Романов А. М. Книга воспоминаний: [Предис. и коммент. А. Виноградова]. М., 1991.

13. Воейков В. И. С царем и без царя. М., 1994.

14. Муравьева И. А. Век Модерна. СПб., 2001.

15. Провинциальная летопись. Станица Приморско-Ахтарская, Куб. обл. // Театр и искусство. 1910. № 16.

16. Государственный архив Краснодарского края (далее — ГАКК). Ф. 454. Оп. 1. Д. 270.

17. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5990.

18. Приазовский край. 1897. № 34.

19. Приазовский край. 1898. № 19.

20. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1894. № 3.

21. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1883. Прил. к № 44.

22. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1894. Прил. к № 1.

23. Приложение к «Новому Русскому Базару». 1881. № 46. С. 492.

Основные термины (генерируются автоматически): костюм, бал, III, Петербург, золотая парча, Русский базар, великая княгиня, великий князь, национальный стиль, русская боярыня.


Похожие статьи

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Экономические трудности процесса феминизации в Японии в 1990-е — 2000-е гг.: феномены «OL», «hara» и «розовая» экономика

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Музыка и театр в жизни московского купечества второй половины XIX — начала XX вв. (по воспоминаниям П. А. Бурышкина и Н. П. Вишнякова)

Le problème de la mentalité dans la traduction littéraire ou Une étoile ouzbèque dans le ciel français

В статье анализируется произведение узбекского писателя Чулпан “Ночью и днём” в соответствии с переводом на французский язык. Особенно рассматривается воссоздание проблемы менталитета в переводе.

Стиль женской одежды во времена Петра I и сегодня: одежда и её эволюция

В данной статье рассматривается стиль женской одежды в эпоху правления Петра Великого, рассказывается о том, как современная мода объединяет элементы прошлого и воплощает их в современном контексте.

Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)

В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Стальная туфелька женщины XXI века

Исследована история заката рыцарства, история первой волны феминизма, история классического женского костюма. Изучен статус обуви на каблуке. Проанализированы модные тенденции с уклоном на «женское рыцарство» последних лет. Сгруппированы рыцарские эл...

Установление и институционализация анти-ведовских процессов в Европе XIV-XVII веков

Похожие статьи

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Экономические трудности процесса феминизации в Японии в 1990-е — 2000-е гг.: феномены «OL», «hara» и «розовая» экономика

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Музыка и театр в жизни московского купечества второй половины XIX — начала XX вв. (по воспоминаниям П. А. Бурышкина и Н. П. Вишнякова)

Le problème de la mentalité dans la traduction littéraire ou Une étoile ouzbèque dans le ciel français

В статье анализируется произведение узбекского писателя Чулпан “Ночью и днём” в соответствии с переводом на французский язык. Особенно рассматривается воссоздание проблемы менталитета в переводе.

Стиль женской одежды во времена Петра I и сегодня: одежда и её эволюция

В данной статье рассматривается стиль женской одежды в эпоху правления Петра Великого, рассказывается о том, как современная мода объединяет элементы прошлого и воплощает их в современном контексте.

Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)

В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Стальная туфелька женщины XXI века

Исследована история заката рыцарства, история первой волны феминизма, история классического женского костюма. Изучен статус обуви на каблуке. Проанализированы модные тенденции с уклоном на «женское рыцарство» последних лет. Сгруппированы рыцарские эл...

Установление и институционализация анти-ведовских процессов в Европе XIV-XVII веков

Задать вопрос