Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Габидулин, Т. К. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа / Т. К. Габидулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43970/ (дата обращения: 02.05.2024).



В современных условиях целью обучения становится не простая трансляция имеющейся информации, а раскрытие индивидуальных способностей личности, развитие её умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология развития критического мышления впервые была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита, авторами данной программы являются Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Технология развития критического мышления характеризуется как открытая система стратегий и методических приемов, предназначенных к использованию в областях науки, образования, видах деятельности.

Генеральным принципом данной технологии является принцип гуманизации и сотрудничества, имеющий целью получение таких результатов, как:

- формирование способности у обучаемых эффективно работать в условиях частой смены технологий труда и производства, постоянно увеличивающегося и обновляющегося информационного потока в различных областях научных знаний;

- формирование умений критически оценивать полученную информацию и на основе такой оценки аргументированно выражать и отстаивать свою точку зрения;

- становление готовности не только решать возникающие проблемы, но и в случае необходимости брать ответственность на себя;

- формирование способности заниматься своим саморазвитием (академическая мобильность); развитие умения сотрудничать и работать в группе; укрепление способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается совокупность личностных качеств, свойств, умений, обусловливающих не только высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, но и «рефлексивный» уровень, для которого новая информация, превращенная в новое знание, является не конечной, а начальной точкой аргументированного и логичного мышления, базирующегося на личностном опыте и проверенных фактах. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. То есть тип критического мышления основан на сомнении в достоверности какой-либо информации. Человек, обладающий критическим мышлением, должен удерживать баланс между гиперкритицизмом (если новая информация не укладывается в привычные рамки, то она неверна) и легковерием (все новое приравнивается к истинному, то есть заслуживающему самого пристального внимания), иметь способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов [1].

Таким образом, показателями критического мышления могут быть следующие:

- допущение различных трактовок информации;

- умение строить гипотезы;

- способность к систематизации объектов, фактов, явлений;

- владение аргументированной речью;

- способность формулировать логические выводы;

- умение осуществлять критический анализ фактов, явлений [2].

Формами развития критического мышления у студентов колледжа могут быть:

- сбор данных;

- анализ текстов, материалов;

- сопоставление альтернативных точек зрения;

- коллективное обсуждение предлагаемого факта, ситуации, явления;

- дебаты, дискуссии.

В основе данной технологии лежит трехфазовая структура учебного занятия (схема

1):

Схема 1 -Трехфазная структура учебного занятия

Первая фаза предоставляет возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, что создает дополнительный стимул для формулировки ими собственных целей – мотивов, а также актуализирует познавательную деятельность студентов.

В процессе реализации фазы вызова можно использовать прием «мозговой штурм» в группах численностью 5-7 человек. На первом этапе создается банк идей, обсуждаются возможные решения проблемы, принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. На этом этапе не допускаются критика и комментирование. Второй этап предполагает коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главной целью является поиск рациональных решений, попытка совместить найденные решения. На третьем этапе осуществляется выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. При этом студенты могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным педагогом. Учитывая, что любое высказывание будет важным для дальнейшей работы, важно, чтобы они фиксировались преподавателем [3].

Также на стадии вызова целесообразно использовать прием «верные-неверные утверждения». Преподаватель заранее готовит ряд утверждений, часть из которых не является верными. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на имеющиеся знания по теме. Данный прием позволяет актуализировать имеющиеся знания у учащихся, формировать личную заинтересованность в получении знаний. На стадии рефлексии необходимо возвратиться к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие нет.

В процессе реализации фазы осмысления главная задача преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес к изучению новой темы. Поскольку одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, то важное значение имеет качество отобранного материала.

На фазе осмысления содержания студенты:

- осуществляют контакт с новой информацией;

- сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями;

- осуществляют поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

- стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

На данном этапе актуален такой прием, как чтение текста с маркировкой по методу insert. Во время чтения текста необходимо делать определенные пометки на полях. С помощью маркировочных знаков, в тексте отмечается информация, которая уже известна учащимся, новая информация и та, которая требует от учащегося дополнительных сведений. Данный прием требует от студентов активного и внимательного чтения, обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Фаза рефлексии включает в себя: размышление, анализ, творческую интерпретацию. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На данном этапе учебного занятия можно применять такой прием, как составление кластера, что, во-первых, способствует систематизации полученной информации, а во-вторых, развивает творческие способности учащихся.

Применение технологии развития критического мышления в рамках Бузулукского финансово-экономического колледжа, в частности на уроках экономики, способствует не только лучшему восприятию новой информации, развитию умственной активности, но и положительно сказывается на мотивации студентов к учебной деятельности.

Литература:

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. − 2-е изд., стер. − М.: КНОРУС, 2011. − 432 с.
  2. Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по геометрии в старших классах / А.В. Виноградова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - с. 65
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. − М.: Просвещение, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, технология развития, информация, прием, учебное занятие, знание, зрение, полученная информация, умственная активность, формирование способности.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте.

Роль технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

При встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.

Технология развития критического мышления как средство...

Технологии развития критического мышления при формировании метапредметных знаний и умений на уроках биологии достигается благодаря решению следующих задач

Образовательная технология развития критического...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов...

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Развитие умений студентов оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу студента при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку из фазы заучивания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте.

Роль технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

При встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.

Технология развития критического мышления как средство...

Технологии развития критического мышления при формировании метапредметных знаний и умений на уроках биологии достигается благодаря решению следующих задач

Образовательная технология развития критического...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов...

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Развитие умений студентов оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу студента при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку из фазы заучивания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте.

Роль технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

При встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.

Технология развития критического мышления как средство...

Технологии развития критического мышления при формировании метапредметных знаний и умений на уроках биологии достигается благодаря решению следующих задач

Образовательная технология развития критического...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов...

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Развитие умений студентов оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу студента при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку из фазы заучивания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте.

Роль технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

При встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.

Технология развития критического мышления как средство...

Технологии развития критического мышления при формировании метапредметных знаний и умений на уроках биологии достигается благодаря решению следующих задач

Образовательная технология развития критического...

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Похожие статьи. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов...

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Развитие умений студентов оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу студента при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку из фазы заучивания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Задать вопрос