Автор: Кузьмина Анна Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 16.07.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина А. С. Обучение речевому этикету первоклассников с опорой на учебники по русскому языку // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 86-88.



Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Вопросы речевого этикета рассматриваются в трудах А. А. Акишиной, Б. В. Бушелевой, Т. О. Винокур, Б. Н. Головина, М. Р. Львова, Н. И. Формановской и других.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

В настоящее время приходится констатировать недостаточный уровень речевого этикета школьников, в том числе и младших. Несомненно, на этот факт должны ориентироваться учителя начальных классов. Когда ребёнок приходит в 1 класс, кроме обучения его навыкам чтения, письма и счёта, стоит учитывать и воспитание культурного человека. Культурный человек — это человек вежливый. Он не только усвоил правила поведения, которые ему передают родители и учителя; он постоянно стремится к совершенствованию, следит за собой, за своими поступками и за своей речью. Умение грамотно использовать свою речь нужно формировать как можно раньше. Особая роль при этом отводится школьным учебникам.

Рассмотрим действующие учебники по русскому языку для 1 класса с точки зрения обучения речевому этикету.

В учебнике «Русский язык» под редакцией В. Г. Горецкого и В. П. Канакиной (УМК «Школа России») существует параграф, посвященный «вежливым» словам («Какие слова мы называем «вежливыми»?) [1, с. 25]. Ученики знакомятся со словами-приветствиями «Здравствуйте» Доброе утро», самостоятельно вспоминают слова-прощания, определяют слова-благодарности: «спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры». Здесь же приводится определение «вежливых» слов: «вежливые слова делают нашу речь более тёплой и доброжелательной, а человека, употребляющего в своей речи такие слова вежливым и воспитанным». [1, с. 25] В качестве домашнего задания ребятам предлагается работа с толковым словарём в виде разграничения понятий «невежа» и «невежда». Кроме того, школьников знакомят с происхождением некоторых формул речевого этикета: «…Произнося слово «здравствуйте», люди желали собеседнику быть здоровым, крепким, сильным…», «…Произнося слово «благодарю», люди желали кому-либо блага, добра, изъявляли свою благодарность, признательность…» [1, с. 29]. Работа с формулами речевого этикета встречается в учебнике в знакомстве с вариантами слов-приветствий. Например, в упражнении 1: «Прочитай.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днём!

Вот так славно мы поём!

Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово «славно»? Как можно сказать по-другому?» [1, с. 46], а также, в знакомстве с обращениями и приглашениями. Например, в упражнении 11: «Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?» [1, с. 120]. Итак, в данном учебнике представлены упражнения, предусматривающие обучение младших школьников речевому этикету.

В учебнике по русскому языку под редакцией Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (УМК «Школа России») знакомство с формулами речевого этикета происходит при изучении темы «Предложение» на примере художественных произведений. Например, в упражнении 14:

«Ветер, ветерок, ветрище!

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Скажите, что содержит каждое предложение: сообщение, обращение, вопрос, просьбу или приказ?» [2, с. 11]. На основе данных в учебниках текстов школьникам предлагается подумать над вежливостью написанного. Аналогичная работа проводится на примере поговорок, загадок и составления текста, что, несомненно, развивает речь учащихся. Например, в упражнении 16: «Составьте несколько предложений про весенний лес. Предложения могут содержать сообщение, вопрос, просьбу, приказ, совет, пожелание». [2, с. 12]; в упражнении 24: «Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Сначала подумай, потом говори.

Что содержит предложение: сообщение, вопрос, просьбу, совет?» [2, с. 18].

Рассмотримучебник «Русский язык» под редакцией Н. С. Кузьменко и М. С. Соловейчик (УМК «Гармония») [3]. Здесь, наряду с понятием «речь», вводится понятие «хорошей» речи. Так, по мнению авторов: «Хорошая речь — понятная и вежливая». Таким образом, с первых страниц учебника ученик усваивает, что вежливость неотъемлемая черта грамотного человека. Кроме этого, проводится работа над уместным использованием слов-обращений. Например, в упражнении 33: «Как зовут мальчика? А как его будут звать, когда он станет взрослым? Добавь к его имени добрые прозвища». [3, с. 23]. В дальнейшем, на уроках учащиеся познакомятся с жанром «записка» [3, с. 109] и, соответственно, со словами-приветствия и прощания, обращениями, приглашениями, благодарностями, просьбами, пожеланиями. Например, в упражнении 173: «Ты знаешь, как правильно пишутся имя и отчество учителя? Уточни, а потом напиши записку в тетради. Помни о вежливости, о знакомых тебе правилах письма». [3, с. 114]. Авторы знакомят младших школьников с жанрами: «письмо», «телеграмма», «поздравление». Упражнения, представленные в этих параграфах, позволяют ребёнку не только познакомиться с формулами речевого этикета, но и сформировать своё мнение о культурном и вежливом поведении человека. Например, в упражнении 178: «С разрешения автора прочитай письмо. Найди части, из которых оно состоит. Проверь, правильно ли расставлены знаки.

Здравствуй, дорогой папа!

Я получил твоё письмо. Спасибо. У нас в саду красиво, много цветов. У нас растёт лук, редиска, картошка. Малина ещё не поспела. Я живу хорошо, весело. А ты? Пиши мне. Целую тебя. До свидания. Андрей.

