В работе представлен анализ освещения автомобильных дорог. Дана оценка освещенности участка улично-дорожной сети с позиции безопасности дорожного движения. Приведены данные по использованию PLC контролеров в уличном освещении.
Ключевые слова : улично-дорожная сеть, автомобильная дорога, PLC-контроллер, система освещения.
The paper presents an analysis of highway lighting. An assessment of the illumination of a section of the road network is given from the perspective of road safety. Data on the use of PLC controllers in street lighting is provided.
Keywords : road network, highway, PLC controller, lighting system.
Около половины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит по причине плохого освещения автомобильных дорог. Низкая освещенность, недостаточная яркость дорожного покрытия, ослепленность и другие условия уличного освещения объективно снижают количество и качество информации, поступающей водителям транспортных средств, что опасно в условиях дорожного движения [3]. Неверно оценивают дорожную ситуацию и пешеходы.
Ограниченные условия видимости приводят к необдуманности решений, неверной оценки скорости движения, невнимательности и утомлению. Несмотря на то, что лишь 20–25 % времени движения осуществляется без естественного света, а интенсивность движения при этом значительно ниже, за это время происходит около 35 % от всех произошедших ДТП. В существующей ситуации доля аварий в сумеречные часы и ночью относительно выше, чем днем.
По данным открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ») [2], количество ДТП на 100 тыс. транспортных единиц составляет: в утренние сумерки 26; светлое время дня 2; вечерние сумерки 65; ночью 4. Результаты данного исследования подтверждают актуальность исследования и важность обеспечения не только постоянного, но и адаптирующегося освещения на улично-дорожной сети (УДС) города. Одним из направлений данного тренда является обеспечение интеллектуального освещения автомобильных дорог.
Внедрение принципов «умного города» является одним из ключевых направлений развития урбанистики на данный момент. В 2022 году Министерство строительства и ЖКХ РФ подвело итоги конкурса по цифровизации среди российских городов. Среднее значение индекса в 2022 году достигло 55 баллов из 120, что на 4,5 % выше, чем в 2021 г. В категории «крупные города» лучшими стали Сочи, Тюмень, Смоленск. Среди «крупнейших городов» — Москва, Санкт-Петербург, Казань. В числе «больших городов» — Реутов, Домодедово, Уссурийск. И в категории «административные центры» — Ялта, Горно-Алтайск, Елабуга [1]. Население городов лидеров (по данным переписи населения 2023 г.) составляет более 22 млн. человек, что составляет более 15 %. С учетом динамичного роста показателя вовлеченности городов в городскую цифровизацию и тенденции по миграции населения в города и городские агломерации, вопрос развития технологий «умного города» на территории РФ встает достаточно остро.
Наиболее перспективной технологией оптимизации уличного освещения является использование PLC контроллеров.
Power Line Communication, PLC — система, позволяющая использовать для управления саму линию электропередач (ЛЭП). Технология не требует серьезных капитальных вложений и может использоваться для адресного управления системой светильников. Несмотря на свою привлекательность, данная система имеет ряд существенных недостатков:
- Высокая стоимость устройств управления. Решение данной проблемы возможно отказом от адресности вместо управления группами светильников.
- Отсутствие резервности канала. При обрыве на одном из участков линии сигнал будет потерян по всему кусту.
- Невозможность качественной передачи сигнала при износе линий. Необходимо отметить, что согласно данным Министерства энергетики ЛЭП до 110 кВ на территории РФ достаточно изношены. Полная информация приведена на рисунке 1 [4].
Рис. 1. Данные по износу ЛЭП (по данным Министерства энергетики РФ)
С учетом оценки износа ЛЭП в РФ рекомендуется назначать ограничение на передачу сигнала в 3 км, таким образом, необходимо осуществлять разбивку всей системы освещения на участки протяженностью не более 3 км, а в них определять группы светильников, управляемых одним контроллером.
