Рынок производства корпусной мебели в г. Якутске характеризуется благоприятной динамикой развития. Это обусловлено тем, что в течении последних нескольких лет наблюдается стабильный рост введения новых домов, что в свою очередь увеличивает количество новых квартир. Как правило, в новые квартиры устанавливается мебель, сделанная на заказ, и с каждым годом увеличивается число производственных компаний.
Сегодня на рынке производства корпусной мебели г. Якутска представлено более 80 компаний применяющие различные способы конкурентной борьбы. В виде субъектов этого рынка выступают преимущественно предприятия — производители. Некоторые привлекают новых клиентов высоким качеством изготовления, другие привлекательным дизайном, создавая целые дизайнерские линейки мебели в «домашнем стиле» и привлекая тем самым посетителей, третьи — завоевывают массового потребителя низкой стоимостью.
Ключевые игроки рынка в городе сформировались за последние пять лет. Причем многие известные предприятия являются относительно новыми, а образовавшиеся брэнды являются результатом длительной работы местных мебельных компаний. Сравнивая текущее состояние рынка производства корпусной мебели с тем, что он представлял собой 10–15 лет назад, необходимо отметить, что ещё совсем недавно на рынке функционировали предприятия, которые занимались только перепродажей мебели от зарубежных и отечественных поставщиков, а сегодня большое количество предприятий занимается её производством.
Среди предприятий главными конкурентными преимуществами обладают предприятия — лидеры отрасли, которые работают не только на рынке г. Якутска. К таким предприятиям относятся те, которые имеют собственное производство — «Фабрика Мебели № 1», «Мистер Шкаф», «Мастер Мебель», «Топ Мебель», «Бриони Мебель», «Мебель Комплект», на которые ориентируются большинство потребителей г.Якутска.
За годы рыночных изменений мебельная отрасль в городе изменилась качественно с помощью реструктуризации, и технического переоборудования производств с введением импортного оборудования известных компаний Германии, Италии, Бельгии, а также отечественных производителей. В условиях усиления конкуренции предприятия активно применяют разные стратегии реструктуризации для закрепления своих позиций на рынке, ключевыми из которых являются стратегии дифференциации продукции и стратегии концентрированного роста.
Стратегия дифференциации продукции заключается в расширении диапазона оказываемых услуг; производства продукции по индивидуальным проектам, начиная от оттенков материала и используемой фурнитурой, и заканчивая габаритами; созданию новых коллекций мебели; переработки моделей, что позволяет немедленно реагировать на потребности рынка; бесплатной и быстрой доставки мебели; бесплатного дизайн-проекта и реставрационных работ.
Стратегия концентрированного роста ориентирована на совершенствование продукта, производство мебели с новейшими качественными параметрами, развитие рынка, выход многих предприятий на рынок Республики Саха (Якутия). Зачастую местные предприятия, изготавливающие мебель, в формировании ассортимента стали использовать западные методы, изготавливая не отдельные готовые изделия, а уже готовые интерьеры, которые включают не только системный подход в выборе мебели, и правильной расстановке предметов интерьера, но и технические решения, световой дизайн, планировочное представление пространства.
Ещё одной из характеристик рынка является стремление лидеров мебельного рынка к регулярному усилению своих рыночных позиций. При этом четко наблюдается тенденция развития сотрудничества с зарубежными поставщиками сырья, комплектующих, материалов, фурнитуры, а также развитие сотрудничества в сфере дизайна. К тому же, в регионе активно идут процессы интеграции мебельных компаний на кластерной основе. К примеру, на базе компании «Мебелком» создан мебельный кластер, который включает в себя несколько компаний по изготовлению корпусной мебели. В то же время, на деятельность мебельных предприятий г. Якутска оказывают негативное влияние те же факторы, что и по всей России в целом, вызывая проблемы и структурные противоречия в развитии всего мебельного рынка.
Одной из причин, которые сдерживают развитие мебельной отрасли в регионе, это низкий уровень благосостояния и платёжеспособности основной массы населения и как результат нынешние потребительские предпочтения. Так как мебель не является продуктом, подчеркивающим статус, население отдает предпочтение покупкам дорогих и очень дорогих автомобилей в кредит, повышая доходы банков и уменьшая свои, а статья расходов «Мебель» финансируется по остаточному принципу.
Сегодня покупатели не могут похвастаться хорошей платежеспособностью, таким образом, при сохранении прежних темпов развития экономики в структуре этого рынка заложен большой резерв для роста. Поэтому повышение уровня жизни населения, особенно в развитых и перспективных регионах страны, должно стать приоритетом в проводимой государством экономической политики на федеральном и региональном уровнях, позволит сформировать стабильную категорию потребителей широкого круга товаров и в более высоких ценовых диапазонах. Это позволит мебельным предприятиям обеспечить более высокие темпы экономического роста.
Использование стратегий усиления позиции на рынке многих ведущих компаний мебельной отрасли осложняется появлением в городе большого количества «мелких» производителей корпусной мебели. Конкуренция с ними является сложной. Большинство из них копируют лучшие экземпляры кустарным способом и реализовывают их по низким ценам. Для избегания копирования, предприятиям следует отказаться от ценовой конкуренции и предлагать рынку более сложные изделия, как по технологии, так и по дизайну. Так, например, мебельные фабрики «Фабрика мебели «№ 1», «Мистер шкаф», «Топ Мебель», начали производство более продвинутой мебели, обращаясь в основном к услугам западных дизайн-компаниям, преимущественно итальянских и немецких таких как «Aristo», «Hettich», «Blum», так как они являются лидерами в введении инноваций в производство корпусной мебели. При этом модельный ряд большинства предприятий на протяжении многих лет в стилевом отношении принципиально не меняется и характеризуется однообразием, отсутствием своего лица. Поставщиками фурнитуры для мебельных предприятий является лишь несколько предприятий: «TDM комплект», «Boyard», «компания FM», «Томсклесдрев», «Томские мебельные фасады» поэтому всё, что придает мебели вид (фасады, качественные облицованные плиты, фурнитуру). Предприятия вынуждены закупать с Китая, российская продукция получается очень дорогой. При этом компаниям доводится самим обучать консультантов-продавцов, сборщиков мебели, на эти процессы тратится время и они не позволяют развивать торговые сети требуемыми темпами. Впрочем, несмотря на многие проблемы отечественных мебельщиков, согласно результатам мониторинга Ассоциации компаний мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, 49 % участников исследования дают положительную оценку перспективы развития мебельного рынка, 10 % не предвидят особых изменений, а негативно настроены только 7 % опрошенных.
Основные надежды на позитивные изменения в мебельной отрасли опрошенные связывают с повышением качества выпускаемого продукта, с ростом экономического благосостояния страны в целом, совершенствованием собственных технологических процессов. А в качестве конкурентных преимуществ, которые есть у местных производителей и могут быть использованы в борьбе с конкурентными компаниями называются относительно низкие транспортные расходы, относительно низкие потери от механических повреждений мебели во время перевозки, более короткие сроки изготовления мебели.
Литература:
- Стратегия социально-экономического развития городского округа г.Якутск на период до 2032 года. Утверждена решением Якутской городской думой от 25.11.2015г. № РЯГД-21–3.
- Обзоры на сайте РБК.http://www.rbc.ru/reviews/office_mebel/chapter4-rusmebel.sht
- Саломеева А. Неоднозначная отрасль.-2001.-№ 6.
- Обзоры рынков Рынок мебели http:/www.aup.ru/news/2012/02/15/5820.html