Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 10.07.2017

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. А. Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края) / Е. А. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45057/ (дата обращения: 19.11.2024).



Формирование гносеологической грамотности современных школьников сегодня является актуальной проблемой.

Гносеологическая грамотность представляет собой совокупность теоретических знаний о целях, задачах, методах исследования; о видах и путях поиска информации; об общенаучных методах научного познания, представление результатов исследовательских изысканий.

В современных нормативных документах формированию данного личностного образования уделяется значительное внимание. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отмечается развитие универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, которые «…должны быть направлены на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, работа научных обществ, проведение школьных научно-практических конференций и т. д.)» [1].

В стандарте отмечается, что выпускник российской школы начала XXI в. должен владеть научными знаниями и представлениями о природе, обществе, человеке, знаковыми и информационными системами; умениями учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; использовать обобщенные способы деятельности; коммуникативными и информационными умения; умениями оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способностью к контролю и самоконтролю; способностью к творческому решению учебных и практических задач.

Таким образом, в документе отражены тенденции развития российского образования, а именно установлены требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, например, таких как исследовательские умения в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Покажем, как формирование гносеологической грамотности осуществляется в контексте исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления, благодаря следующим условиям: общие цели учителя и ученика, небольшие по составу группы (12–15 человек), интересующая школьника проблема; совокупность свидетельств информационного мира, текстов культуры (архивные документы, научно-популярная литература, артефакты).

Гносеологическая грамотность является основой исследовательской культуры, поэтому ее формирование можно проанализировать в ходе опытно-экспериментальной работы, осуществляющейся в научном обществе учащихся поэтапно. Содержание каждого этапа, проектирование занятий, средств формирования данного личностного образования были определены в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников. Стоит отметить, что на всех этапах эксперимента проводилась дифференцированная работа в соответствие с уровнем сформированности исследовательской культуры старшеклассников на каждом этапе. Формирование исследовательской культуры старшеклассников осуществлялось в рамках реализации программы научного общества учащихся «Родная земля Волгоградская». Содержательной основой выступил материал, посвященный Сталинградской битве. Это объясняется тем, что мы рассматриваем проблему формирования исследовательской культуры старшеклассников на краеведческом материале. Это близко старшеклассникам, т. к. зачастую связано с историями их семей (во многих хранятся письма, документы, награды, автобиографии родственников) [2]. Краеведческий материал способствует формированию у школьников отношения к исследовательской деятельности как ценности. Школьники в ходе исследовательской деятельности, присваивали ценности «Отечество», «малая Родина».

Первый раздел программы «Формирование гносеологической грамотности старшеклассников» соответствует пропедевтическому этапу формирования исследовательской культуры старшеклассников, является подготовительным и включает в себя занятия, в ходе которых школьники обретают необходимый объем знаний о методах исследовательской деятельности, овладевают гносеологической грамотностью в ходе работы с фрагментами архивных документов, посвященных Сталинградской битве.

Второй раздел программы «Формирование у старшеклассников отношения к исследовательской деятельности как ценности» соответствует эвристическому этапу формирования исследовательской культуры и способствует активизации мотива самообразования, самореализации школьником, осознания им значимости исследовательской деятельности как ценности. В контексте познавательного интереса они определяют проблему своего проектного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Третий раздел программы «Оформление и апробация индивидуальных исследовательских проектов» соответствует продуктивному этапу процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников и направлен на завершение присвоения школьниками ценности исследовательской деятельности. Занятия этого раздела предполагают активное включение старшеклассников в исследовательские проекты аксиологической направленности. В рамках исследовательских проектов происходит интеграция проектной и исследовательской деятельности, что способствует старшекласснику полноценно реализовать свой творческий и исследовательский потенциал, а, следовательно, исследовательские проекты аксиологической направленности следует рассматривать как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления [2].

Приведем пример занятия первого раздела «Анализ исторических источников по теме “Сталинград накануне великого сражения”», направленного на достижение репродуктивного уровня сформированности исследовательской культуры старшеклассников.

Занятие позволяет школьникам применить теоретические исследовательские знания и умения на практике с использованием исторических архивных материалов и ознакомиться с историей Сталинградской битвы. На данном занятии формируются группы для проведения исследования, осуществляется выбор вопросов, и уточняются их задачи. Учитель программирует деятельность учащихся с помощью вопросов, мотивирующих их к работе с архивным документом, и способствует составлению плана и проведению исследования предложенных архивных документов с целью определения внешней и внутренней критики, вида исторического источника, его характеристики, сравнения. Результаты ответов школьников показали усвоенные ими теоретические знания о целях, задачах и методах исследования, об общенаучных методах научного познания, полученные в процессе изучения тем первого раздела программы, научились различать виды источников, давать им внутреннюю критику, анализировать авторский текст. Это дало возможность старшеклассникам изучать и понимать материалы архивных документов, соотносить их с известными историческими сведениями (мемуары, дневники), оценивать с позиций современного времени; использовать сведения по истории при истолковании и оценке изученных архивных материалов, материалов музейных фондов; понимать проблематику вопроса и особенности того или иного периода времени. В целом школьники научились применять методы исследования на практике, работая с архивными документами.

