Автор: Чегринцев Андрей Иванович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Чегринцев А. И. Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 200-203.



Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов, индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося. Эффективность построения и функционирования такой среды вуза зависит в первую очередь от соблюдения ряда педагогических условий. В литературе их связывают с предпосылками, обстоятельствами, правилами, мерами воздействия, мероприятиями, обеспечивающими успешность функционирования образовательной информационной среды вуза [2, 3, 4, 5, 7].

На основе изученной литературы мы выделили наиболее существенные и значимые педагогические условия эффективного функционирования педагогической среды военного вуза, к ним относим мероприятия по:

1) организации взаимосвязи содержательной и процессуальной составляющих информационной среды;

2) обеспечению адаптации и интеграции субъекта в среду присвоения и конструирования новых информационных смыслов;

3) использованию современных способов и средств управления процессом обучения, развития и воспитания на основе инновационных технологий.

В целях обеспечения вышеназванных мероприятий нами разработана методическая система реализации педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов. Она включает пять взаимосвязанных компонентов:

1) социальный, определяемый непрерывно растущими требованиями к качеству профессиональной подготовки будущих офицеров;

2) целевой, связанный с формированием комплекса необходимых компетенций у курсантов военного вуза;

3) содержательно-процессуальный, объединяющий когнитивный (знания и отношения объектов материального мира) и операционно-деятельностный (знания о способах деятельности и методах познания) аспекты информационной среды;

4) управленческо-технологический, описывающий процессы обучения с помощью методов, средств, форм передачи и усвоения знаний, опыта действий;

5) оценочно-коррекционный, содержащий инструментарий для оценивания эффективности функционирования среды обучения.

Все компоненты системы могут служить средством проектирования образовательного процесса обучения курсантов военного вуза, осваивающих профессиональные компетенции по любым дисциплинам. В ней отражено содержание педагогических условий реализации компонентов педагогической информационной среды, ее управленческих функций, а также показана связь содержательной, процессуальной, управленческо-технологической, контрольно-оценочной сторон обучения. Содержательная сторона включает знания о свойствах, отношениях материального мира и раскрывается с помощью методологии учебного познания изучаемой дисциплины. Операционно-деятельностный аспект системы включает процессуальную сторону обучения курсантов в рамках их учебно-познавательной деятельности по освоению дисциплины.

Апробация методической системы реализации педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов проводили на примере учебной дисциплины «Авиационная метеорология». Эта дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части основной образовательной программы военного вуза, осуществляющего подготовку специалистов по летной эксплуатации авиационных комплексов и специалистов в сфере организации воздушного движения [1].

В целях реализации выделенных педагогических условий выполнено структурирование основных элементов содержания выбранной предметной области знаний во взаимосвязи с процессуальными компонентами процесса учебного познания, что позволило определить общий состав элементов и установить их связи. Анализ структуры и содержания дисциплины «Авиационная метеорология» позволил сопоставить два основных компонента информационно-образовательной среды, такие как: когнитивный (познавательный) и операционно-деятельностный (процессуальный), определив способы и средства передачи курсантам элементов знаний и умений в соответствии с диагностической целью.

Для обеспечения адаптации и интеграции курсантов в среду обучения на основе анализа целесообразных и последовательных действий и операции, нами разработан методологический аппарат действий курсантов по освоению элементов содержания вышеназванной предметной области знания. Он представлен в форме обобщенных планов изучения элементов знаний (когнитивный компонент) и обобщенных видов деятельности (операционно-деятельностный компонент) в соответствии с методологией учебного познания.

Планы обобщенного характера изучения явления, величин, законов, теорий, приборов, разработанные А. В. Усовой, использованные и конкретизированные Е. В. Оспенниковой и А. А. Шаповаловым, позволили нам раскрыть возможность их применения при изучении общепрофессиональных (профессиональных) дисциплин в военном вузе в соответствии с логикой научного познания. Нами разработаны обобщенные планы изучения параметров атмосферы и атмосферных объектов, являющихся элементами знаний дисциплины «Авиационная метеорология». В связи с тем, что параметры и объекты атмосферы имеют специфику, которая проявляется в установлении межпредметных и внутрипредметных связей, разработанные нами планы отличаются от вышеназванных. В тоже время они построены по тому же принципу в соответствии с методологией и логикой учебного познания (табл. 1).

Таблица 1

Обобщенные планы изучения элементов знаний учебной дисциплины «Авиационная метеорология»: параметры иобъекты атмосферы

Обобщенный план изучения параметров атмосферы (t, f, p, ρ, δ, u)

  1. Определение
  2. Единицы измерения, их соотношения
  3. Причины изменения параметра
  4. Формулы, связывающие параметры
  5. Средства измерения и регистрации
  6. Параметры, характеризующие пространственно-временную изменчивость изучаемых свойств
  7. Понятия, характер связи понятий (параметров), изученных ранее
  8. Характер зависимости летно-технических характеристик воздушных судов от значений совокупности параметров
  9. Границы применения формул

Обобщенный план изучения объектов в атмосфере (облака, осадки, явления погоды)

  1. Внешние признаки атмосферного объекта
  2. Латинские названия и форма сокращенной записи (для облачности)
  3. Условный графический знак атмосферного объекта
  4. Физические условия их эволюции (начала (образования), усиления (ослабления), окончания (рассеивания))
  5. Связь изучаемого объекта с другими объектами атмосферы
  6. Количественные характеристики (параметры) объекта, их единицы измерения и приборы для измерения
  7. Определение
  8. Характер влияния объекта на деятельность авиации
  9. Способы предупреждения вредного действия объекта
  1. Руководящий документ, определяющий правила полетов в условиях изучаемого объекта

Методика включения обобщенных планов изучения отдельных вопросов дисциплины «Авиационная метеорология» включает целевой, содержательный и процессуальный компоненты, описанные выше. Однако технология работы с ними имеет специфику, она определяется постепенным усложнением видов деятельности: от репродуктивных к конструктивным и продуктивным.

