Актуальность проблемы:
Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию — важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.
Выполнение этой задачи осложняет тот факт, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить это направление ввиду того, что дефекты зрения не позволяют детям быть достаточно подвижными и ловкими, у них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.
Поэтому целью проекта является обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения разным видам ориентирования: в макро- и микропространстве, а также на теле человека. К тому же, что не маловажно, данное направление является обязательным элементом в подготовке детей к школьному обучению и успешной их социализации в обществе нормально видящих сверстников.
Задачи проекта:
‒ Обобщать представления и накапливать знания, умения и навыки детей о видах пространственного ориентирования, их значении в жизни человека
‒ Продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости стола, стены, картины, листа бумаги и т. д.;
‒ Развивать умения у детей ориентироваться в макропространстве, как в замкнутом (помещения детского сада), так и открытом (на улице) пространстве;
‒ Тренировать у детей навыки ориентировки на теле человека, как на самом себе, так и на теле другого человека;
‒ Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме, карте помещений и уличных участков, а также их самостоятельном составлению.
Тип проекта: обучающий, закрепляющий, игровой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети старшей, а затем подготовительной группы, их родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатели группы.
Принципы:
‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
‒ Комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детей с нарушением зрения;
‒ Дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития в познании окружающего мира.
‒ Создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения
В результате реализации проекта:
- Будут представлены все направления работы по ориентировке на своем теле и теле другого человека, ориентировке в микропространстве, ориентировке в макропространстве.
- Прогнозируется значительный рост компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения, а также общая заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, тесное сотрудничество между семьями воспитанников и детским садом.
- Будет представлено обобщение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями. Это необходимо для развития детей и их познавательных способностей. Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность воспитателей, но и внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
Таким образом, ходе реализации проекта можно будет наблюдать:
‒ творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников;
‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения;
‒ повышение психологической готовности родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
‒ развитие педагогической компетентности родителей;
‒ расширение словарного запаса детей пространственной терминологией;
‒ развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей;
Основные этапы проекта:
1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта;
2 — подготовительный — работа с различными литературными источниками по данной теме, определение содержание деятельности всех участников проекта, разработка мероприятий на весь период реализации проекта;
3 — основной — выполнение всех запланированных мероприятий в установленные сроки, а именно: пополнение методической базы новыми пособиями по заявленной теме, проведение коррекционных занятий с детьми по разным видам ориентирования, внедрение новых игр и заданий для детей, проведение с родителями консультаций и родительского клуба, а также интегрированных занятий, развлечения и квест-игры;
4 — заключительный — презентация проектной деятельности и ее продукции на итоговом педсовете для всех педагогов ДОУ, фото- и видеоотчет по каждому виду деятельности.
План реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Срок исполнения |
1 |
Определение актуальности проекта, постановка цели, задач, содержания, мониторинг. |
Сентябрь |
2 |
Изучение литературы и методических разработок, а также опыта работы коллег по развитию у детей с нарушением зрения навыков ориентирования: на теле человека, в микро- и макропространстве. Разработка плана реализации проекта |
Октябрь |
3 |
Разработка, изготовление и внедрение в практику работы с детьми новых пособий, игр и заданий в рамках коррекционных занятий |
Октябрь-апрель |
4 |
Разработка и представление информационных листов для родителей по развитию у детей ориентировки на своем теле и теле рядом и напротив стоящего человека |
Ноябрь |
5 |
Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя |
Декабрь |
6 |
Разработка и представление информационных листов для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста». |
Январь |
7 |
Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя |
Февраль |
8 |
Организация и проведение родительского клуба «Росточек» на тему «Научим детей ориентироваться» |
Февраль |
9 |
Разработка и представление информационных листов для родителей «Рекомендации родителям по обучению ориентировке в пространстве ребенка с нарушением зрения». |
Март |
10 |
Организация и проведение с детьми развлечения малой формы на улице «Приключение Карлсона по достопримечательностям города» |
Март |
11 |
Разработка и представление картотеки игр по пространственному ориентированию: формирование ориентировки на теле человека, на открытом и замкнутом пространстве, с использованием всех сохранных анализаторов, в движении, в микропространстве, с использованием схем, планов |
Апрель |
12 |
Организация и проведение с детьми и родителями квест-игры в здании детского сада «Пройди по лабиринту помещений с помощью схемы» |
Май |
13 |
Выпуск коррекционного тифлопедагогического журнала для педагогов и родителей «В поле зрения» по развитию всех видов ориентировки у детей с нарушением зрения |
Май |
14 |
Презентация проекта и ее продукции педагогам ДОУ на итоговом педсовете |
Май |
15 |
Оформление проекта для публикации в периодической печати |
Июнь |
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред.Л. И. Плаксиной, М. 2003;
- Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения/под ред. Мухаева М. П., Ростов-на-Дону, 2010;
- Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Росто-на-Дону, 2008;
- Ориентируемся в пространстве. Задания на развитие пространственного мышления/Серия «Папка дошкольника». ООО «ВК «Дакота»,
- Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Шорыгина, 2004
- Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5–7 лет, 2010.