Реализация второго раздела программы «Формирование у старшеклассников отношения к исследовательской деятельности как ценности» была направлена на достижение рефлексивно-смыслового уровня сформированности исследуемого качества. Этот этап был связан с решением дальнейшего формирования задач гносеологической грамотности школьников: активизировать их мотивацию к исследовательской деятельности; сформировать отношение к исследовательской деятельности как ценности.

Школьники определяют тему своего проектного исследования, планируют исследовательскую деятельность, систематизируют и сопоставляют исторические факты, события, объекты, сравнивают события периода Сталинградской битвы, изложенные в научно-популярной литературе, с семейными архивными документами.

Рассмотрим фрагмент занятия «Семейный архив (фото, видео, письма, мемуары)», где школьники разрабатывают индивидуальные проекты по предложенной учителем теме «История моей семьи в истории страны».

Педагогические цели занятия заключаются в ознакомлении школьников с принципами организации домашних семейных архивов; формировании позитивного отношения к семейным традициям, ценностям на основе сохранившихся семейных архивов.

Следуя плану занятия, учитель организует деятельность учащихся, предлагая познакомиться с главными задачами организации и сохранения семейных архивных документов (это не только архивный поиск необходимой информации, но и обеспечение ее обработки, хранения и передачи для дальнейшего использования); принципами организации домашних семейных архивов; формирует представление учащихся об архивном документе как ценном материальном носителе информации, подлежащий сохранению в силу его значимости для общества или собственника. Результаты занятия свидетельствуют о сформированности гносеологической грамотности и исследовательских умений школьников, осмыслении ценностного аспекта исследовательской культуры и приобщении их к ценностному видению современной и исторической действительности. Это занятие дает возможность сравнить семейные архивные документы с историческими архивными материалами государственных учреждений, в которых школьникам удалось поработать, не только соприкоснуться с историей своих предков, но и, возможно, почувствовать ту эпоху, в которой они жили.

Третий раздел программы «Оформление индивидуальных проектов. Апробация результатов индивидуальных проектных исследований» способствовал реализации продуктивного этапа процесса формирования у старшеклассников исследовательской культуры, а значит гносеологической грамотности. Целью этого этапа являлось достижение креативного уровня ее сформированности. Этап включал достижение школьниками цели своей исследовательской работы, в ходе чего они окончательно овладевали исследовательскими методами и приемами, самостоятельно строили перспективы своей исследовательской деятельности и реализовывал приобретенные исследовательские умения. Содержание данного этап предполагало решение задачи на формирование умений рефлексировать и проектировать свою исследовательскую деятельность. Участие старшеклассников в научно-практических конференциях, Юношеских чтениях, исследовательских конкурсах и высокая оценка конкурсного жюри характеризуют сформированность исследовательских умений старшеклассников, умений владеть научными правилами ведения диалога и глубокое осознание истории, личностно-значимой для каждого из них. В проектных исследованиях старшеклассников прослеживаются виды исследовательских умений: определять цель, задачи, проблему и структуру своего исследования (введение, главы, заключение, приложение, список источников и литературы), отбирать и излагать необходимую информацию из текстов культуры в соответствии со структурой исследования, формулировать результаты исследования, обосновывать их и презентовать.

Результаты реализации программы «Родная земля Волгоградская» свидетельствуют о том, что у школьников формируется интерес к научной деятельности, возрастает потребность самостоятельно работать с различными видами текстов культуры, выполнять серьезные исследования и участвовать в научных проектах. Старшеклассники овладели этапами исследовательской деятельности, научились определять тему исследования, формулировать цель и задачи работы, овладели методами исследования, научились оформлять полученные результаты исследования и определять их значение для практики.

Следовательно, совокупность теоретических и практических знаний, полученных школьниками позволяет говорить об их гносеологической грамотности. Опыт организации процесса формирования гносеологической грамотности на примере реализации программы по истории родного края позволяет сделать вывод о значительном потенциале научного общества учащихся гуманитарного направления для решения этой проблемы.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (любое издание).
  2. Фирсова, Е. А. Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, авг. 2016 г.). ‒ Краснодар: Новация, 2016. ‒ С. 11‒13.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, гносеологическая грамотность, исследовательская культура старшеклассников, научное общество учащихся, документ, исследовательская культура, Сталинградская битва, формирование, гуманитарное направление, проектная деятельность.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Анализ методов самоконтроля физического состояния населения в социуме

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Анализ методов самоконтроля физического состояния населения в социуме

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Задать вопрос