Новые требования в освещении городских улиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 16.06.2017

Статья просмотрена: 807 раз

Библиографическое описание:

Чусов, А. Н. Новые требования в освещении городских улиц / А. Н. Чусов, Д. С. Марков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 217-221. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44530/ (дата обращения: 19.11.2024).



Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.

Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация — все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы.

Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции.

За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства при создании новых и реконструкции старых городов.

Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное.

Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное.

Для общего искусственного освещения помещений следует использовать, как правило, разрядные источники света, отдавая предпочтение при равной мощности источникам света с наибольшей световой отдачей и сроком службы.

Световая отдача источников света для общего искусственного освещения помещений при минимально допустимых индексах цветопередачи не должна быть меньше значений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Тип источника света

Световая отдача, лм/Вт, не менее, при минимально допустимых индексах цветопередачи,

Люминесцентные лампы

65

75

-

-

Компактные люминесцентные лампы

70

-

-

-

Металлогалогенные лампы

75

90

-

-

Дуговые ртутные лампы

-

-

55

-

Натриевые лампы высокого давления

-

75

-

100

Искусственное освещение может быть двух систем — общее освещение и комбинированное освещение.

Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, необходимо раздельное управление освещением таких зон.

При необходимости часть светильников рабочего или аварийного освещения может использоваться для дежурного освещения.

Нормируемые характеристики освещения в помещениях и снаружи зданий могут обеспечиваться как светильниками рабочего освещения, так и совместным действием с ними светильников освещения безопасности и (или) эвакуационного освещения.

Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий.

Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части.

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк.

В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.

Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.

Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 2, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк.

В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением до выездного портала, а при движении в обоих направлениях — между концами обоих въездных зон.

Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система «встречного освещения», а с движением в обоих направлениях — система «симметричного освещения».

При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.

Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.

В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл. 3


Таблица 2

Длина тоннеля, м

Скорость движения, км/ч

Система освещения

Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м

10–30

50

75

100

125

150

175

200

250

300

350

400

450

500 иболее

60–100

60

80

100

ВСТРЕЧНАЯ

ВСТРЕЧНАЯ

ВСТРЕЧНАЯ

500

600

750

250

500

750

100

300

500

50

100

120

более 100

60

80

100

60

80

100

ВСТРЕЧНАЯ

ВСТРЕЧНАЯ

ВСТРЕЧНАЯ

СИМЕТР.

СИМЕТР.

СИМЕТР.

1250

1500

2000

2000

2500

3000

740

1500

2000

1200

2500

3000

280

1050

2000

500

1750

3000

160

600

1700

250

1000

2550

110

330

1300

180

530

2000

80

210

940

120

340

1400

60

160

530

90

220

900

50

120

360

80

180

580

50

80

195

50

115

300

50

50

120

50

80

200

50

50

90

50

65

140

50

50

80

50

50

110

50

50

50

50

50

80

50

50

50

50

50

50


Примечание: В табл. 2 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.

Таблица 3

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м

5

25

50

75

100 и более

Тоннель местного значения

250

250

150

100

50

Тоннель с проемами в одной стене

150

150

100

75

50

Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк — не более 3:1, от 4 до 6 лк — не более 5:1, менее 4 лк — не более 10:1.

Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:

а) на 0,2–0,4 — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;

в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.

В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.

Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:

на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;

на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 , или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 9.

На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:

– 7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 ;

– 10 лк при норме 0,6–1,0 ;

– 20 лк при норме 1,2–1,6 .

На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.

В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.

Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.

Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.

В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.

Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.

В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:

– с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;

– с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;

– с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;

– с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;

– а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.

На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.

Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность — на уровне покрытия.

После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк.

В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.

На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.

При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:

– на площадке основного входа — 6 лк;

– запасного или технического входа — 4 лк;

– на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание — 4 лк;

– у запасного или технического входа — 2 лк.

Литература:

  1. Вернеску Д., Эне А., Естественное освещение в архитектуре и градостроительстве. М.: Стройиздат, 1983. — 88 с.
  2. Волоцкой Н. В., Светотехника. М.: Стройиздат, 1979. — 142 с.
  3. Дамский А. И., Электрическое освещение в архитектуре города. М., Стройиздат, 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): горизонтальная освещенность, дорога, проезжая часть, вертикальная освещенность, высокое давление, искусственное освещение, лампа, наружное освещение, улица, въездной портал.


Задать вопрос