Основным видом учебной деятельности курсантов в процессе изучения «Авиационной метеорологии» является аудиторная работа: лекции, семинары, практические занятия. Самостоятельная работа курсантов на учебных занятиях и во внеаудиторное время является обязательной. Обобщенные планы изучения отдельных элементов знаний вводились постепенно и поэтапно. Например, при изучении физических параметров атмосферы под руководством преподавателя курсанты приобретали собственный опыт изучения этого элемента знаний с помощью готового обобщенного плана, разработанного преподавателем, а план изучения атмосферных объектах разрабатывался курсантами в ходе самостоятельной работы по освоению облачности, осадков и других явлений погоды, после чего уточнялся ведущим преподавателем.

Применение обобщенных планов на занятиях требует разработки технологий работы с ними как в группе, так и индивидуально (традиционных, инновационных). Организация проблемной беседы с курсантами с целью побуждения их к активным формам познавательной деятельности позволят сформировать у них самостоятельность и активность в процессе усвоения знаний, умений, составляющих базис дисциплины. Обобщенные планы включаются в информационную образовательную среду на разных носителях — средствах обучения (виртуальных, натурных).

Для проверки эффективности использования обобщенных планов изучения отдельных вопросов дисциплины проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали преподаватели, ведущие дисциплину, и курсанты второго курса 1 факультета (подготовки штурманов) филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске. По результатам контрольного нулевого среза были определены экспериментальная (23 человека) и контрольная (29 человек) группы. Преподаватели, принимавшие участие в эксперименте, работали как в экспериментальной группе (ЭГ), так и в контрольной группе (КГ). По решению предметно-методической комиссии при проведении занятий с ЭГ включались нововведения, а курсанты КГ изучали вопросы дисциплины по традиционной методике. С помощью промежуточных контрольных срезов проверялось качество усвоения учебного материала дисциплины.

Курсанты, принимавшие участие в эксперименте, находились на начальном этапе изучения дисциплины «Авиационная метеорология» в равных условиях:

1) остаточные знания по дисциплинам, изученным ранее составили в контрольной и экспериментальной группах: ККГ = 0,47, КЭГ =0,45;

2) курсанты обеих групп освоили одинаковый по содержанию теоретический материал в процессе использования одинаковых методов обучения. Проверка освоения когнитивного компонента содержания учебного материала осуществлялась в процессе тестирования. Тест включал разноуровневые задания на проверку запоминания, распознавания, понимания содержания изученного материала.

Инструментарием для оценки уровня усвоения знаний курсантов послужила методика поэлементного анализа полноты сформированности понятий [6]. Коэффициент полноты усвоения понятий рассчитывается по формуле:

,

где N — число респондентов; n — число признаков, подлежащих усвоению; ni — число признаков, усвоенных респондентами.

Динамика изменения коэффициента полноты усвоения понятий (когнитивного показателя освоения содержания учебного материала) курсантами ЭГ и КГ представлена ниже (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2

Результаты диагностики знаний

Группа (количество курсантов)

Нулевой срез

Первый промежуточный срез

Второй промежуточный срез

Итоговый срез

Динамика изменения показателей

Δ

δ

КГ (29)

0,58

0,60

0,60

0,70

0,12

2

ЭГ (23)

0,54

0,64

0,69

0,78

0,24

Рис. 1. Результаты тестирования когнитивного компонента

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что абсолютные изменения показателей и в экспериментальной и контрольной группах больше нуля: ΔКГ = 0,12, ΔЭГ = 0,24. Однако, относительный показатель, характеризующий положительное влияние на качество усвоения знаний (понятий) дисциплины «Авиационная метеорология» оказался в два раза больше в ЭГ по сравнению с КГ. Это подтверждает наше предположение об эффективности обучения на основе обобщенных планов, которые реализуют не только методологию научного познания, но и генерализацию и фундаментализацию содержательной стороны обучения как компонента информационной образовательной среды.

Таким образом, последовательность и полнота выполнения выделенных нами педагогических условий, составляющих основу педагогической среды обучения курсантов военного вуза, способствуют усвоению основополагающих понятий выбранной предметной области.

Литература:

  1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников филиала ФГКВОУ ВО «Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске.
  2. Кондаков Н. И. Логический словарь — справочник / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., рипр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство мир и образование», 2007. — 640 с.
  4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  6. Усова А. В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: лекция для аспирантов и соискателей / А. В. Усова — Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 13 с.
  7. Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография / Н. О. Яковлева. — М: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплины «Авиационная метеорология», курсантов военного вуза, обучения курсантов, среды обучения курсантов, обучения курсантов военного, педагогических условий, информационной среды, информационной среды обучения, функционирования информационной среды, обобщенных планов, педагогических условий эффективного, обобщенных планов изучения, эффективного функционирования информационной, условий эффективного функционирования, элементов знаний, усвоения знаний, учебного познания, учебной дисциплины «Авиационная, изучения элементов знаний, среды вуза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос