Роль практических занятий в технических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Джураева Г. Н. Роль практических занятий в технических вузах // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 159-160. — URL https://moluch.ru/archive/156/44035/ (дата обращения: 22.10.2019).



Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Ключевые слова: фундаментальные знания, специфические знания, последипломное повышение квалификации

Для обеспечения высокой профессиональной подготовки специалистов уже в течении нескольких лет внедряется трехступенчатая форма подготовки в вузах, рассчитанная на приобретение фундаментальных знаний на 1 ступени обучения, широкую профессиональную подготовку на 2 ступени и обязательно конкретную специализацию на 3 ступени. Обучения каждого студента на 2 и особенно на 3 ступени проводится с учетом его будущего место работы. Еще в процессе обучения студенты знакомятся с проблемами предприятий на которых им предстоит работать. Их курсовые и дипломные работы обязательно согласуются с руководством предприятия пославшего будущего специалиста на обучение в данный вуз.

Профессиональная специализация студентов на 3 ступени обучения имеет задачей обеспечить

  1. Усвоение новейших достижений науки в соответствующей области и опережающие ознакомление с запланированными для ввода новыми технологиями.
  2. Усвоение фундаментальных научно- технических, технологических, управленческих, и других знаний в определенной области науки.
  3. Развитие способностей к творческой самостоятельной работе и адаптацию общих и специфических знаний к конкретным условиям работы молодых специалистов.
  4. Формирование трудовых и профессиональных умений и навыков для безопасного выполнения основной деятельности по данной специальности.
  5. Развитие нравственных и деловых качеств личности — трудолюбия, организованности, оперативности, самодисциплины, чувства личной ответственности перед обществом и коллективом и т. д.

На 3 ступени организуется высокопродуктивный учебно-воспитательный процесс при преобладании индивидуализированных и творческих форм обучения реальном участии студентов в научно- исследовательской и производственной деятельности вуза с привлечением научных и производственных звеньев материального производства.

3 ступень обучения является неотделимой частью всего учебно-воспитательного процесса, которая органично связана с 1 и 2 ступенями обучения. Обучения на 3 ступени организуется и проводится специализированными кафедрами при участии организаций с использованием материально технической базы института и предприятий соответствующей отрасли.

Номенклатура ежегодно утверждается ученым советом. Расписание учебных занятий на 2 степени составляется соответствующей специализированной кафедрой и утверждается деканом факультета.

График учебного процесса в соответствии с учебным планом утверждается ученым советом. 3-ступень обучении охватывает специальные курсы и самостоятельную работу, специализированную практику, дипломную работу. Учебные занятия в вузе организуются в форме семинаров. Студенты свободно выбирают тему научно-исследовательской работы. Производственная практика проводится на базовых предприятиях. для проведения практики студентов между институтом и базовым предприятием ежегодно заключаются договоры.

Известные специалисты практики и научные работники исследовательских институтов привлекаются в вузы на педагогическую работу по совместительству. Специализированная практика является законченной формой профессионально-практической подготовки, при которой студенты закрепляют профессиональные навыки и умения на конкретных рабочих местах в соответствии с квалифицированной характеристикой специалистов соответствующего профиля.

Продолжительность специализированной практики определяется учебным планом с учетом особенностей соответствующей специальности. Содержание практики определяется рабочей программой, содержащей общие вопросы, обязательные для данной специальности, а также индивидуальные задания, относящиеся к более узкой специализации студентов. Индивидуальное задание рабочей программы связано с дипломной работой. Специализированная практика проходит под руководством преподавателя института и работника соответствующей производственной организации. Во время практики студенты назначаются на рабочие места в качестве стажеров с соответствующей оплатой. Результаты работы студентов во время практики по специальности отражается в зачетной книжке, а оценка вносится в приложение к диплому. Подготовка и защита дипломной работы является самым ответственным и завершающим этапом на 3 степени обучения. По традиции на строительном факультете работа дипломниками проходит на уровне научного исследования, а результаты дипломных работ оформляются в виде научных сообщений. В соответствии с существующей на факультете практикой студенты еще в самом начале обучения приобщаются к работе в кружках. Нередко тема, которую они разрабатывают, становится темой дипломной работы.

Занятия в кружках проводятся по основным дисциплинам. В них принимают участие студенты всех курсов, посещающие данный кружок колеблется в пределах 5–15 человек. В целях правильной ориентации студентов при выборе кружка кафедры проводят ежегодные встречи с очередным курсом, на которых кратко характеризуются области науки и проблемы, над которыми проводится работа, а также объявляются имена преподавателей, ведущих эти кружки. Студенты активно участвуют в научных конференциях где выступают с докладами и приобретают опыт ведения дискуссий. Еще одной формой работы на 3 ступени обучения являются факультативные курсы, которые студенты посещают с большой охотой. Эти курсы организованы в соответствии с интересами, преобладающими у студентов старших курсов и помогают при разработке дипломных работ и занятиях в кружках. Полезной формой более глубокого привлечения студентов к проблемам архитектуры и строительства являются научные семинары, проводимые по темам, представляющие интерес для особо хорошо успевающих студентов. Наиболее активными при проведении факультативных курсов и научных семинаров являются преподаватели спец кафедр, остальные кафедры предпочитают экспериментальные работы со студентами, проявляющими интерес к архитектуре. Новой формой работы со студентами 3 ступени обучения является также участие их в качестве равноправных партнеров в работах по договорам по прикладным направлениям факультета.

В заключении необходимо отметить, что, основываясь на связи высшей школы с одной стороны с системой среднего образования, а с другой стороны с практикой на 3 ступени обучения, последипломное повышение квалификации аспирантура и другие формы, мы стремимся создать новую модель непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Литература:

  1. Гальперин П.Я Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов.
  2. Михаель Форбек. Европейская политика образования- утопия или реальность
  3. Сиротский В. Е. Жизнь ученого и судьба науки.
Основные термины (генерируются автоматически): ступень обучения, специализированная практика, дипломная работа, студент, учебный план, высшее образование, рабочая программа, последипломное повышение квалификации, непрерывное образование, ученый совет.


Похожие статьи

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Срок обучения. Требования для присвоения квалификации. Где можно продолжить обучение. Высшее образование. Бакалавриат. Бакалавр. Не менее 4 лет. Госэкзамены и выпускная квалификационная работа. Магистратура. Специалитет.

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ)

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ): - творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые

Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во...

Особенности производственной практики магистров в условиях...

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Особенности организации практического обучения в колледже

Само профессиональное образование становится практико-ориентированным

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно...

Проблема повышения качества образования в вузе

К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают как контроль обученности, успеваемости.

— внедрение информационных технологий в учебный процесс; — уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование

Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого...

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Срок обучения. Требования для присвоения квалификации. Где можно продолжить обучение. Высшее образование. Бакалавриат. Бакалавр. Не менее 4 лет. Госэкзамены и выпускная квалификационная работа. Магистратура. Специалитет.

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ)

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ): - творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые

Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во...

Особенности производственной практики магистров в условиях...

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Особенности организации практического обучения в колледже

Само профессиональное образование становится практико-ориентированным

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно...

Проблема повышения качества образования в вузе

К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают как контроль обученности, успеваемости.

— внедрение информационных технологий в учебный процесс; — уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование

Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого...

Похожие статьи

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Срок обучения. Требования для присвоения квалификации. Где можно продолжить обучение. Высшее образование. Бакалавриат. Бакалавр. Не менее 4 лет. Госэкзамены и выпускная квалификационная работа. Магистратура. Специалитет.

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ)

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ): - творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые

Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во...

Особенности производственной практики магистров в условиях...

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Особенности организации практического обучения в колледже

Само профессиональное образование становится практико-ориентированным

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно...

Проблема повышения качества образования в вузе

К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают как контроль обученности, успеваемости.

— внедрение информационных технологий в учебный процесс; — уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование

Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого...

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Срок обучения. Требования для присвоения квалификации. Где можно продолжить обучение. Высшее образование. Бакалавриат. Бакалавр. Не менее 4 лет. Госэкзамены и выпускная квалификационная работа. Магистратура. Специалитет.

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ)

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ): - творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые

Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во...

Особенности производственной практики магистров в условиях...

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Особенности организации практического обучения в колледже

Само профессиональное образование становится практико-ориентированным

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно...

Проблема повышения качества образования в вузе

К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают как контроль обученности, успеваемости.

— внедрение информационных технологий в учебный процесс; — уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование

Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого...

Задать вопрос