Для составления алгоритмов работы PLC необходимо провести:
- Сбор информации по энергопотреблению каждого светильника.
- Разработку и автоматизацию системы «дежурного освещения» с учетом дорожной обстановки и интенсивности движения.
- Включение «подсветки» опасных мест (при совершении ДТП, в первые дни каникул, при ухудшении видимости на участке).
- Анализ состояния ЛЭП по качеству сигнала.
В рамках данного исследования предлагается создание на участке длиной 3 км трёх групп светильников: 1) дежурные светильники с мощностью 100 % — группа «1»; 2) светильники с мощностью 50 % — группа «2»; 3) светильники с мощностью 30 % — группа «3».
Модернизация системы освещения принимает вид задачи оптимизации: необходимо максимально повысить эффективность освещения (с учетом естественного освещения) с учетом времени и места с минимизацией затрат и максимизацией надежности системы. На практике задача сводится к включению освещения по таймеру или с учетом показаний датчика освещенности. Причина кроется в упрощении системы — необходимые технологии для оптимального решения имеются и активно применяются: DALI, DMX512A и аналоговая схема на 1–10 В.
Моделирование проводилось с использованием ПО «DIALUX». Мощность одного светильника была принята 200 Вт.
Оценка энергоэффективности выполнена для двух систем освещения:
- Классическая. Принимаются светильники группы «1» с расстоянием между мачтами в 50 м, определяемое требованиями нормативно-правовых актов для городской черты, которое должно составлять от 20 до 50 метров.
- Предлагаемая. Принимаются светильники всех трёх групп с расстояниями: «1» / «2» = 40 м, «2» / «3» = 30 м, «3» / «1» — 20 м.
Результаты сравнения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнения энергоэффективности
Схема |
Кол-во участков |
Кол-во светильников |
Суммарная мощность, Вт |
|
1. Классическая |
60 |
61 |
12 200 |
|
2. Предлагаемая |
100 |
«1» 33 шт |
6600 |
11 880 |
«2» 33 шт |
3300 |
|||
«3» 34 шт |
1980 |
|||
Предлагаемая схема позволяет:
- Осуществить экономию по потреблению в 2,7 % с каждых 3 км. Изменение данного показателя будет носить сезонный характер. Распределение яркости светильников будет варьироваться из-за летнего снижения энергопотребления ввиду продолжительности светового дня.
- Обеспечить динамичное управление освещением в зависимости от дорожных условий.
- Повысить надежность системы освещения. При выходе из строя светильника возможно перераспределение светового потока на участке (как в ручном, так и в автоматическом режиме).
Таким образом, модернизация системы городского освещения позволит не только повысить экономические показатели обеспечения освещения, но и позитивно скажется на безопасности дорожного движения. Рассмотренная технология является перспективным направлением и требует дальнейшего изучения с позиции разработки предложений по оптимизации внедрения. Необходимым также является более глубокий анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей обеспечение безопасности на городских дорогах с позиций обеспечения требований по освещенности.
Литература:
- В Минстрое России подвели итоги реализации проекта «Умный город» в 2022 году [электронный ресурс] / Минстрой РФ — М., 2022, URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/v-minstroe-rossii-podveli-itogi-realizatsii-proekta-umnyy-gorod-v-2022-godu/ (дата обращения 07.01.2024).
- Безопасность движения [электронный ресурс]/ОАО «НИИАТ» — М., 2023, URL: https://www.niiat.ru/scientific-activity/bezopasnost-dvizheniya/ (дата обращения 07.01.2024).
- Ван Боммель В. Исследования дорожного освещения за последние 80 лет. Результаты и уроки на будущее // Светотехника. — 1999. — № 6. — С. 4–6.
- Показатель технического состояния объектов электроэнергетики (физический износ) [электронный ресурс]/ Минэнерго РФ — М., 2022, URL: https://minenergo.gov.ru/node/11201 (дата обращения 07.01.2024).