Вежливо ли письмо? Что делает его таким? Чем дополнено письмо? В начале двух предложений автор без необходимости повторяет слова. Попробуй их в одном месте убрать. Что изменишь в записи?» [3, с. 117]; в упражнении 179: «Прочитай все вежливые слова в словаре учебника. Выпиши сначала те, которые можно использовать в обращении, приветствии, а потом те, которые нужны при прощании». [3, с. 119].

Рассмотрим учебник «Русский язык» под редакцией Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой (УМК «Перспектива») [4]. Так, первый раздел учебника «В мире общения» знакомит учащихся с видами приветствий, выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к окружающим. Например, в упражнении 3: «Рассмотрите рисунок. Умеет ли мальчик внимательно выслушивать родителей, друга?» «Какие вежливые слова используют дети в общении друг с другом?» [4, с. 5]. Кроме того, на страницах учебника помещены пословицы о речевом этикете. Например, «Не торопись сказать сам, умей и других послушать». [4, с. 6]. В следующем разделе «Слово и его значение» авторы знакомят ребят с такими качествами речи как точность и ясность. Например, в упражнении 34: «О чём пытается рассказать мальчик? Почему его трудно понять? Всегда ли вы ясно выражаете свои мысли?» [4, с. 18].

Проанализировав учебник по русскому языку для 1 класса под редакцией Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева и О. В. Прониной (УМК «Школа 2100») [5], учебник под редакцией Н. А. Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа») [6] и учебник по русскому языку под редакцией Т. М. Андриановой и В. А. Илюхиной (УМК «Планета знаний») [7], отмечаем, что в данных учебниках не представлены упражнения по развитию речевого этикета.

Рассмотрим учебники по русскому языку, которые относятся к системе развивающего обучения. Учебник «Русский язык» под редакцией С. В. Ломакович и Л. И. Тимченко (УМК «Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова») [8] знакомит учащихся с ролью слов в нашей речи, одновременно, подводя к значению вежливых слов (Глава 2. Могут ли люди общаться без добрых слов?). Кроме того, ученики узнают функции речевого этикета и правила ведения диалога. Например, «Мальчик, из стихотворения С. Я. Маршака тоже знает множество вежливых слов:

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо» говорил.

Можно ли такого мальчика назвать вежливым?» [8, с. 21].

В учебнике «Русский язык» под редакцией Е. В. Восторговой и В. В. Репкина того же УМК («Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова») не уделяется должного внимания вопросу речевого этикета [9].

В учебнике «Русский язык» под редакцией Н. В. Нечаевой в УМК «Система Л. В. Занкова» предлагаются упражнения на овладения формулами речевого этикета. Например, в упражнении 6: «Разыграйте речевые ситуации:

  1. Ты просыпаешься и приветствуешь маму. Она отвечает.
  2. На улице ты приветствуешь одноклассника. Он отвечает.
  3. В классе ты приветствуешь учителя. Он отвечает». [10, с. 7].

Также учащимся предлагается самим классифицировать формулы речевого этикета по их предназначению: слова-приветствия, слова-прощания и т. д. Например, в упражнении 8:

«Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет».

Какие слова мы говорим при встрече? А какие при прощании?» [10, с. 8]. Встречаются и задания, позволяющие ребёнку оценить и смоделировать свою речь и поведение. Например, во время взаимопроверки, в упражнении 14: «Посмотри на себя со стороны. Ты умеешь слушать одноклассников? Как ты возражаешь?» [10, с. 10]. Кроме того, значительную часть упражнений в учебнике составляет работа с пословицами, связанными с речью и этикетом. Например, в упражнении 54: «Оказалось, что твой новый знакомый сильно заикается. Как ты поведёшь себя? Помнишь: «Доброму слову добрый ответ»?» [10, с. 27]. Итак, работе над речевым этикетом в данном учебнике уделяется достаточно много внимания.

Таким образом, анализ учебников по русскому языку для первого класса позволил сделать следующие выводы: а) часть учебников содержит упражнения, направленные на обучение речевому этикету младших школьников, б) в упражнениях представлены такие речевые ситуации, как приветствие, прощание, просьба, отказ, приглашение, благодарность и другие. Однако, следует отметить, что упражнений, представленных в учебниках, явно недостаточно. Следовательно, возникает необходимость создание специальных дополнительных упражнений, направленных на обучение младших школьников речевому этикету.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Л.МЗеленина, Т. Е. Хохлова.. — М.: Просвещение, 2004. — 143 с.
  2. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса (1–4) 7-е изд. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — М.: Ассоциация 21 век, 2014. — 144 с.
  3. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2011. — 128 с.
  4. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1 класса (1–4) 4-е изд., перераб./ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. — М.: 2016. — 64 с.
  5. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) 3-е изд., испр. / Н. А. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник, 2007. — 96 с.
  6. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. М.: Астрель, 2016. — 96 с.
  7. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)/ С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 104 с.
  8. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)/ В. В. Репкин, Е. В. Восторгова. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 96 с.
  9. Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Н. В. Нечаева. — Самара: Федоров: Учебная литература, 2003. — 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевого этикета, русскому языку, Русский язык, речевому этикету, формулами речевого этикета, «Русский язык», младших школьников, УМК «Школа, УМК «Школа России», школьников речевому этикету, младших школьников речевому, обучение младших школьников, редакцией Н, речевого этикета школьников, редакцией Л, Вопросы речевого этикета, формул речевого этикета, вежливые слова, УМК «Система Д, УМК «Школа 2100».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос